Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии «Пластилиновая сказка» Для детей от 8 до 11 лет.
рабочая программа на тему

 

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

студии «Пластилиновая сказка»

Для детей от 8до 11 лет.

Срок реализации программы -2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_skazka.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества г. Покров»

РЕКОМЕНДОВАНО:                                                УТВЕРЖДАЮ:                                          

Методическим советом                                      Директор МБУДО ЦРТДиЮ

                                                                                                                               г. Покров

МБУДО ЦРТДиЮ г. Покров                        __________________ С.В.Куликова

Протокол № ___ «___»________20__ г.                      Приказ № _____ «___»   __20___г.

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

студии «Пластилиновая сказка»

Для детей от 8до 11 лет.

Срок реализации программы -2 года.

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

Исаева Наталья Владимировна

г. Покров

2018 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, поэтому был организован кружок художественной направленности «Пластилиновая сказка» - основной идей которого является выполнение объемных изделий из пластилина и рисование картин пластилином - пластилинография. Программа рассчитана на младших школьников, возраст которых 8-11лет, и учитывает их психолого-педагогические особенности.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность программы «Пластилиновая сказка» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Техника работы с пластилином хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а это в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.

В данной программе используются несколько видов техники лепки из пластилина.

  • Объемная лепка: делится на три вида (конструктивный, пластический комбинированный,). Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной формы.
  • «Пластилинография» - именно этот вид работы позволяет ребенку оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет ребенку создавать   настоящие шедевры. Авторская разработка раздела «Пластилинография» развивает координацию рук и моторику,доступна в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.
  • Мозаика. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков.
  • Обратная аппликация - это аппликация из пластилина, выполненная на прозрачной поверхности (стекло, пластик). Вся работа выполняется с изнаночной стороны. При этом на лицевой стороне получается удивительный рисунок, напоминающий картинку, написанную красками.

Занятия по программе представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2.Развитию творческих способностей.

 3.Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения и развития. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.  

4.Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5.Работа с пластилином так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению. Одним из несомненных достоинств занятий является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). В результате успешного овладения работы с пластилином - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Рекомендуется использовать при работе твердые крупы, бисер, семена арбуза, тыквы и т.п.

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности- индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции– сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности- решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Цель программы: создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся

Основные задачи программы:

1.Развитие художественного вкуса, чувства композиции; творческих способности.

2. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.

3Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

4. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

5. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Сроки реализации образовательной программы «Пластилиновая сказка» 2 год.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

1.Учитель для ученика, а не ученик для учителя.

2. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

3. Учёт психофизических особенностей детей.

4.Создание атмосферы успеха.

 Формы организации учебной деятельности:

1.групповая;

2.выставка;

3 творческий конкурс.

Структура занятий:

1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (пальчиковая гимнастика).

2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3. Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции, выставка работ.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед обучающимся ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца.

- Научиться аккуратно выполнять свои работы.

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Научиться действовать по образцу.

- Научиться действовать по словесному указанию.

Этап № 3. Итоговый

Задачи:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Тематика занятий отражена в трех направлениях:

  • изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
  • изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)
  • создание сказочного мира, сказочных образов.

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:

  • выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
  • одной темы многократно и поэтапно;
  • нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии 1 год обучения.

Месяц

 Общая тема.

Тема занятия

Вид лепки

часы

Т

П

В

Сентябрь

1

Вводное занятие

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности беседа «Что такое лепка?»

Лепка по замыслу.

2

0

2

2

Осень

«Подарки осени»

объемная

0.5

1.5

2

3

«Осенние дерево»

объемная

0

2

2

4

Герберы

пластилинография

0.5

1.5

2

Октябрь

5

Насекомые

Муравьи

объемная

0.

2

2

6

Бабочки

мозаика

0.5

1.5

2

7

Паук в паутине

пластилинография

0

2

2

8

Божья коровка

пластилинография

0.5

1.5

2

Ноябрь

9

Домашние

животные

Собачка

объемная

0

2

2

10

Петух

объемная

0.

2

2

11

Лошадь

мозаика

0.5

1.5

2

12

Хвостатики

объёмная

0

2

2

Декабрь

13

Дикие животные

Зайка

объемная

0

2

2

14

Ежик и одуванчик

мозаика

0

2

2

15

Зебры на поляне

пластилинография

0

2

2

16

Жираф

пластилинография

0

2

2

Январь

17

Птицы

Совушка в шляпе

пластилинография

0

2

2

18

Синичка

объемная

0

2

2

19

Попугайчики

мозаика

0

2

2

20

Птицы зимой

пластилинография

0

2

2

Февраль

21

Человек

Гном

объемная

0

2

2

22

Кукла

обратная аппликация

0.5

1.5

2

23

Солдат

объемная

0.5

1.5

2

24

Богатырь

пластилинография

0

2

2

Март

25

В мире сказок

Там ступа с

бабою-ягой,

идет бредёт

сама собой.

