РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год
рабочая программа

Мустапаева Асель Ердаулетовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха  II года обучения 2018-2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2_goda_obucheniya.doc548 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Согласована:                                                                                                                                             Утверждена

Зам. директора _______________Т.Е. Гутенева                                                                                   и.о. директор____________В.Ю. Андреева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха

II года обучения

2018-2019 учебный год

             

                                                                                         

Учитель - дефектолог: Мустапаева А.Е.

г. Нефтеюганск


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации. Современное движение за качественное обновление образовательных учреждений требует создания в инклюзивной образовательной среде оптимальных условий, результатом действия которых является успешная адаптация к динамично меняющейся жизни как обучающихся (воспитанников) с особыми образовательными потребностями, так и их обычных сверстников с учетом социальных запросов населения и требований госстандарта.

        Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовании - сложный процесс, как в организационном, так и в содержательном аспекте, в этой связи, эффективная реализация включения ребенка с нарушением слуха в  общеобразовательную среду учреждения невозможна без специализированного педагогического сопровождения сурдопедагога, как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.   

       Для эффективной организации образовательного   процесса детей  с нарушением слуха в условиях инклюзивного общеобразовательного учреждения мной была выстроена  модель коррекционно - педагогического  сопровождения, где определены  направления сопровождения, его содержание,  как  в самом учреждении, так и вне его.  

    Настоящая программа является одним из составных частей сопровождения ребенка с нарушением слуха и разработана в соответствии с индивидуальными возможностями детей данной группы, носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет  имеющих нарушение слуха  и недоразвитие речи,  посещающих общеобразовательную группу   второй год, с  сопровождением учителя-дефектолога, направленных  городской ПМПК.

1.1Нормативно-правовая база рабочей программы:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п. п  6. и 7.

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23.12. 2002, 01.02. 2005  30.12. 2005, 20.07.2007, 18.08. 2008, 10.03.2009).

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.;

- Личностно-ориентированная программа «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны  К.Кауфманн;

- Образовательная программа детского сада

- Королёва И.В. учебно-методическое пособие «Развитие слухового восприятия у глухих дошкольников после кохлеарной имплантации», Санк-Петербург, 2010г.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: 

      создание  оптимальных условий для обеспечения  адекватного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, гармонического развития личности каждого ребенка  на основе систематической коррекционно-образовательной работы, результатом которой является социальное развитие воспитанника, обеспечение ему возможности интегрироваться в ординарное общество.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

- обеспечить общее разностороннее развитие дошкольников с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;

- организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;

- осуществить деятельный подход к воспитанию детей с нарушением слуха, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности;

- широко использовать и развивать остаточный слух у детей с нарушением слуха и применять звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования на всех занятиях;

- использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми, имеющими нарушение слуха.

обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

-формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

-формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию;

- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

1.3 Принципы  и подходы в организации образовательного процесса:

  • Принцип гуманизации предполагает уважительное отношение к личности ребенка с ограниченными возможностями. Общество здоровых сверстников принимает его, как равного себе товарища и личность.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с нарушением слуха;
  • Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с нарушением слуха, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
  • Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
  • Принцип непрерывности гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с нарушением слуха до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации программы,  предполагает постоянное сотрудничество педагогов, учителя - дефектолога,  администрации, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения воспитанников с нарушением слуха.
  • Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.  

Организационно-педагогические условия реализации программы: 

 - организация образовательного процесса  на основе индивидуальной  траектории развития ребенка с нарушением слуха;

- организация слухоречевой среды в едином образовательном пространстве, как условие овладения средствами общения;

- организация четкой системы взаимодействия  «сурдопедагог- воспитатель- учитель-предметник – учитель-логопед - педагог-психолог»;

- включение  в  образовательный процесс родителей для достижения образовательных результатов;

 - комплексная диагностика уровня речевого развития, состояния слуховой функции, психического развития, сформированности предметных компетентностей и социальных умений;

- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса; 

- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса;

 - осуществлять преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для детей с нарушением слуха и соответствующим типом школы.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:

  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических   условий жизнедеятельности детей на занятиях;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья, состояния слуха, речи и развития ребенка;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Фонетическая ритмика
  • Физминутки.

