Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»
статья

Галина Витальевна Бобровская

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.

Декоративно-прикладное искусство – действенное средство воспитания творчески активной личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНИЕ ЮЖНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА»

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности

«Моделирование из соломки»

                      Педагог дополнительного образования

                                                                  МБУДО «ДЮЦ» г. Южноуральска               Бобровская Галина   Витальевна,

Слайд 2 Актуальность

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.

Декоративно-прикладное искусство – действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к декоративно-прикладному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человеком. В процессе занятий у учащихся развивается фантазия, воображение, образное мышление, способность анализировать и сравнивать, воспринимать нравственное как прекрасное, потребность совершенствовать себя и окружающий мир.

 Не зря говорят, что каждый человек талантлив от рождения. Нужно лишь умело развивать все свои потенциальные способности.

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

Я, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Волшебная мастерская», хочу рассказать вам о своей дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Моделирование из соломки». (Слайд 3)

(Слайд 4)Целью ее является развитие творческих способностей и нравственных качеств обучающихся через изучение наследия и традиций народного искусства соломоплетения и аппликации, инкрустации соломкой, содействие обучающихся в творческой самореализации и успешной социализации.

(Слайд 5) Задачи программы следующие:

Обучающие: - познакомить с развитием искусства соломоплетения и аппликации раскрыть тесную связь с природой, традициями, жизнью народа;

 - обучить практическим навыкам, приѐмам работы с природным материалом (соломкой и легкодоступным природным материалом), правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

Развивающие: - развивать творческое мышление, наблюдательность, внимательность, усидчивость и аккуратность. Развивать интерес к творчеству, индивидуальные творческие способности.

Воспитывающие: - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям, воспитывать самостоятельность и ответственность, патриотизм, формировать культуру труда, воспитание высоконравственной, социально-значимой личности.

 (Слайд 5) Первый год обучения, имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности младшего школьного возраста.

 Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности с первого класса. Этот возраст считается особенно эмоционально насыщенным. Эмоции ребенка, развиваясь, изменяются качественно, становятся более сложными и глубокими. Ребенок постепенно учится подчинять свое поведение не только непосредственным эмоциональным побуждениям, но и сознательно поставленным перед ним задачам. При этом идет переход от игровой деятельности к деятельности учебной, целенаправленной. Они любознательны, впитывают в себя все новое незнакомое, как губка. Учитывая это, в общеобразовательной программе предусмотрено не только ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного творчества, но широкий спектр работ с различными видами природного материала и бумагой, для того, чтобы обучающийся получил навыки в изготовлении декоративных работ и мог проявить свои способности в творчестве и получить эмоциональный настрой.

У каждого ребенка есть творческое начало – задатки, их необходимо вовремя заметить и дать им благоприятную почву

 Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Слайд 6 Условия, методы развития творческих способностей:

 Педагогика сотрудничества и сотворчества и технология развивающего обучения, лежащие в основе программы, ориентируют на применение индивидуального и дифференцированного обучения, предусматривает групповую и индивидуальную формы работы с детьми.

 Наряду с традиционными методами обучения (беседа, рассказ, практическая работа, ) активно используется и нетрадиционные (тестирование, экскурсии, конкурсы, игра, викторина).

 Предпочтение отдается активным: практическим, игровым, современным, экскурсионным, поисковым методам в малых группах, что помогает добиваться хорошего усвоению материала.

Слайд 7 Форма и структура занятий.

Слайд 8  

 Первые занятия направлены на ознакомление детей с видами народного декоративно - прикладного творчества. В ходе этого процесса они развивают свой кругозор и учатся сравнивать и анализировать произведения народного творчества. Практическая деятельность начинается с развития мелкой моторики и с приобретением навыков в работе с ножницами. Ни кому не секрет, но современные дети , приходя в школу, не могут правильно держать ножницы. Несформированность навыков и умений мешает ребенку выразить задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Поэтому первые практические упражнения начинаются с работы с бумагой и ножницами. В ходе таких занятий дети учатся вырезать по контуру геометрические фигуры. В таком процессе, не только, закрепляется рука, но и развивается моторика пальцев рук, глазомер. Чтобы такой процесс был увлекательным для детей, предлагается из вырезанных фигур составить одну из заданных фигур (птица, дом, машина и т.п.) по схеме «Танграм», затем - придумать каждому свою фигуру и сложить ее с помощью геометрических фигур. В это время, в процессе наблюдения делаем начальную диагностику на внимательность, творческое воображение, навыки при работе с ножницами, моторику и аккуратность в работе.

Слайд 9.  В  разделе «В мастерской у Осени» обучающиеся знакомятся с различными природными материалами и их свойствами.

 В процессе заготовки природного материала дети учатся наблюдать за явлениями природы, сравнивать анализировать, размышлять. Гуляя по парку ребята фантазируют, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонард да Винчи при поиске идей. С прогулки дети приносят шишки, перышки, ветки, разноцветные листья, с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой родного края расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

 Изготовление поделок из природного материала требует от ребенка ловких действий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

 Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

 Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный педагогом образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагается вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или по собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Слайд 10.  Развитие творческого взгляда ребенка на мир способствует изготовление поделок из природных материалов: семян шишек, песка. В работе с семенами растений обучающиеся выполняют объемные композиции с изображение цветов. Учатся самостоятельно выполнять различные композиции методом коллажа. В этом процессе каждый обучающийся к своей работе подходит со своим видением природы рабочего материала. Происходит развитие творческого мышления. Обучающимся очень нравится насыпная аппликация, как правило, такая аппликация способствует развитию мелкой моторики, формируется художественные и графические навыки, развивается художественный вкус и световосприятие (материалом сыпучим является крашенная манная крупа). На первом этапе с работой природного материала обучающиеся выполняют работы по образцу, но при этом передними ставится задача, дополнить композицию, то есть внести элемент творчества. В процессе самостоятельной учебно-творческой работы обучающийся работает над созданием законченной композиции. По готовому рисунку он самостоятельно подбирает цветовую гамму. Обучение носит творческий характер. Во время каждого занятия визуально выявляется индивидуальные способности обучающихся по определенным критериям.

Слайд 11. Очень интересен и сам процесс покраски манной крупы. Дети сами перетирают крупу с красителями. Столько эмоций радости! Такие занятия дают быстрые положительные результаты, которые будут выражаться в стремлении обучающегося к познанию, развития креативного и логического мышления.

 Ребята любят мастерить, клеить, создавать эскизы работ. Это стремление развивается и поддерживается мною, предлагаются те виды работы, которые нравятся детям. Учет возрастных и индивидуальных особенностей предусматривает постепенное повышения сложности изготовления изделия. Преодоление затруднений и достижение при этом желаемых результатов вызывают у детей положительные эмоции. После завершения работ всегда организовывается «мини» выставка, чтобы обучающиеся смогли сравнить свои работу с другими. Ребята учатся находить нестандартные решения композиций и ошибки. Каждый обучающийся имеет право на ошибку. В такой ситуации всем коллективом морально поддерживаем «пострадавшего».

 Только после, того как дети получили навыки в работе с ножницами и различными природными материалами и бумагой, начинается следующий этап, более сложный и ответственный в развитии творческого потенциала. Почему тяжелый и ответственный? Потому что сам процесс обработки соломки требует терпения и много затраченного времени. Результат работы виден не за короткое время - один-два часа, а за пять-шесть и более часов. А дети хотят быстрого результата своего труда.

 Слайд 12. «Соломенная сказка»

Природный материал – соломка, уникальный сам по себе. Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта. Поэтому первоочередной задачей стоит научить детей различать соломку по тону (цвету), и правильно подбирать направления волокон соломенной ленты, и выполнять «соломенное» полотно.

 При изучении технологического процесса дети узнают о строении соломки, ее видах, способах подготовки материала, учатся сами заготавливать соломку и подготавливать ее к работе. На этом этапе обучения выявляются способности к творческому мышлению решению проблем. Здесь же выявляются индивидуальные способности каждого обучающегося, которые фиксируются в журнале наблюдений.

Слайд 13. В процессе обучения обучающие познают технологические приемы в аппликации соломкой и изготовление соломенных изделий. На занятиях создаются проблемные ситуации: даются различные задания творческого характера – выполнить тематическую аппликацию (к определенной праздничной дате или конкурсу) с использованием навыков полученных в результате обучения разным технологиям.

 Каждый выбирает свой путь решения по созданию композиций, выбирает технику исполнения, будь то плоская или объемная аппликация. Многие в своих работах используют, казалось бы, не сочетаемые материалы в композиции, но от этого работа становится уникальной и неповторимой. Это приводит к восторгу и умилению. Здесь проявляется креативность, оригинальность.

 Для развития творческого потенциала младшего школьного возраста используются индивидуальные маршруты, где учитывается способность учащегося (будь это одаренный ученик или требующий корректировке в обучении). Такие ученики выявляются в результате мониторинга личностного развития детей и мониторинга результатов обучения детей.

 Для выявления творческих способностей и стимула в творческом развитии детей привлекаются родители. Так как ни кто не знает ребенка, как знают его родители. Если нет поддержки со стороны родителей, ребенок развивается не так активно, как с поддержкой родителей. Участие в конкурсах самый ответственный этап развития творческой активности. В наше время много всяких способов продемонстрировать детские работы, - это не только очные конкурсы, очень много дистанционных, и всевозможные выставки. Участвуют в конкурсах не только дети с высоким уровнем творческого развития, но дети со средним и низким потенциалом творческого развития. Участвуя в праздничных мероприятиях города, дети демонстрируют свое творчество и продают продукт своего труда на ярмарках. Такая деятельность стимулирует ребенка, он видит востребованность в его продукте, повышается самооценка и социальная значимость.

 Бывает так, что ребенок может обучаться год, два и только на третий год он «просыпается» - раскрывается как цветочек. Особенно тогда когда дети начинают самостоятельно работать в направлении самообразования, то есть подготавливают рефераты по различным темам декоративно-прикладного исследования. Это «История аппликации», История соломенной куклы», «Обрядовые традиции народов России» и т.п.

