Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука дизайна"
рабочая программа на тему

Первухина Елена Юрьевна

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования для занятий с детьми 6-9 лет,

в условиях объединения дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1prog_azbuka_dizayna.podgotov2019g.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Кондинского района

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Согласована районным                                                      

экспертным советом                                         

__________________

___________________

___________________

Дата___________

Утверждена

директором

МКОУ ДО «Центр дополнительного образования» __________И.В. Коркишко

Программа

«Азбука дизайна. Подготовительный курс»

Художественное направление

Возраст детей 6-8 лет

срок реализации 1год

                                                             Первухина Е.Ю.

педагог дополнительного   образования                                            Изостудия «Модерн»

                                                             высшая квалификационная категория

г.п. Междуреченский

2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                             

Данная программа является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 6-9 лет. Определяет комплекс основных характеристик дополнительного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука дизайна. Подготовительный курс» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Концепции развития дополнительного образования детей  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);

-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства, дизайна в эстетической деятельности.

Направленность образовательной программы «Азбука дизайна. Подготовительный курс» (далее программы) художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение младших школьников к основам дизайна и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только познакомиться с различными техниками изобразительного искусства, но и применить их при проектировании.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.  В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

 В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.). Заниматься дизайном можно начинать в самом раннем возрасте. Во всяком случае делать в этой сфере свои первые опыты.

Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели:

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции, ведь все известные художественные техники имеют в своей основе древнейшие действия или операции.

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.

Педагогическая целесообразность программы- предоставление максимальных возможностей для формирования у ребенка установки на творческую деятельность.

Цель программы

 Формирование художественно-творческих способностей детей начальной школы, через проектно-художественную деятельность (дизайн), приобщение к изобразительному творчеству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. 

Задачи программы

  Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с художественными материалами;

-   отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

-   осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Дидактические принципы построения и реализации программы, обусловленные единством воспитательное-образовательного пространства:

  • принцип культур сообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
  • принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера художественного образования;
  • принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  • принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Отличительные особенности программы:

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Для занятий по программе принимаются все желающие. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей, обучающихся (знаний, умений, навыков).

Возраст обучающихся: от 6 до 9 лет.

Из обучающихся объединения по программе, формируются группы. Группы, смешанные по полу (девочки, мальчики). В программе учитываются возрастные и психологические особенности детей. Количество обучающихся в  группе – 10 человек.

Общая продолжительность образовательного процесса составляет 216 час.

Возраст учащихся

Количество учебных часов в неделю

Количество учебных часов в год

6-9

6

216

Периодичность занятий –  3 раза в неделю по 2 часа

                                         

Форма и режим занятий: 

Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Для одаренных детей, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Прогнозируемые результаты программы

Личностные результаты:

 - в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни;

 - в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности;

- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).  

           Метапредметные результаты:

- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

 - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием;

 - формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно– творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности, собственной и одногруппников.  

           Предметные результаты:  

         В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры пластических искусств;

- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу;

-умение самостоятельно оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

 - в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности, для передачи замысла в собственной художественной деятельности.  

Планируемые результаты:

Учащиеся получают начальные сведения:

- о деятельности художника, о художественных материалах;

- об основных цветах солнечного спектра;

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;

-о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
-об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об
элементарных правилах смешения основных цветов для получения составных цветов;

-  об основах рисования в компьютерной программе Microsoft Word;

должны уметь:

- правильно сидеть за столом; правильно держать карандаш или кисть,
свободно рисовать карандашами - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- определять величину и расположение, изображения в зависимости от
размера листа бумаги;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно
закрывать ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество
их форм, очертаний; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом,
использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать
размером, цветом главное в рисунке;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка
уточнение общих очертаний и форм);

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета.

- создавать документ Word, создавать автофигуры, осуществлять действия с ними;

- составлять различные изображения из автофигур панели рисования Microsoft Word;

Учебный план

№п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

3

2

Мир дизайна

3

3

Материалы и оборудование.

 Инструктаж по ТБ.

3

4

Основы композиции.

50

5

Основы цветоведения.

8

6

Рисунок

40

7

Живопись

40

8

История искусства

6

9

Графический дизайн. (Черчение)

-

10

Графический дизайн. Компьютерная графика

15

11

Дизайн интерьера

10

12

Ландшафтный дизайн

8

13

Архитектура

8

14

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем

8

15

Итоговое занятие

8

16

Выставка работ

6

Итого:

216

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практ. работа

Итого

1

Вводное занятие

1

2

3

2

Мир дизайна

1

2

3

3

Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.

1

2

3

4

Основы композиции.

10

40

50

5

Основы цветоведения

1

7

8

6

Рисунок

5

35

40

7

Живопись

5

35

40

8

История искусства

5

1

6

9

Графический дизайн.

4

11

15

10

Дизайн интерьера

5

5

10

10.1

Из истории интерьеров.

1

1

2

10.2

Цвет в интерьере.

1

1

2

10.3

Элементы интерьера. Объекты декорирования.

1

1

2

10.4

Проект «Комната моей мечты»

2

2

4

11

Ландшафтный дизайн

4

4

8

11.1

Стили в ландшафтном дизайне.

1

1

2

11.2

Элементы ландшафтного дизайна. Объекты декорирования.

1

1

2

11.3

Ландшафтный дизайн по правилам.

1

1

2

11.4

Проект «Мой райский уголок».

1

1

2

12

Архитектура

4

4

8

12.1

Стили в архитектуре

1

1

2

12.2

Элементы экстерьера. Объекты декорирования.

1

1

2

12.3

Этапы проектирования архитектурного сооружения.

1

1

2

12.4

Проект «Я построю дом».

1

1

2

13

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека

4

4

8

13.1

Имидж человека и его составляющие.

1

1

2

13.2

Визаж и дизайн причёсок.

1

1

2

13.3

Дизайн одежды, обуви и аксессуаров.

1

1

2

13.4

Проект «Сценический костюм и макияж»

1

1

2

14

Итоговое занятие

1

5

8

15

Выставка работ

1

5

6

Итого:

216

Содержание программы

I год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Дисциплина на занятиях. Демонстрация учебных и проектных работ, ранее выполненных в объединении.

Раздел 2. Мир дизайна.

Дизайн и его место в духовной  и  материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна.

Раздел 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.

Материалы, инструменты и оборудование для выполнения учебных и творческих работ.

Техника безопасной работы циркулем, клеем, проволокой, жестью, ножницами.

  Раздел 4. Основы композиции.

Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

Решение композиционных задач. Целостность композиции, центр, плановость. Симметрия и асимметрия.

Коллаж, аппликация (работа с природным материалом).

Воспитание художественно — конструкторского видения окружающего мира природы, его внешних форм, фактур и красок, структурного строения. Сбор природного материала. Способы и методы работы с ним. Орнаментальная, объемная, декоративная композиции. Орнаментальная композиция в прямоугольнике.

Декоративное панно: «Мир моего детства»,  «Портрет Осени», «Золотая рыбка», «Лесная сказка» выполнение аппликации «Украсим посуду/полотенце» и т. д. на произвольную или заданную тему.
Мини-выставки работ.

Раздел 5. Основы цветоведения.

Цветовое оформление как средство композиции. Цветовой круг как помощник при соединении цветов. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета, родственные. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

Раздел 6. Рисунок

Линия. Штрих. Пятно. Размещение в листе.Наброски и зарисовки.Тематические задания.  Рисунок — главное изобразительное средство выражения идеи художника. Изобразительные средства: точка, прямая, отрезок. Диагональ, горизонталь, вертикаль, параллельные, перпендикулярные, штрихпунктирные, волнистая, штриховая линии. Тренировка руки: изгибы и петли. Фантазия. Набросок. Простой карандаш. Эскиз. Цветные карандаши. «Точка, точка, запятая». Человечки в движении. Набросок. Умение передавать пространственные планы способом загораживания. Выполнение графических работ с включение большего числа предметов, объектов. Умение передавать движение фигуры человека и животных в рисунке. Иметь представление о композиционной основе орнамента. Перспектива (линейная, воздушная). Получение представления о переднем и заднем планах, о понятиях линейная и воздушная перспектива. этюд, эскиз. Мини-выставка работ.

Раздел 7. Живопись

Основные цвета палитры. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, дополнительные, первичные, вторичные цвета, родственные цвета и т. д. Виды красок, чем они отличаются друг от друга. Изобразительные средства: точка, линия, мазок, пятно. Воздушная перспектива. Гуашь. Фантазия: «Осень». Ассоциативное отражение в цвете времени года. Теплые. «Зима». Ассоциативное отражение в цвете времени года. Холодные цвета. Акварель Фантазия «Утро». Ассоциативное отражение в цвете времени суток. «Вечер». Ассоциативное отражение в цвете времени суток. Цветовой круг. Гуашь. Способ смешивания красок. Пастель. Фантазия. Например: " Экзотические птицы". Фантазия. Выполнение в любой технике. Мини — выставка работ. 