   Дети данной группы 4-5 лет имеют нарушение слуха от 50дб до 85 дб  и нарушение речевого развития. Дети слухопротезированы, что позволяет им воспринимать речевые и неречевые звуки с ЗУА на расстоянии более 6 - 8м. Один ребёнок имплантирован на одно ухо. Словарный запас очень низкий от  5 до 20 слов, у одного ребёнка – речи нет и  только  1 ребёнок (Сабанина Рита)  говорит короткими фразами, и предложениями, но  грамматически  неправильно оформленными. Уровень понимания обращённой речи (кроме Сабаниной Риты) низкий, не понимают элементарную обращённую речь: «принеси», «сядь», «возьми» и т.д. Для произношения характерна невнятность: общая смазанность артикуляции и обедненная интонация, в  произношении обнаруживается характерное смешение звуков.

       Уровень развития когнетивных навыков:

- используют игрушки по назначению;

- могут разделить  предметы на большие и маленькие  по образцу;

- могут собрать вкладыши по размеру и форме;

- знают свой возраст;

- умеет показать  части  тела только 1 человек;

- группируют предметы одному признаку (цвет, форма, размер);

-умеют составлять разрезные картинки 4 и более элементов;

- умеют считать до 5 (по пальчикам), соотносить количество с цифрой – 2 ребёнка;

- знают  некоторые буквы 3 человека;

-  знают основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) – 3 ребёнка;

     Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его распределения,  снижена вербальная память, страдает  продуктивность запоминания. У  трёх детей наблюдается  соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; некоторое отставание  в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения,  недоразвитие мелкой моторики

       

1.5 Особенности коррекционно – развивающей работы  

     Обучение в группе организовано по разделам программы:

-Развитие речи.

- Развитие слухового восприятия и коррекция произношения;

- Формирование элементарных математических представлений

   Материал по разделам программы: Развитие речи,  Развитие слухового восприятия и коррекция произношения спланированы в соответствии со 2-м годом обучения;  Формирование элементарных математических представлений – в соответствии с 3-им годом обучения программы  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В., дополненной  материалом общеобразовательной  программы «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны  К.Кауфманн.

     Каждое занятие рабочей программы решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением слуха.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

- введения специальных видов помощи (элементы фонетической ритмики, тактильное восприятие).

    Учебный год в группе 2 года обучения для детей с  нарушением слуха начинается первого сентября и заканчивается 31 мая. В  рабочей программе запланированы для воспитанников каникулы: осенние (05.11-14.11, зимние (29.12-31.12, 09.01-16.01), весенние (23.03- 27.03).

    Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 4 раза в неделю по 20 минут  в соответствии с индивидуальными планами по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.

    Все планирование осуществляется в соответствии с учебным планом 

1.6 Планируемые результаты по разделам программы

Раздел программы

Знания и умения

Развитие речи

Уметь:

-  различать значения знакомых слов, фраз в процессе устного называния;

-понимать и выполнять поручения (Дай мяч Оле. Покажи у куклы глаза и т. д.);

- аналитически  читать слоги, слова,  фразы с последующей демонстрацией прочитанного, показом необходимого предмета (картинки).;

- складывать знакомые слова с опорой на таблички, используя весь набор букв;

- писать знакомые слова печатными буквами (списывание с табличек) с последующим аналитическим чтением.

- выполнять  инструкции  типа(Возьми варежки),

- понимать конструкции повествовательного типа (Оля и Саша лепят бабу);

- уметь описывать сюжетные картинки 2—3 фразами;

- уметь понимать вопросы и отвечать на них (в ситуации): Что делает Оля? Какой мяч? Чей аппарат? Где Таня?

- уметь отчитываться о выполненных действиях (Что ты сделал?- нарисовал, слепил, прочитал и т. д.).

Развитие слухового восприятия

- уметь реагировать на неречевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука источник звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, металлофон, голос (слогосочетания, произносимые голосом разговорной громкости и шепотом);

- различать на слух при выборе из 3—5 (для детей с легкой и средней тугоухостью при выборе из 4—6) звучание игрушек, воспроизводить соответствующие движения под звучание игрушки с произнесением слогосочетаний;

- различать на слух и воспроизводить громкость звучания музыкальных игрушек и  голоса;

- различать на слух и воспроизводить темп звучания: быстрый, средний, медленный;  

-различать на слух и воспроизводить слитные и прерывистые звучания;  

- различать на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах 5;

- различать, и опознавать на слух знакомые слова, словосочетания и разнообразные фразы  (имена детей и работников группы, названия игрушек, частей тела, одежды, продуктов питания, мебели, посуды, животных, транспортных средств, растений и т. п.);  

- различать и опознавать на слух фразы и словосочетания с некоторыми изменениями в структуре — с инверсиями ( мальчик упал — упал мальчик, красная лента — лента красная, мяч под столом — под столом мя) ;

-различать и в дальнейшем опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, составленные по сюжетным картинкам, знакомым детям; отвечать на вопросы и выполнять задания по текстам к данным картинкам, воспринятым на слух;

- опознавать на слух знакомые детские песенки и стихи (не менее 3—4 — со II полугодия);

- различать на слух при прослушивании голоса птиц и животных при выборе из 3—5;

- различать на слух при прослушивании голоса педагога пение и речь;

- различать на слух при прослушивании игры на музыкальных инструментах марш и вальс, вальс и польку, исполняемые в умеренно быстром темпе.

Обучение произношению

- самостоятельно произносить слова слитно, в естественном темпе, с соблюдением словесного ударения, норм орфоэпии и звуко-слогового состава с учетом индивидуальных особенностей — не менее 50 слов – 2 ребёнка, 100 новых слов ( 2 ребёнка;

-самостоятельно произносить слитно, в темпе, близком к естественному (в сопряженной и отраженной речи —и с выделением логического ударения), фразы из 3—4 слов типа: Будем заниматься (рисовать, слушать). Я слышу (не слышу). Я слышу хорошо. Папа на работе. Мама дома. ;

- произносить в словах, словосочетаниях и фразах не менее 15 звуков и 2 йотированных гласных;

- пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра;

- в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи произносить слоги, слова и фразы с изменением силы, а по возможности и высоты голоса;

- выражать вопросительную и восклицательную интонацию в сопряженной и отраженной речи, а по возможности и в самостоятельной;

-сопряженно и отраженно произносить знакомый речевой материал, по возможности выражая разные интонации.

Формирование элементарных математических представлений

- уметь выделять предметы из множества;

-  владеть количественным и порядковым счетом, выделять итоговое число, соотносить количество предметов с количеством пальцев, с числительным, с цифрой в пределах 5;

- понимать, что количество не зависит от цвета, формы, величины, расположения предметов в пространстве;

-  сопоставлять группы предметов по количеству с помощью наложения, приложения, пересчета; преобразовывать неравенства в равенства, прибавляя или отнимая один элемент (предмет);

- раскладывать множества в пределах 4 на разные группы и составлять из разных групп;

-уметь образовывать числовой ряд от 1 до 5 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 5;

-уметь сравнивать предметы по величине путем наложения, приложения и с помощью условной меры (два предмета); раскладывать в порядке убывающей и возрастающей длины, ширины, высоты, толщины, соблюдая точку отсчета;

- воспринимать форму предметов, пользуясь зрительным и тактильно-двигательным восприятием; отвлекаться при восприятии формы от величины, цвета, функционального назначения предмета;

- различать плоскостные и объемные формы — шар, куб, квадрат, круг, треугольник, выделять форму в предмете;

- ориентироваться в пространстве от себя и от других предметов: далеко, близко, внизу, наверху, рядом; различать левую и правую руку; верх и низ бумаги; уметь при пересчете, наложении, приложении двигаться слева направо.

2.Содержание программы

2.1.Учебный план на 2014-2015 год

Основная общеобразовательная

коррекционная программа

«Воспитание и обучение  глухих детей дошкольного возраста» (Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская, Р.Т.Есимханова, А.А.Катаева, Г.В.Короткова, Г.В.Трофимова)

Раздел

Количество занятий

в неделю

Развитие речи

5

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

2

Формирование элементарных математических представлений и обучение счету

3

Недельная учебная нагрузка

10

Индивидуальные занятия по 20 мин  4 раза в неделю

2.2 Содержание  коррекционно - развивающей работы по разделам  программы

 

Раздел программы

Цель, задачи

Содержание работы

Методы обучения

Развитие речи.

Цель: формирование речи как средства общения и познания окружающего мира.

Задачи:

-пополнить  словарь, развивать понимание значения слов и целых высказываний;

-упорядочить и привести в систему все усваиваемые в конкретных речевых условиях средств общения;

-отработка конкретных речевых действий и развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия).

- развивать связную речь, прежде всего разговорную.

-Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного);

-подражание предметным и речевым действиям взрослого;

-умение применять в общении любые усвоенные речевые действия и средства;

- умение соотносить устное, письменное слово с обозначаемым содержанием;

-формирование разных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания) в соответствии с  задачами речевой коммуникации;

-отработка содержания ключевых тем и речевого материала, сгруппированного по темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуациях общения.

- Побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями;

-специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи;

- продуктивная деятельность детей (рисование, лепка) с речевым сопровождением действий;

- работа с картинками, обыгрывание игрушек, проведение элементарных языковых наблюдений

-чтение, работа над пониманием, словарём, драматизация текстов;

- складывание знакомых слов с опорой на таблички, используя весь набор букв

- составление предложений по картинкам;

- описание предметов;

-работа по закрытой картинке;

- разучивание потешек и стихов.

Развитие слухового восприятия

Цель работы по формированию слухового восприятия: развитие слуховой функции, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

   

Задачи:

- обогащать  представления детей о звуках окружающего мира;

-  развивать  речевой слух (формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух);

-  обучать детей правильному пользованию индивидуальными аппаратами.

- Формирование умения воспринимать звуки с помощью звукоусиливающей аппаратуры;

-выработка слухового внимания к звукам окружающей среды;

-дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в пространстве;

-уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках встречающихся при проведении занятий, связанных с познанием  предметов и явлений  и окружающего мира;

-развитие слухового восприятия речи;

-сочетание работы по развитию слухового восприятия с развитием речи.

Игры на восприятие неречевых и речевых сигналов при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука;

- различение на слух звучаний игрушек, воспроизведение соответствующих движений под звучание игрушки с произнесением слогосочетаний;

- различение на слух и воспроизведение громкости звучания музыкальных игрушек и  голоса, темпа звучания, слитных и прерывистых звучаний, количества звучаний;

- различение, и опознавание на слух знакомых слов, словосочетаний  и разнообразных фраз;  

- опознание на слух детских стихов и песенок, знакомых сказок.

- различение на слух при прослушивании голосов птиц и животных;

- различение на слух при прослушивании голоса педагога пение и речь;

- различение на слух при прослушивании игры на музыкальных инструментах марш и вальс, вальс и польку.

Обучение произношению. Цель обучения произношению - развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Задачи обучения произношению:

-формировать навык устного общения;

-формировать внятную, максимально приближенную к естественной устной речи;

-формировать умение произносить слова в нормальном темпе, с сохранением их звуко-слогового состава, ударения и соблюдением норм орфоэпии;

-формировать навык произнесения фразы из 3—4 слов в темпе, близком к естественному, изменять темп произнесения фраз в сопряженной и отраженной речи;

-формировать умение произносить в речи не менее 15 звуков (включая звуки, усвоенные на I году обучения), а также йотированные гласные + сочетания звуков ай, ой, уй;

-совершенствовать умение пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра; изменять силу голоса в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи;

-учить выделять логическое ударение в сопряженной с педагогом речи;

-обучать детей выражению вопросительной и восклицательной интонации.

- Работа  над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами.

- постановка, коррекция и автоматизация звуков;

-совершенствование навыков самостоятельного устного общения детей с окружающими взрослыми и детьми;

-совершенствование навыка воспроизведения слов в естественном темпе, с соблюдением их звуко-слогового состава, словесного ударения и норм орфоэпии;

- работа над умением выделять логическое ударение, выражать различные интонации в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи;

- совершенствование  навыков орфоэпического произношения.

- отраженное и сопряженное говорение;

- фонетическая ритмика;

-специальные игры, некоторые  логопедические приемы постановки звуков; - речевые игры и упражнения, в соответствии с условиями которых используется называние предметов и их изображений;

- логопедические распевки;

-  ответы на вопросы;

- выполнение  поручений;

-чтение слогов, слов,  предложений;

- составление предложений по картинкам;

-  составление рассказов-описаний с использованием схем.

Формирование элементарных математических представлений.

Цель курса обучения элементарным математическим представлениям: формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных  представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, а также усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение.

Задачи курса:

- Научить количественному и порядковому счёту  пределах 5;

- продолжать формировать у детей представление о том, что количество не зависит от цвета, формы, величины предметов.

- учить сопоставлению групп с помощью разных способов: наложения, приложения, пересчета;

- учить преобразовывать неравенства в равенства —при разнице в единицу.

- подводить детей к пониманию состава числа;

- учить детей воспринимать плоскостные и объемные формы — шар, куб, квадрат, круг, треугольник, выделять форму в предмете;

- формировать пространственные отношения между объектами: далеко, близко, внизу, наверху, рядом, справа и слева;

- формировать умение ориентироваться во времени: различать времена суток: познакомить со сменой дней: сегодня, завтра.

Формирование:

- количественных представлений;

- представлений о величине;

- представлений о форме предметов и их пространственном расположении;

- временных представлений;

- измерительных навыков.

- проведение наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.

При формировании элементарных математических представлений ведется систематическая работа по развитию речи.

Дидактические игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения.

сопоставление объектов по количеству, величине, форме, пространственному расположению;

- сопоставление предметов по количеству, величине, форме;

- количественный и порядковый счет предметов (прямым и обратным);

- составление числового ряда;

- сравнение  наглядно представленных множеств, чисел;

- объединение и разъединение групп объектов (сложение и вычитание);

- измерение  и сопоставление по величине протяженных и объемных предметов, разными способами (приложением, наложением, измерением с помощью условной меры);

-определение времени суток,   смену дней недели,  времени года.

2.3 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию программы

Раздел программы

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

Развитие речи

- Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 2001.

-Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1982.

- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. –  М.: Владос, 2001

-Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя.   Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. и др.; Под ред. Носковой Л.П. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

- Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ — М., 2004.

- Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие.     / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.;     Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

- Е.П. Кузьмичёва, Е.З. Яхнина, О. В. Шевцова «Развитие устной речи глухих школьников», М., НЦ ЗНАС, 2001 г.

- О.Жукова «Первые уроки грамоты» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

О.Жукова «Развитие речи» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

И.А. Михаленкова Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха, С-Петербург, Каро, 2006

Е.Г. Речницкая, А.Л. Филоненко- Алексеева Солнечный зайчик, М., Владос.2000г.

Зикеев А.Г., Азбука, часть 1, М., Просвещение, 2000 г.

- Рау Ф.Ф., Кац З.Г.,Слезина Н.Ф. Азбука, подготовительный класс ОУ I вида, М.Просвещение, 2002г.

Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь в 4-х ч. М., ТЦ Сфера, 2008 г.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

-Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида 1ч. – М.: Владос, 2004.

- Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М.:      Просвещение, 1995, 2003

-Шматко   Н.Д.«Диагностика и коррекция нарушения слуховой функции у детей первого года».полиграф сервис 2001

-  Шматко Н.Д «Формирование устной речи у дошкольников с нарушением слуха» Владос, 2003

- Развитие слуха и речи у детей раннего детского возраста после кохлеарной имплантации, С-Петербург, 2009г.

-Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия, М. Владос, 20017

Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида 2ч. Дидактический  материал М.: Владос, 2004.Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей / Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Казанская В.Л., Каширская Е.В., Осипова Т.А. и др.; Под ред. Головчиц Л.А. –  М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003.

О.Жукова «развиваем зрительное внимание и память » Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

- О.Жукова «Развиваем слуховое восприятие и память» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

Пфафенродт А.Н., ВласоваТ.М «Произношение» подготовительный класс

М.Просвещение, 2000г.

Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких, м, Лисс, 2008г.

Формирование элементарных математических представлений и обучение счету

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. –  М.: Владос, 2001

- О.Жукова «Развиваем интеллект» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

- О.Жукова «Развиваем математические представления» Ушарик  готовится к школе, С-Петербург

В.Б. Сухова Математика, учебник для подготовительного класса специальных коррекционных учреждений  вида, М., Просвещение, 2000 г.

Зикеев А.Г., Азбука, часть 2, М., Просвещение, 2000 г.

«30 занятий для успешного развития ребёнка», рабочая тетрадь дошкольника, серия С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Мои первые тетрадки», г.Киров ООО «Дом печати- Вятка», 20013 г.

          2.4. Формы организации коррекционно-образовательной работы

      В организации образовательного процесса используются разнообразные формы работы: коллективная, дифференцированная, групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа с дозированной помощью педагога, а также самостоятельные работы с мотивационной помощью педагога, самостоятельная работа с контролем со стороны педагога и т.д.

2.5 Средства обучения

Для организации коррекционно-образовательного процесса есть все необходимые средства обучения:

- Слуховые аппараты, экран для слухового восприятия;

- логопедический стол с зеркалом;

- компьютеры – 2шт;

- индивидуальные ноутбуки для детей – 2шт.;  

- мониторы – 2 шт.;

- интерактивный планшетник - 1 шт;

- магнитофон – 1 шт.;

 -панно – 1 шт.;

 -наборы тематических картин – 4 шт.;

 -плакаты с изображением животных, растений, человека, декоративно-прикладного-искусства, по обучению грамоте – 15 шт.;

- подборка слайдовых презентаций по  разделам программы (развитию речи, коррекции произношения, развитию слухового восприятия и формированию математических представлений);

- муляжи овощей, фруктов, грибов- 3 комп., гербарии – 1 комп.

-печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, тесты, памятки, алгоритмы.);

- дидактические игры;

- картинки, карточки для коррекции произношения, развития слухового восприятия и речи.

2.62.6  Взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса

       Успех реализации поставленных задач  в развитии детей с нарушением слуха  в условиях инклюзивного образовательного учреждения зависит,  от чёткого взаимодействия участников  коррекционно - педагогического  сопровождения,  оно встроено в соответствии с  моделью субъектов взаимодействия,  в которой определены направления и содержание коррекционно-образовательной деятельности каждого специалиста.      

   

Координирует деятельность команды  участников  коррекционно - педагогического  сопровождения -  учитель-дефектолог.

Организация работы по коррекции речевого развития  и слухового восприятия  ребёнка распределяется между учителем-дефектологом и учителем логопедом.

       

             Учитель – дефектолог

       Учитель - логопед

 2 год коррекционно-развивающей работы

Учитель-дефектолог учит:

  1. Различать  на слух и воспроизводить высокие и низкие звуки.
  2. Различать  на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах 5.
  3. Различать на слух голоса птиц и животных при выборе из 3 – 5.
  4. Различать  на слух и воспроизводить темп и громкость звучаний.
  5. Различать при выборе из 10 речевых единиц и опознавать на слух знакомый по звучанию материал (слова из пройденных лексических тем, цвета, поручения, вопросы).
  6. Различать и опознавать на слух знакомые по звучанию фразы и словосочетания с некоторыми изменениями: с инверсией, с увеличением или сокращением слов.
  7. Распознавать на слух текст из 3 – 4 предложений по сюжетной картинке (слова, словосочетания, фразы из текста).

2 год коррекционно-развивающей работы

  1. Развивает слуховое и слухоречевое внимание.
  2. Развивает понимания речи: учит понимать простые инструкции, работает над расширением предметного и глагольного словаря, учит различать единственное и множественное число существительных и глаголов в дидактических играх, работе с предметными картинками.
  3. Активизирует речевую деятельность и развивает лексико-грамматические средства языка.
  4. Развивает самостоятельную фразовую речь в форме простого двухсоставного предложения.
  5. Развивает произносительную сторону речи: уточняет произношение имеющихся звуков, вызывает звуки раннего онтогенеза используя методы фонетической ритмики, артикуляторной гимнастики и массажа.
  6. Развивает общие речевые навыки, работает над развитием дыхания, голоса, интонационной стороны речи.
  7. Знакомит с буквами, обучает навыкам чтения.