 Таким образом, этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Если дети младшего школьного возраста посещают занятия, для того чтобы увлеченно проводить свой досуг, то дети среднего школьного возраста приходят сюда осознано (в основном это дети, которые обучались ранее с начальной школы), либо из-за любопытства или просто «за компанию».

 Подростковый возраст является сензитивным (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения) периодом для развития творческих способностей. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточный жизненный опыт, неадекватные суждения о происходящем подвергают подростка случайным влияниям.

Для развития способности к творчеству подростка необходимо развивать творческую деятельность, а не сводить обучение только к овладению знаниями, умениями и навыками. В противном случае многие качества творческой личности (художественный вкус, стремление к новому, чувство прекрасного и др.) остаются невостребованными и прекращают развиваться. Подросток стремится к решению максимально трудных для него задач. При этом следует помнить, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится коммуникативная, и в связи с этим особенно эффективна творческая деятельность, реализуемая в процессе общения.

 Появляется потребность в активном самостоятельном, творческом познании, к переходу учебной деятельности на более высокий уровень с элементами самообразования и самосовершенствования.

 В процессе реализации программы «Моделирование из соломки» 3 г.о, дети продолжают знакомиться с основами соломоплетения и с современными техниками декоративной обработки соломки. В процессе занятий, ведется наблюдение за обучающимися, выявляется их способности в данном процессе. В основном дети работают самостоятельно, применяя свои знания о материале и технологии. Есть «новички». В группу 3 г.о. попадают подростки, которые в первые соприкасаются с таким творчеством. В младшие группы их зачислить некорректно. Учитывая это, в объединении ведется индивидуальная работа с детьми, и разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. В объединении присутствует взаимовыручка. «Старички» обучают «новичков»- в этом тоже проявляются творческие способности «старших» учеников. В процессе такой деятельности оцениваются поведенческие качества, организационно – волевые.

С целью формирования у обучающихся конкретных личных качеств используются следующие методы воспитания:

- метод положительного примера - педагог вместе с обучающимися участвует в выставках и конкурсах;

- метод переубеждения;

- метод поощрения; мотивации поведения; метод контроля и самоконтроля.

Ребята участвуют не только в различных выставках и конкурсах разного уровня, но пробуют себя в индивидуальных выставках, которые организовываю в школах, где они учатся.

 Изучая народные традиции, дети учатся их воплощать в современной жизни – всем коллективом празднуют масленицу, Рождество и другие народные праздники, участвуем в тематических выставках.

 Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе «Моделирование из соломки» ведущее место. Программа предусматривает выполнение обучающимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность обучающихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.

 В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества педагога и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Творчество – это исследование.

 Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у них целого комплекса качеств, творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.

 В подростковом возрасте это актуально, так как именно при создании творческого проекта подросток самореализуется. раскрывается. У него повышается самооценка.

 В программе есть раздел «Краеведение». Уже много лет ребята участвуют в краеведческих конференциях. Готовят проекты исследовательского характера, в основном по архитектурным историческим памятникам и достопримечательностям нашего города и России. В такие проекты входят не только исследование данного объекта, но и его воссоздание через декоративно - прикладное творчество. Такие проекты мы называем «Соломенное преображение».

 Тесная работа с родителями также способствует творческому развитию детей, обучающиеся проводят мастер классы для своих родителей, тем самым втягивают в творческий процесс свою семью.

 Так же созданы электронные портфолио на каждого обучающегося, где прослеживаются результаты деятельности и развития учащегося в объединении «Волшебная соломинка» по программе «Моделирование из соломки»

 Есть выпускники которые после окончании школы продолжили занятие творчеством : - Мария Кирсанова стала дизайнером, Анна Классен учится педагогическом колледже, там она продолжает свою творческую деятельность декоративно-прикладного творчества и еще несколько будущих выпускников мечтают стать педагогами дополнительного образования по художественной направленности – декоративно - прикладному искусству.

      Развития творческих способностей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки» рождает у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Реализация грантовых проектов для развития творческих способностей детей в условиях сельской местности

В своем выступлении я остановлюсь на тех проблемах развития дополнительного образования в Кирово-Чепецком районе, которые мы решили за счет реализации грантовых проектов. Этот важный источник финансир...

Реализация грантовых проектов для развития творческих способностей детей в условиях сельской местности

Опыт учреждения дополнительного образования детей по созданию условий для развития творческих способностей обучающихся через реализацию грантовых проектов и программ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии «Пластилиновая сказка» Для детей от 8 до 11 лет.

Дополнительная общеобразовательная программахудожественной направленностистудии «Пластилиновая сказка»Для детей от 8до 11 лет.Срок реализации программы -2 года....

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЁННОСТЬ. ЕЁ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В данной статье речь пойдёт о проблемах диагностики художественной одарённости и о методах её выявления в рамках реализации программ дополнительного образования художественной направленности. Автор ст...