Тема «Выражение намерений через украшение». «Морской бой царя Салтана и пиратов».
статья

Шарипова Римма Ангамовна

Тема: «Выражение намерений через украшение». «Морской бой царя Салтана и пиратов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Предмет: «Изобразительное искусство»

Республика Татарстан г.Альметьевск МБОУ»СОШ№3»

Учитель: Шарипова Римма Ангамовна

Класс: 2  «А» класс.

Тема: «Выражение намерений через украшение». «Морской бой царя Салтана и пиратов».

Тип урока: «Обобщение и систематизация знаний»

 Вид занятий: индивидуально - коллективная работа - украшение кораблей флота красками  символами с выражением намерений добрых или злых.

Цели и задачи: дать понятие о символике изображений, об украшении как приёме выражения намерений, чувств, настроения, знакомство с произведениями изобразительного искусства.

Метапредметные цели:

• учить выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

• учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

• учить понимать градацию цвета;

• учить поиску необходимого цвета с помощью гуашевых красок, акварели, используя технику «разбеливания»;

• учить сравнивать полученную цветовую гамму с натурными объектами или произведениями изобразительного искусства.

2) Регулятивные универсальные учебные действия:

• учить планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность алгоритма действий;

• учить корректировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

• учить анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на собственное настроение;

• учить оценивать сравнивать с образцом результаты деятельности (чужой, своей);

• учить оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

3)Коммуникативные универсальные учебные действия:

• учить выполнять творческую работу , используя информацию, полученную на уроке;

• учить высказывать, собственное мнение при анализе работ своих товарищей, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные аргументы.

Личностные цели:

• формировать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

• учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, удивление, желание больше узнать);

• формировать умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

 

Оборудование урока:

Для учащихся –акварель, гуашь, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Для учителя - зрительный ряд иллюстраций, подмалёвок для коллективной работы, шаблоны кораблей и парусов.

Зрительный ряд: репродукции произведений художников - Н. Рерих «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина, Б. Заворыкина к «Сказке о царе  Салтане», рисунки пиратских «злых» кораблей, кораблей «добрых».

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный этап.

Словесный метод:

слово учителя.

1

Прозвенел звонок и смолк,

     Начинается урок

. -Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз:

- Повторяем то, что знаем и закрепляем, и стремимся учиться чему -то новому.

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности

Словесный метод:

беседа.

1-5

-- На протяжении нескольких уроков мы работали по какой теме? (тема «Как говорит искусство?»)

-Как, какими приёмами художник может выразить чувства, настроение, намерение, характер того, что он изображает?( цветом) (Если это человек, или животное, то мимикой, движением. Если это пейзаж, природа, то главное в картине художника цвет)

     С помощью чего ещё художник может выразить характер человека? Об этом мы говорили на прошлом уроке. (С помощью украшений).Украшение может передавать характер и настроение человека. Оказывается, украшением можно передавать различные чувства, замыслы, желания и намерения.

- А что такое намерение?

(сценка)

Мне кажется, что вам стало понятно значение слова «намерение». А сейчас разберемся со словами «конструкция» и «декор».

- Какие из геометрических фигур «добрые», а какие «злые»? Почему?

Форма предмета, его силуэт – это и есть конструкция.

Кто помогает создать конструкцию? А кто украшает?

Декор – это и есть украшение.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Какова цель нашего урока? (создать конструкцию, украсить, выразить намерения)

Но что мы будем украшать, вы узнаете чуть позже.

. -А сейчас, положите головы на парты. Сосредоточьтесь. Попробуйте представить услышанное. (запись шума и плеска воды)

- Какие звуки вы услышали? Что вам представилось? Опишите.(звучит аудиозапись плеска воды, на фоне которой звучит голос учителя) И.П.Чайковский и шум моря

- Морская стихия. Море. Оно всегда волновало человека. Влекло к себе своей таинственностью, силой и красотой. Вот мы и отправимся к берегам моря.