     

     Таким образом, учитель – дефектолог в своей работе большее внимание уделяет развитию слухового восприятия, учит узнавать, различать и опознавать на слух неречевые и речевые звуки. Учитель – логопед большее внимание уделяет развитию произносительной стороны речи: вызыванию и постановке звуков, накоплению активного словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматического строя речи. Только совместная работа учителя сурдопедагога и учителя логопеда позволяет достичь оптимальных результатов в развитии детей с нарушением слуха.

2.7 Взаимодействие с семьей

Одним из важнейших направлений коррекционно - педагогического  сопровождения детей с нарушением слуха является работа с родителями, в которую вовлечен весь педагогический коллектив, но координируется она учителем-дефектологом (сурдопедагогом).

 Работа с родителями детей имеющих нарушение слуха организована в соответствии со следующей структурой.

                     

       С момента поступления слабослышащего ребёнка  в детский сад,  весь процесс по реабилитации  и интеграции строится на основе участия в этом процессе родителей.  

Задачи в работе с родителями:

- формировать у родителей правильное понимание  целей воспитания и обучения ребёнка с нарушением слуха;

- осуществлять совместно с педагогическим коллективом работу по всестороннему развитию детей;

- распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приёмами и  методами коррекционной работы;

-изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.

    Комплексный подход в работе с семьей реализуется через

Просветительское направление: информирование родителей об особенностях детей; о значении интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха.

 Формами работы являются:

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительские собрания.

Методическое направление: обучение родителей способам взаимодействия с ребенком,  способствующим его социализации  в обществе.

 Формами работы здесь стали:

- открытые занятия, наглядно демонстрирующие родителям методы и приемы обучения детей, способы сотрудничества взрослого с ребенком.

- практические занятия по обучению родителей организации разных видов деятельности ребенка-дошкольника в условиях семьи, согласно его возрасту и возможностям, с участием педагога – родителя – ребенка.

- домашние задания учителя-дефектолога, направленные на закрепление изученного материала в домашних условиях.

Диагностико-коррекционное направление: изучение семейной микросреды и коррекция детско-родительских отношений.

Формы работы:

- анкетирование родителей;

- наблюдение педагога;

- тестирование по заявкам родителей, индивидуальные консультации.

Работа с родителями в текущем году организована согласно данному плану.

План работы с родителями 2014 – 2015 уч. год

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки

1

Проведение общего организационного родительского собрания во всех возрастных группах

Сентябрь

2

Проведение родительского собрания  с родителями детей 1 года обучения, знакомство с организацией и особенностями  образовательного процесса слабослышащих детей в условиях массового учреждения.

Сентябрь

3

Ведение папок домашних заданий  и тетради взаимосвязи

Октябрь - май

4

Пополнение дидактическим  материалом страницы сайта  сурдопедагога для организации занятий дома

Сентябрь- май

5

Практикумы для родителей:

- развитие слухового восприятия в домашних  условиях;

- закреплени6 правильного произношения звуков  родителями

Октябрь

Декабрь

6

Проведение открытых  занятий для родителей

Декабрь, апрель

7

Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

Январь

8

Консультирование родителей  по вопросам организации коррекционной работы в домашних условиях

Октябрь - апрель

9

Проведение общего родительского собрания во всех возрастных группах  «Игры для развития речи и мышления слабослышащих дошкольников»

Февраль

10

Проведение родительского собрания для детей 4 года обучения,  по готовности детей к обучению в школе.

Апрель

11

Речевая конференция

Май

12

Индивидуальные консультации

В течение года

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий по ранней стимуляции развития ребенка в условиях семьи и включению родителей в образовательный процесс повышает качественный уровень развития, способствует социальной активности самого ребенка, нивелирует негативные переживания родителей, формирует оптимистические установки по отношению к будущему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)

Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...