«Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста»
статья

Юдина Светлана Михайловна

Цель экологического воспитания: - форми­ровать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания: - формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными; 

- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

- воспитывать у детей заботливое отношение к природе, путём целенаправленного общения их с окружающей средой; - средствами природы воспитывать эстети­ческие и патриотические чувства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_ekologicheskogo_soderzhaniya.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».
Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения. Развитие речи теснейшим образом связано с Формированием мышления и воображения. При нормальном развитии у детей дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

У детей с речевой патологией обнаруживается сложное сочетание нарушений речи. Нарушение речи отрицательно влияет прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией отмечается недостаточная гибкость и динамичность мыслительных операций, более замедленный темп чувственных действий, повышенная психическая истощаемость. Всё это входит в синдром дефицита внимания, часто проявляющегося при речевой минимальной мозговой дисфункции, являющейся первопричиной речевых нарушений (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртыми формами дизартрии).

В структуре речевого дефекта выявляются более многообразные психические симптомы: недостаточность психической активности и регуляции деятельности, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, нарушения познавательной деятельности, обусловленная двигательными расстройствами (астенизация мыслительных процессов, понижения уровня устойчивости и переключения внимания, нарушение со стороны эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость),снижение слухоречевой и зрительной памяти, фонематического слуха, трудности в организации восприятия и движений, нарушения со стороны как общей, так и мелкой моторики),чаще нарушены тонкие дифференцированные движения, нарушения зрительно- моторной координации движений. Все выше перечисленные симптомы сопутствуют речевым нарушениям, в последнее время чаще с ОНР, при котором страдает вся речевая система в целом: отмечается бедность, неточность словаря, нарушения фонематической стороны речи и лексико-грамматической, нарушения восприятия и воспроизведения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Определённое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи являются дидактические игры экологического содержания.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобитонных конструкций.

Да и природа всё больше "притесняется": разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях.

Обострённое внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателя пересмотреть содержание экологи-

ческого воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

"Экология" в переводе с греческого (экос-дом, жилище,

Родина; логос-учение) означает-наука о Доме-Родине.

Цель экологического воспитания: - формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания: - формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными; 

- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

- воспитывать у детей заботливое отношение к природе, путём целенаправленного общения их с окружающей средой; - средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру,

будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспита-

ние.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель не забывает об игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности. Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что даёт ему возможность активно действовать. "Ребёнок до десятилет-

него возраста требует забав, и требование его биологи

чески законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой. " (М.Горький)

Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. Важное место среди игр занимают дидактические игры экологического содержания. Разрезные картинки, различ-

ные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Такие игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трёх и более участников. А все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабель-

ность, толерантность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.
Уже с младшего возраста педагог ставит перед собой задачу заложить первые ориентиры в мире природы-растений и животных как живых существ и независимости от условий жизни.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружаю-

щих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В этом возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с кото-

рыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину,

степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

В этом помогут такие игры как:

"Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…); 

"Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь;

"Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном; "Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;

"Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам; 

"Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементар-

ных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Этому способствуют следующие игры:

"Да или нет"- закрепление знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт;

"Угадай чей хвост"- развивает способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных; 

"Отгадай мой "домик""- определение места жительства животного; 

"Кто как двигается"- систематизация животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники);

"Кто во что одет"- систематизация животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть);

"Кто где живёт", "Земля, вода, огонь, воздух"- систе-матизация животных по среде обитания;

"Чьи детки?"- закрепление знаний о животных, их детёнышах;

"В зимней столовой"- закрепление знаний детей о зимующих птицах и их названиях и другие игры.
С детьми 3-4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движениями. Гуляя в парке, на участке,

покажите ребёнку опавший лист и попросите найти такой же, затем предложите ему указать дерево, с которого 

упали эти листья, и назвать его.

Когда ребёнок научится различать 2-3 дерева, предложите ему поиграть:

«-Я сосчитаю до трёх и назову дерево, а ты беги к нему поскорее».

Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие, лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции,

ориентирование в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.

Играя с детьми надо также помнить о том, что содержание игр не противоречило современному взгляду на экологическое развитие детей, педагогу в процессе их объяснения целесообразно обращать внимание на реальные связи и зависимости, существующие в природе, на взаимоотношения человека и природы. Некоторые игры можно дополнить таким образом, чтобы играя, дети осваивали опыт гуманно-ценностного отношения к природе

(например, изменить конец в игре "Гуси"; ввести дополнительные роли в игру "Птицелов"; ввести ласковые обращения к природе со словами благодарности в игре "Эхо"; придумать продолжение игры "Солнце и месяц".)
Дидактические игры природоведческого характера помогают воспитателю не только в закреплении знаний о природе, но и развивают речь детей, воспитывают речевой слух, силу голоса, темп, ритм. Таковы, например, игры: "Солнце и дождик", "Отгадай"-приучат внимательно слушать речь и научат отгадывать простые загадки ("На заборе сидит, громко-громко кричит: ку-ка-ре-ку. Зёрнышки клюёт, деток зовёт: ко-ко-ко не ходите далеко.)