объемная

0

2

2

26

Репка

пластилинография

0

2

2

27

Колобок

мозаика

0.5

1.5

2

28

Жар- птица

пластилинография

0

2

2

Апрель

29

Подводный мир

Аквариум

обратная аппликация

0.5

1.5

2

30

Удивительные рыбки

Объемная

0

2

2

31

Морское дно

пластилинография

0.5

1.5

2

32

Веселый краб

пластилинография

0.5

1.5

2

Май

33

Коллективная

Пруд

объемная +пластилинография

0.5

1.5

2

34

Улица города

объемная+пластилинография

0

2

2

35

С высоты птичьего полета

пластилинография

0

2

2

36

Город мечты

Объёмная

0

2

2

Июнь

37

Народные

промыслы

Удивительная дымка

пластилинография

0

2

2

38

Золотая хохлома

пластилинография

0

2

2

39

Дымковская барышня на бутылке

Объёмная

0

2

2

40

По замыслу

пластилинография+объемная

0

2

2

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии 2 год обучения.

Месяц

 Общая тема.

Тема занятия

Вид лепки

часы

Т

П

В

Сентябрь

1

Вводное занятие

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности беседа

Лепка по замыслу.

2

0

2

2

Мультфильмы

Царевна лягушка

объемная

0.5

1.5

2

3

Три Богатыря

объемная

0

2

2

4

Змей -Горыныч

пластилинография

0.5

1.5

2

Октябрь

5

Времена года

Краски осени

пластилинография

0.

2

2

6

Зима, зима кругом

мозаика

0.5

1.5

2

7

Первые подснежники

объемная +

пластилинография

0

2

2

8

Белая береза под моим окном

пластилинография

0.5

1.5

2

Ноябрь

9

Птицы

Розовый фламинго

обратная аппликация

0

2

2

10

Пингвины на льдине

Пластилинография+ объемная

0.

2

2

11

Аист на крыше

пластилинография+ объемная

0.5

1.5

2

12

Дятел – санитар леса

объемная

0

2

2

Декабрь

13

Новый год

Дед Мороз у елки

пластилинография+ объемная

0

2

2

14

Пингвин и снеговик на льдине

объёмная

0

2

2

15

Новогодний сувенир

Обратная аппликация

0

2

2

16

Новогодний сувенир

пластилинография

0

2

2

Январь

17

Дикие животные

Панда на дереве.

пластилинография

0

2

2

18

Жираф заболел

объемная +пластилинография

0

2

2

19

Топают по Африке слоны, носорог и бегемоты

объемная +пластилинография

0

2

2

20

Топают по Африке слоны, носорог и бегемоты

объемная +пластилинография

0

2

2

Февраль

21

Народные Промыслы

Жостовская роспись

пластилинография

0

2

2

22

Матрешка

пластилинография

0.5

1.5

2

23

Натюрморт

Ваза и фрукты

пластилинография

0.5

1.5

2

24

Чайная посуда

пластилинография

0

2

2

Март

25

Деревенские мотивы

Чучело огородное

объемная

0

2

2

26

Домик в деревне

Пластилинография+ объёмная

0

2

2

27

Камин с огнем

обратная аппликация

0.5

1.5

2

28

Подсолнухи

Пластилинографя +объёмная

0

2

2

Апрель

29

Цирк

Клоун на арене

Объемная

0.5

1.5

2

30

Дрессированные собачки

обратная аппликация

0

2

2

31

Динозавры

Юрский период

Объёмная + пластилинография

0.5

1.5

2

32

Юрский период

Объёмная + пластилинография

0.5

1.5

2

Май

33

И всё о той весне

Есть такая профессия Родину защищать

объемная +пластилинография

0.5

1.5

2

34

У вечного огня

объемная+пластилинография

0

2

2

35

Подарок ветерану

обратная аппликация

0

2

2

36

Праздничный салют

пластилинография

0

2

2

Июнь

37

Лето

Ромашки

пластилинография

0

2

2

38

Земляника"

пластилинография

0

2

2

39

Незабудки

обратная аппликация

0

2

2

40

Мир похож на цветной луг (коллективная работа детей)

пластилинография+объемная

0

2

2

Материально-техническое обеспечение программы

Художественные средства:

  • методические пособия и книги по пластилинографии;
  • литературные произведения (тематические).

Наглядные средства:

  • стенды (правила техники безопасности и др.);
  • иллюстрационный тематический материал;
  • демонстрационные работы и образцы в технике «пластилинография».

Технические средства:

  • видео-аудио материалы;
  •  цифровой фотоаппарат;
  • материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для пластилинографии: клеенки (или доски для работы с  пластилином), набор стеков, спички или зубочистки, бусины, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, природные материалы, художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты

Список используемой литературы

1. Е.Г. Дубовицкая« Жизнь удалась», издательство Феникс, 2008г.

2. Рони Орен« Секреты пластилина», 2010г.

3. Н.НЛ ебедева. « Лепим из пластилина"и т.д.

4. И.О.ШкицкаяАппликации из пластилина.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с.

5. О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии «Волшебная бумага»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии "Волшебная бумага" для детей от 7до 12 лет. Срок реализации 2 года....

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА И ДИЗАЙНА» (базовый уровень)

РАБОЧАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА И ДИЗАЙНА»(базовый уровень)...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом «Разноцветная сказка»

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программехудожественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом ...