интерактивное обучение
методическая разработка на тему

Петухова Нина Петровна

Общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств учащихся, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как средство развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_obuchenie.docx12.78 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения

Общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств учащихся, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как средство развития личности.  Главное отличие современного представления об образовании в том, что понятие «образование» рассматривается как неравнозначное обучению, обучение – только часть образовательного процесса, но далеко не единственная и не доминирующая его часть. Результаты академических знаний становятся не самыми главными показателями качества образования, на смену им приходят такие важные показатели как сформированность устойчивой мотивации познания, .надпредметных способов учебной деятельности, степень развитости личности. Поэтому возникает необходимость переводить образовательную систему из режима функционирования в режим развития, что «достигается через разработку и освоение новшеств, то есть через инновационный процесс».

Один из путей реализации этого процесса - внедрение технологии  интерактивного обучения в систему образования.

Актуальность введения технологии интерактивного обучения в практику преподавания была обусловлена тем, что эта технология позволяет:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление, интенсивную коммуникативную деятельность  
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса,
  •  обеспечить разнообразие и смену видов и форм, способов деятельности.
  • дать возможность получить комплексное представление об окружающей среде, проблемах и возможностях их решения
  • развить диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Основной целью применения интерактивного обучения является приобретение знаний и развитие навыков, установок, привычек способствующих физическому, психическому и социальному благополучию, т.е. здоровому состоянию учащихся. Ведь здоровье – это полное физическое, духовное и социальное благосостояние, а не только отсутствие болезни или слабости.

Поэтому с 2015 года и  по настоящее время  я работаю над повышением эффективности и качества образования путем внедрения в образовательный процесс технологии интерактивного обучения. Задача учителя-обеспечить на уроке условия для развития личности. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. При реализации интерактивного обучения школьники вовлекаются в процесс познания. Их совместная деятельность опирается на диалоговое общение, в результате чего обучающиеся начинают критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, осознанно принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Учитель направляет деятельность учащихся на достижение целей урока, выступает равноправным субъектом обучающего процесса, побуждает обучающихся к самостоятельному поиску знаний.

В основе интерактивного обучения лежит организация творческо-исследовательской деятельности обучающихся. В результате у школьников возрастает уверенность в своих силах ,самостоятельность,гибкость мышления ,личный жизненный опыт. Ребята учатся слышать и слушать других, аргументировать свою точку зрения, сопоставлять своё и чужое мнение.

Интерактивные формы могут присутствовать как в качестве отдельных элементов , так и на протяжении всего урока. Чаще всего я использую приём «Работа в парах». Например, данный вид деятельности позволяет шестиклассникам самостоятельно сделать вывод о правописании приставок пре-и при-,развивает способность ребят к анализу и синтезу. Класс легко делится на пары. Каждой паре я даю карточку с заданием и таблицей. Учащиеся читают текст ,выбирают слова с приставками при- и пре-,распределяют их по колонкам, ищут закономерности и составляют правило правописания приставок при- и пре-.Затем пары объединяются и дополняют таблицы. На каждое значение приставки (близость, приближение, присоединение. неполное действие) ребята приводят по 2 примера.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся выписать из любимых художественных произведений 8 слов с приставками и определить их значение.

Приём «Ромашка» помогает обучающимся составить оценочную характеристику героя, развивает речь ребят, учит деловому сотрудничеству.

Ресурсы: портрет А.С.Пушкина, бумажные круги с именами героев повести «Капитанская дочка», лепестки ромашки, скотч, фломастер.

1 шаг. Каждому участнику выдаётся круг с именем героя 5 лепестков.

2шаг.На каждом лепестке учащиеся записывают определение, характеризующее героя.

3 шаг.Ученики встают,двигаясь по классу, образуют динамические пары и наклеивают  на  круг с именем героя соответствующий лепесток.

4 шаг. Когда соединились 5 лепестков и получилась ромашка, учащиеся образуют группы по общему названию героя и составляют его литературный портрет.

5 шаг. Представитель каждой группы рассказывает о герое, используя определения, записанные на лепестках.

 Домашнее задание: подготовить рассказ от 1 лица на тему: «Встреча Маши с императрицей».

Таким образом, интерактивная модель открывает широкое поле деятельности для учителя и ученика: творить и экспериментировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении

О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся

Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе  даётся основная характеристика  "интерактива", ...

Статья: Интерактивное обучение как основа развития познавательной компетенции

Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразиемК. Ушинский...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...