(просмотр картин морских побережий.)

- Можно ли, глядя на цвет, определить настроение автора? Оказывается, что через цвет, можно передать не только настроение, но и намерения.

-Сегодня мы с вами должны узнать ещё один приём художников.

-Ребята, я утверждаю, что мы сможем узнать этот о каком приёме пойдет речь . Но для этого надо подумать над следующим заданием.

(На доске – полоса ватмана, на которой нарисовано море )

Отвечать на вопросы, предполагать.

Р.: умение самостоятельно определять круг учебных задач.

3.

Знакомство с новым материалом.

Словесный метод: слово учителя, ответы на вопросы.

Наглядно – иллюстративный метод: просмотр иллюстраций, презентации.

Анализ.

Практический метод: анализ кораблей.

.

5

-«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…»

 - Какое произведение обычно начинается этими словами? (сказка)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

-Из какого произведения строки?

– Вы помните «Сказку о царе Салтане…»А.С.Пушкина? Давайте мысленно перенесёмся в сказку о царе Салтане.

- Как люди в сказке переправлялись по морю? (на кораблях)

 КОРАБЛЬ – морское судно.

 ПАРУС – большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и приводящий в движение судно.

Н.Рерих «Заморские гости»(слайд)

– Помните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? А раз он плыл в гости , как он украсил свой флот .А как он мог украсить?

– Флот царя Салтана отправился к царю Гвидону, но вот на горизонте матрос замечает приближение другого флота.

– Как, ребята,вы думаете, можно ли определить, какой флот приближается: флот, едущий на праздник или флот, идущий на недоброе, темное дело?

-Для этого давайте рассмотрим рисунок .

-Что здесь изображено? (корабли, флот, два разных флота…) слайд

-Почему вы решили, что это два разных флота? (это видно по парусам, это видно по украшению носа корабля, по пушкам на палубах…)

 -Совершенно верно, значит, есть ещё один приём художника для выражения намерений, Как вы думаете, что это?

-Это украшение. Украшение характеризует своего хозяина, раскрывает его представления о красоте и даже может выражать его характер.

 ДЕКОР – украшение.

 -Итак, как же можно на рисунке показать намерение? Цветом, украшением, движением. 

Тема урока: Выражении намерений через украшение.  Флот  царя салтана и пиратов.

Слушать рассказ учителя, анализировать, аргументировать своё мнение, под руководством учителя самостоятельно определять особенности композиции.

Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему, цель урока.

П: поиск и извлечение

информации

 Р: принятие цели и

постановка задач

урока

П.: умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом.

К.: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

4.

 «Открытие нового знания.»

5мин

-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

 -Если в море встретились два разных флота

Как это показать в движении? (корабли должны плыть навстречу друг другу)

– Как вы, ребята, думаете, какая сегодня у вас будет задача?

Задача нашего урока - создать флот царя Салтана и флот пиратов, которые встретились в море и готовы к бою.

 -Для этого мы поделимся на пиратов и на моряков царя Салтана. .

 (Делю класс на две половины.)

-У нас здесь поработал злой волшебник, взял и стер все краски с кораблей. И теперь непонятно, где флот царя Салтана, где флот пиратов.

-Как могли быть украшены их корабли?

– Что может быть изображено на парусах?

 (Эмблемой) 

– Какие цвета мы будем использовать для флота царя Салтана? (Теплые ) (слайд)

Какими символами можно показать добро? ?  солнце, лебедь, сердце, цветы, бабочки…)(слайд)

Какие цвета мы будем использовать для флота пиратов? (холодные) (слайд)

Какими символами можно показать зло? (коршун, пираты, череп и кости, морда дракона, хищные птицы, чудовища, змеи, (слайд)

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы.

П.: умение следить и усваивать практические приемы работы.

5.

Постановка творческой задачи

Словесный метод: инструктаж.