В ряде игр средней группы становится задача повышенной сложности: из слов, называемых воспитателем, на слух выделять те, в которых есть заданный звук, отмечая его хлопками: песня комара "з",-воды-"с",-гуся-"ш". 

Игра на силу голоса "Угадай, чей голосок? "-узнавание и подражание голосам животных.

Дидактические игры по обучению детей связной речи: "Магазин", "Нам прислали посылку" ,где раздаются предметы(овощи и фрукты, листья…)и ставится задача рассказать о них.

В игре "Найди дерево по описанию" рассказывается о стволе, ветках (тёмные, светлые), листьях (резные,

жёлтые, оранжевые) и т.д.
Особое место в экологическом воспитании занимает работа с дошкольниками старшей и подготовительной групп (5-7 лет).Именно в этом возрасте у ребёнка появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей.

В работе с детьми этого возраста используются такие игры природоведческого содержания: "Зоологическое лото", "Ботаническое лото", "Живая природа", "Парочки",

"Загадки о животных", "Узнай живой мир", лото "Собирай-

ка" и другие настольно печатные игры.

Со старшими дошкольниками можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел такие растения,

где встречал таких животных, поговорить об их особен-

ности (окраска, форма, размер…), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Всё это развивает речь ребёнка.

Игры с разрезными картинками, кубиками воспитывают

в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели, развивает его восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопостовлять их.

Чтобы развивать речь ребёнка в этих играх, можно попросить его в конце работы рассказать об изображённом животном, растении….

Особое место в развитии речи занимают словесно-дидактические игры экологического содержания. В эти игры можно играть с дошкольниками разных возрастов. Они хорошо вписываются в разные бытовые ситуации. Например,

“Вкусные загадки”- определить овощи или фрукты на вкус не сложно, труднее выделить и назвать их характерные признаки:(морковь)твёрдая, хрустит, когда её ешь,

сладкая…. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал "съедобную" загадку.

Можно предложить отгадать фрукты или овощи на ощупь по следующим признакам: форме (морковь продолговатая,

заострённая с одного и закруглённая с другого конца),поверхности (твёрдая и гладкая).

В самых разных ситуациях можно использовать игру "Отгадай по описанию": Растёт на грядке в огороде, сидит в земле долго, сама круглая с хвостиком, твёрдая, тёмно-красная. Что это?

Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Если же он не сможет, подскажите: этот овощ кладут в борщ или винегрет, и еда становится тёмно-красной.

Затем можно ребёнку предложить самостоятельно придумать загадки-описания, что будет способствовать развитию его речи. Содержание таких игр может быть самым разным,

в зависимости от опыта ребёнка и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу, парке, сквере, участке ДОУ предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья, летом - цветы, насекомые, птицы; в группе и дома-комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольнике не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать предметы; относить их к той или иной категории. Вот некоторые из подобных игр:

"Когда это бывает?"(взрослый называет природное явление, а ребёнок-время года). Например:

-снег идёт… (зимой); 

-радуга на небе… (летом); 

-жёлтые и красные листья на деревьях… (осенью);

-скворец несёт веточки в скворечник… (весной);

-скворец несёт в клюве червяка… (летом) и т.д.

"Что это такое?"(взрослый называет растение или животное, а ребёнок - общую группу, к которой оно относится). Например:

-воробей… (птица); 

-олень… (зверь); 

-ёлка… (дерево); 

-яблоко… (фрукт)и т.д.

"Что третье?"(взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий). Например:

-ромашка, колокольчик,… (клевер);

-ворона, голубь… (сорока); 

-солнце, облако… (радуга); 

-берёза, липа… (сосна) ; 

-цветок, лист… (корень)и т.д. 

"Назови одним словом": 

-тигр, крокодил, собака… (хищники);

-тигр, собака, кошка,… (звери, хищники);

-собака, кошка, корова… (домашние животные, звери);

-корова, овца, олень… (звери, парнокопытные, травояд-ные);

-олень, волк, заяц… (звери, лесные животные).

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

«Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста»

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение,  наблюдательность....

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...