Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"
методическая разработка

Косинова Наталия Сергеевна

Представлен конспект  логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kz._1kl._zvuk_zh_bukva_zh._sochetanie_zhi.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия с учащимися первого класса

(с использованием ИКТ)

Тема: Звук [ж]. Буква Жэ. Сочетание ЖИ.

Цель: закрепить знания учащихся о звуке [ж] и букве Жэ, о правописании сочетании ЖИ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить правильную артикуляцию звука [ж] и его характеристику;

- совершенствовать кинетический навык написания буквы Жэ;

- повторение правила и закрепление правописание звукосочетания ЖИ.

Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

- развитие звукового анализа;

- развитие фонематического анализа и восприятия;

- расширение пассивного словаря;

- развитие образного мышления;

- тренировка слогового чтения;

- проводить комплексную оздоровительную работу: общеразвивающую физ. паузу, смену видов деятельности для профилактики переутомления.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение следить за своей речью во время работы на занятии;

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя на занятии.

Оборудование: компьютерная слайд-презентация; зеркала.

Ход занятия:

Организационный момент: приветствие, настрой на работу.

Дидактическая игра: «Буква заблудилась»: посмотрите на картинку, соответствует ли подпись нарисованному? Исправьте, какую букву на какую вы заменили? Образец ответа: в слове маска букву «а» заменяем на букву «и» получается слово миска. 
Повторение пройденного материала:  вспомним тему предыдущего занятия: дать характеристику звука [ш]. Опора на профиль звука. Звук [ш] - согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синим цветом. Почему он согласный? (воздух встречает преграду в виде языка) Почему глухой? (голосовые связки не работают) Какой буквой на письме обозначается звук [ш]? Буквой Ша. Прочитать, подумайте, какая буква пропущена: ш_шка, мыш_, маш_на. Какую букву запишем во всех этих словах? Какое правила написания вы знаете? (сочетание ШИ пиши с буквой И)

Формулирование темы занятия: я вам прочитаю двустишие, а последнее слово-рифму вы назовете мне сами (если не догадаются, то показываем картинку).

Услышав стук, залез на сук

Большой усатый чёрный … (жук).

Жук это животное или насекомое? Какого размера жук? Сколько у него лапок? Какой первый звук в слове жук? Кто догадался, какая тема нашего занятия? Тема нашего занятия «Буква Жэ, звук [ж]».

Артикуляционная гимнастика: для того чтобы правильно, четко произнести звук, надо подготовить язычок и губы. Упражнения для губ – «Улыбка», «Хоботок», «Бублик». Упражнения для языка – «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка».

Артикуляционная характеристика звука: какое положение при произнесении звука [ж] принимают органы артикуляции? Губы – округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы – сближены. Язык – вверху за верхними зубами, в форме «чашечки».  Ощутим, голосовые связки работают или нет? Работают, сомкнуты. Воздушная струя – теплая, воздух выходит плавно.

Фонетическая характеристика звука: звук [ж] – согласный (есть преграда), звонкий (голосовые связки работают), всегда твердый. Какой буквой на письме обозначается звук [ж]? Буквой Жэ.

Физ.минутка: танцы под музыку.

Работа над графическим образом буквы: подумайте, на что похожа буква Жэ? Послушайте двустишие: Ж похожа на жука, на смешного мотылька. Напишите в воздухе букву Жэ.

Развитие фонематического восприятия: тренируем ушки, услышите звук [ж] – поднимите синий карандаш. С, Ж, З, А, Х, Ж, ЦУ, ЖИ, ЧУ, ЩА, ШАПКА, ЖИВОТ, ЗУБИК, УРОЖАЙ.

Пальчиковая гимнастика: «В избушке».

Работа на уровне слова: прочитайте слоги, составьте из них слово. Слоги: жу-ки, жа-ба, Же-ня, лу-жа. Запишите получившиеся слова.

Работа на уровне предложения: прочитать предложение: Ёж_ку нужен жук на уж_н. Что такое ужин? (ужин- это вечерний прием пищи) Какая буква пропущена в словах? Какое правило нужно знать, чтоб написать слова «ежику» и «ужин»? ЖИ пиши с буквой И. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните сочетание ЖИ.

Итог занятия: с какой буквой работали сегодня? Сколько у этой буквы звуков? Какой он?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»

В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...

Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного".

Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного" с презентацией....

Конспект логопедического занятия с учащимися 5 класса "Двойная роль букв ё-е-я-ю"

Конспект логопедического занятия с учащимися 5 класса "Двойная роль букв ё-е-я-ю"...

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...