5мин

-Для каждой группы я задам задание стихами

Ну-ка, представь себе, как в старину,

Шли корабли на разбой, на войну.

Пушки по борту с обеих сторон.

На парусах-то орел, то дракон.

Нос угрожает оскаленной пастью

Тигра ли, льва, иль кого позубастей.

Флаг развевается с черным крестом,

С молнией флаг, со змеиным хвостом.

Теперь представь корабль иной –

Сверкает парус над волной…

Пусть чайка на флажке парит,

Ведь флаг о мире говорит.

На флаге бабочка, пчела

Зовут на добрые дела…

Подумай, чем украсить нос:

Русалкой с гривою волос,

Дельфином с носом, как игла, –

Дельфины не приносят зла;

Одень корабль, как парад,

Ты в самый праздничный наряд.

-Своим кораблям вы можете дать название. (просмотр презентации).

 -А сейчас возьмите каждый свой кораблик.

Первая команда будет восстанавливать флот царя Салтана, а вторая будет восстанавливать флот пиратов.

Ребята, перед вами стоят такие задачи:

 -Украсить сказочный флот (добрый или злой), но при этом украшения и цвета подобрать такие, которые выражали бы намерения добрые или злые.

 Не бойтесь фантазировать!

Повторяем приемы работы акварельными красками.)

– Вопросы по заданию есть?

Приступаем к работе. Перед украшением силуэта корабля цветом детям предлагается поднять вверх кораблики так, чтобы два флота плыли навстречу друг другу. Другими словами, у одной группы школьников нос кораблей обращен вправо, у других - влево.

Во время работы учитель помогает учащимся, индивидуально дает советы, оказывает помощь при приклеивании кораблей, (флоты плывут друг против друга

Принимать общую задачу.

Р.: умение воспринимать задачу, мобильно выполнять работу. Формирование ответственного творческого отношения к работе.

6.

Практическая работа.

20мин

-А сейчас приступайте к работе.

Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием.

Во время работы звучит музыка 

-Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Подходите к доске и прикрепляйте их на наше море.

Самостоятельно выполнять задание.

Р.: умение организовывать свою учебную задачу; учиться определять степень успешности выполнения своей работы,   давать оценку работе.

7.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Итог урока

Словесный метод:

беседа.

Практический метод: выставка детских работ, выявление ошибок, анализ работ.

5мин

-Корабли наши готовы, давайте посмотрим, что у нас получилось.

-Какую задачу мы поставили на нашем уроке?      

-  Мы справились с ней?

-Посмотрите, правильно ли вы восстановили       флот царя Салтана? А флот пиратов?

-Какие работы вам понравились? Почему?

-Как можно передать намерения через украшения?

-Что нового узнали? Чему научились? Что сложного в работе показалось?

-Где можно применить наше панно?

-Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня вы создали настоящий морской бой.

 Оцените работу своей команды при помощи цветных кружочков.

Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

Р.: самооценка, умение анализировать результаты своего труда и труда других.

8

Домашнее задание.

2мин

Прочитать сказку Г. Х. Андерсана «Снежная королева»,

Попробовать создать свой корабль по желанию(эскиз).

Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....

Контрольная работа №1-7 по алгебре по теме: «Выражения. Преобразование выражений»

Контрольная работа  №1-7  по алгебре по теме:«Выражения. Преобразование выражений» составлена в 2-х вариантах...

Задания на тему "Выражение одних величин через другие" по подготовке к ГИА

В данном материале собраны различные задания по данной теме....

Методическая разработка урока по теме: "Выражение намерений через украшение"

Урок изобразительного искусства для 2 класса. Тема урока: «Выражений намерений через украшение». Урок находится в разделе «О чем говорит искусство». В этом разделе дети знакомятся с тем, что иск...

Урок "Выражение намерений человека через конструкцию и декор"

Тема: Выражение намерений человека через конструкцию и декорТип урока: урок играЦель: познакомить со способами передачи намерений человека через украшение.Задачи: - формирование у учащихся нравственно...