Раздел 8. История искусства

Знакомство с различными жанрами изобразительного искусства: (натюрморт, портрет, пейзаж; исторический, бытовой, мифологический жанры) и видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура). Понимание особенностей образного языка разных видов и жанров искусства. В основу усвоения и освоения тем положен жанровый принцип: каждый жанр изобразительного искусства рассматривается в его историческом развитии и многообразии воплощений.

Раздел 9. Графический дизайн.

Графический дизайн и его направления. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Цветовое решение надписей. Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель.

Некоторые правила и приёмы работы с инструментами и материалами. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

Раздел 10. Дизайн интерьера.

Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Элементы интерьера. Объекты декорирования. Интерьер жилого помещения. Национальные традиции. Декоративное украшение жилого помещения.

- Проект «Комната моей мечты». Выполнение эскиза интерьера. Варианты: интерьер кухни, оформление сцены к школьному празднику…

Раздел 11. Ландшафтный дизайн.

Из истории ландшафтного дизайна.

- Проект «Мой райский уголок».

Варианты: садовый участок, пришкольный участок, детская площадка и .т. д.

Раздел 12. Архитектура.

Из истории архитектуры. Основные виды архитектуры. Элементы архитектуры. Витражи.

- Коллективный проект «Дом моей мечты».

Варианты: школа, дом будущего.

  Раздел 13. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека.

   Имидж человека и его составляющие. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Этапы конструирования и моделирования одежды, обуви и аксессуаров.

- Коллективный проект «Сценический костюм и макияж». Варианты: Мальвина, Буратино…

Раздел 14. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку.

- Отбор проектных работ на отчётную выставку.

  Раздел 16. Выставка работ.

Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.

- Оформление выставки.

- Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная линейка, праздник мастерства.

Методическое обеспечение программы

Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.

Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.

Приёмы обучения:

  • демонстрация эффективного опыта;
  • объяснение опыта;
  • ответ на поставленный вопрос.

Методы обучения:

1. По источнику передач и восприятию информации:

а) словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж;

б) наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, мультимедийных презентаций;

в) практический: применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;

г) проверка результатов обучения:

  • в устной форме: с целью повторения и закрепления полученного материала;
  • в практической форме: тестирование, выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.

2. По дидактическим задачам:

а) приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта педагога;

б) формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;

в) применяются знания через выполнение проектной работы;

г) творческая деятельность: создание собственных изделий на основе традиционных образцов, демонстрация проектных работ на выставках.

3. По характеру деятельности:

а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, инструктаж, показ готовых изделий, альбомов, иллюстраций, мультимедийных презентаций;

б) репродуктивный: для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;

в) частично-поисковый: ребенок может внести изменения в определенном изделии (форму, материал, цветовую гамму…);

г) проектный: учащиеся выполняют изделие по принципу инженерного проектирования. 

Формы обучения: учебное занятие.

           Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ.

           Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях дизайна, о законах художественного конструирования, правилах проектирования, правилах построения и чтения конструкторской документации (чертежей, схем, карт, таблиц), вводный, текущий и заключительный инструктаж.

           Теоретическую работу с обучающимися следует ограничить краткими беседами, не более 10-15 минут, и пояснениями по ходу учебного процесса, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике с показом дидактического материала и приёмов работы.

           Практической работе отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен. Учащийся имеет право на ошибку, но она является лишь ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка.

Организационные формы:

1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или инструктажа;

2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;

3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;

4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.

Формируемые умения и навыки учащихся:

  1. Пробы сил в каждом направлении дизайна.
  2. Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
  3. Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений.
  4. Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к товарищам по проекту.
  5. Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.

Получаемые учащимися знания:

  1. Виды и направления дизайна.
  2. История и развитие дизайна.
  3. Стили в дизайне.
  4. Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами.
  5. Работа с компьютером. Охрана здоровья.
  6. Компьютерная программа MS Word.

Формы подведения итогов. Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности являются:

  • Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
  • Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной деятельности:
  1. входной (для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в начале учебного года);
  2. промежуточный (в середине учебного года по пройденным разделам или темам);
  3. итоговый (после завершения всей учебной программы по годам обучения).

(тестовые задания см. в приложении)

  • Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
  • Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно подвести итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими воспитанниками объединения. При этом учитывается:

- возраст воспитанника;

- общественная значимость проектной работы;

- художественная ценность проектной работы;

- качество исполнения проектной работы;

- элементы творчества в работе, самостоятельность.

           Так же в конце учебного года желательно подготовить и провести отчётное

массовое мероприятие (праздник, родительское собрание), на котором будут представлены презентация объединения, выставка проектных работ, а самые активные ребята будут награждены дипломами, грамотами, благодарностями.

  • Конкурсы, фестивали. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися программного материала.

Способы оценки результатов учебной деятельности:

  • похвала;
  • награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;
  • отбор лучших работ учащихся для представления их в районных, региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.

Перечень дидактического материала

  1. Методический фонд объединения (состоит из 550 лучших работ обучающихся).
  2. Иллюстрации – 800 шт.(по темам программы)
  3. Репродукции – 500 шт. (по темам программы)
  4. Тематические таблицы – 32 шт.
  5. Специализированная литература – 80 экз.
  6. Журналы (периодика) – 150 экз. «Юный художник», «Художественный совет»
  7. Тесты, опросники – 43 шт.
  8. Дидактические разработки занятий для начинающих «Уроки дизайна».
  9. Дидактические разработки занятий по арт-терапии.
  10. Дидактические разработки занятий для поступающих в ВУЗы.
  11. Обучающие компьютерные диски по рисованию, дизайну, истории искусства – 22 шт.
  12.  Дидактические и развивающие игры – 15шт.
  13.  Коллекция электронных занятий, выполненных в виде презентаций к занятиям в MS Power Point.

Перечень оборудования и технического материала

  1.  Выставочные стенды для экспонирования детских рисунков в рамах - 5 шт.
  2.  Выставочные стенды, позволяющие демонстрировать работы детей, выполненные на бумаге – 3 шт.
  3.  Мольберты – 15 шт.
  4.  Столы – 6 шт.
  5.  Стулья – 25 шт.
  6.  Табуреты – 10 шт.
  7.  Багетные рамы – 60 шт.
  8.  Музыкальный центр – 1 шт.
  9.  Компьютеры– 5 шт.
  10.  Аудио, DVD, CD диски с записями.
  11.  Магнитная доска – 1 шт.
  12.  Лампа на крепеже – подсветка – 1 шт.
  13.  Гипсовые геометрические тела – 6 шт.
  14.  Гипсовые розетки – 6 шт.
  15.  Гипсовые части лица – 6 шт.
  16.  Гипсовые головы – 4 шт.
  17.  Муляжи (фрукты, овощи, грибы).
  18.  Гербарий – 3 шт.
  19.  Коллекция жуков, бабочек – 2 шт.
  20.  Ткань для драпировок различная – 35 шт.
  21.  Художественные материалы (кисти беличьи и щетинные № 1-16;

гуашь, акварель, масляные краски; гелевые ручки, маркеры, фломастеры; акварельные, пастельные и цветные карандаши; восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; клей ПВА; ножницы; кнопки, скрепки.)                              

Список литературы

Для педагога:

  1. Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, – М.:«Просвещение», 2000 год
  4. Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 1984.
  5. Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001.
  6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов – М.: Школа – Пресс, 1998
  7. Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. Изобразительное искусство и архитектура, 4,1.- сост., С. Т. Исмаилова. – М.: Русская энциклопедия, 1996.
  8. Ячменева В.Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003.

 Для учащихся:

  1. Большаков А. Д. Декор и орнамент в книге. – М.:Книга. 1990.
  2. Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  3. Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"

Обучение основам дизайнерской деятельности даёт возможность учащимся получить представление о художественном проектировании, а также основных видах дизайна.  Помимо формирования профессионального...

Дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"

В данном разделе содержится дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». Изготовление «Рождественского ангела».

Открытое занятие "Изготовление "Рождественского ангела" предназначена для педагогов, которые работают с группой детей начального школьного возраста (2 уровень, 1 и 2 г. обучения)....

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». «Веточка цветущей вишни». Декоративное панно.

Открытое занятие "Веточка цветущей вишни" (декоративное панно) предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 2 год обуч...

Технология проведения аттестации обучающихся к дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студии «АКВАРЕЛЬ».

Технология проведения аттестации обучающихся к дополнительной общеобразовательной программе "Дизайн - студия "АКВАРЕЛЬ" будет интересна для педагогов дополнительного образовани "Из...

Дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"

Программой «Дизайн и проектирование» предусмотрен индивидуальный подход к каждому воспитаннику, с учетом его интересов, направленности на творческую самореализацию. В программе выделены ра...