Межпредметные связи предметов естественнонаучного цикла
статья

Домброва Ольга Александровна

Материал посвящен дополнительным образовательным возможностям, предоставляемым способом подачи учебного материала, включающим проработку на уроках по предметам естественнонаучного цикла (математика, информатика, физхика, химия, биология, география) логических связей между отдельными темами программ этих предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc81 КБ
Файл mps.pptx525.85 КБ

Предварительный просмотр:

        Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы 

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

«ВЛИЯНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Преподаватель физики

Домброва О.А.

Москва 2015

Межпредметные связи при обучении в средней школе.

Содержание:

1. Введение.                                                                                                                                   2. Межпредметные связи.                                                                                                         2.1 Понятие и классификация межпредметных связей.                                                   2.2 Виды межпредметных связей в содержании обучения математики.                   3. Функции межпредметных связей.                                                                                   4. Заключение.                                                                                                                                5. Список использованной литературы                                         

1. Введение.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать студентам на занятии какой-либо одной дисциплины (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии).

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и физики в другие отрасли знания.

Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами и связью обучения с жизнью.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях окружающей действительности и взаимосвязи между ними и делают знания практически более значимыми и применимыми для создания единой картины мира.  

2. Межпредметные связи

2.1  Понятие и классификация межпредметных связей.

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей:

Формы межпредметных связей

Типы межпредметных связей

Виды межпредметных связей

1) По составу

1) содержательные

по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

2) операционные

по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

3) методические

по использованию педагогических методов и приемов

4) организационные

по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

2) По направлению

односторонние,

двусторонние,

многосторонние

Прямые; обратные, или восстановительные

3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)

1) хронологические

1) преемственные

2) синхронные

3) перспективные

2) хронометрические

1) локальные

2) среднедействующие

3) длительно действующие

  1. по составу;
  2. по направлению действия;
  3. по временному фактору взаимодействия направляющих элементов.

По составу мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:

  • содержательные;
  • операционные;
  • методические;
  • организационные.

Каждый тип первой формы (по составу) подразделяется на виды межпредметных связей:

  • содержательные - по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук;
  • операционные - по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;
  • методические - по использованию педагогических методов и приемов;
  • организационные         по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса.

По направлению действия выделяем основные типы межпредметных связей. Обозначим соотносящиеся стороны связи условно буквами A, B, C, D и т.д.:

  • В случае если В направлено к А межпредметные связи  будут иметь одностороннюю связь.
  • Если В и С направлены к А межпредметные связи будут двусторонними.
  • Если же B, C, D… и т.д. будут направлены к А, то межпредметные связи  будут многосторонними в процессе обучения в колледже.

Все эти типы связей могут быть прямыми (действовать в одном направлении) и обратными, или восстановительными, когда они будут действовать в двух направлениях: прямом и обратном.

По временному фактору, выделяют следующие типы межпредметных связей:

  • хронологические;
  • хронометрические.

Хронологические - это связи по последовательности их осуществления.

Хронометрические – это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов.

Каждый из этих двух типов подразделяется на виды межпредметных связей:

Хронологические:

  • преемственные;
  • синхронные;
  • перспективные.

Хронометрические:

  • локальные;
  • среднедействующие;
  • длительно действующие.

Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи по направлению показывают:

  1. является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.
  2. используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана колледжа (обратные или восстановительные связи).

Временной фактор показывает:

  1. какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);
  2. какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи);
  3. как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи, а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета. 

Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.

3. Функции межпредметных связей.

Межпредметные связи в процессе обучения являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Межпредметные связи выполняют в обучении математике ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у студентов диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподавателя математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания учащихся в процессе обучения математике. Преподаватель математики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью совершенствуется содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования преподавателями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной работы, которые предполагают знания ими программ смежных предметов.

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности студентов. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, идущие от математики в другие учебные предметы.

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний студентов, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

4. Заключение

Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современном учебном процессе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

  • снизить вероятность субъективного подхода в определении  межпредметной емкости учебных тем;
  • сосредоточить внимание преподавателей и студентов на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
  • осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности студентов, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
  • формировать познавательные интересы студентов средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
  • осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и студентами;
  • изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

  • планирование этой работы в колледже,
  • координацию деятельности всех участников педагогического процесса;
  • эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных предметов, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких преподавателей.

5. Список использованных источников

1. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей - М.,2006.

2. Межпредметные связи в учебном процессе. / Под. ред. Дмитриев С.Д. -Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978- с.80.

3. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса - Вып.5. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981.; 4. Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // педагогика. - М., 1972. - №6 - С.48-56.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние межпрежметных связей предметов естественнонаучного цикла на качество обучения старших школьников

Слайд 2

Определение Межпредметные связи являются отражением в предметном курсе признаков и понятий , раскрываемых на уроках других дисциплин

Слайд 3

Родовым понятием по отношению к категории « межпредметная связь» является понятие « межнаучная связь», они являются производными от общего понятия «связь» как философской категории.

Слайд 4

Исходя из этого, можно определить: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве.

Слайд 5

Классификация межпредметных связей

Слайд 6

Межцикловые и внутрицикловые межпредметные связи Различают связи внутрицикловые (связи математики с физикой, химией) и межцикловые (связи математики с историей, трудовым обучением).

Слайд 7

Функции межпредметных связей Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии. Межпредметные связи способствуют отражению в обучении системного подхода к познанию природы.

Слайд 8

Функции межпредметных связей Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Слайд 9

Функции межпредметных связей Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Слайд 10

Функции межпредметных связей Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Слайд 11

Функции межпредметных связей Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Слайд 12

Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Слайд 13

Планирование межпредметных связей В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.

Слайд 14

Сетевое планирование Осуществляется завучем или председателем методической комиссии. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами.

Слайд 15

Курсовое планирование Планирование межпредметных связей внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом наиболее распространён тематический подход, т.е. на последовательный анализ межпредметных связей от одной учебной темы к другой.

Слайд 16

Тематическое планирование В тематическом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов.

Слайд 17

Тема «...................» Класс «................»

Слайд 18

Составляя поурочные планы, учителю важно знать, что учащиеся уже освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубление и обогащения. Этому помогает посещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.

Слайд 19

Межпредметные связи математика - физика Тема урока: Степень с натуральным и отрицательным показателем, единицы измерения электрического заряда Методическая цель урока: Формирование знаний по темам «Степень с натуральным и отрицательным показателем» и «Единицы измерения электрического заряда», навыков умножения и деления степеней, а также умений переводить значение заряда в повышающие и понижающие единицы измерения и оценивать величину электрического заряда. Развивающая цель: Развитие речи учащихся, познавательного интереса, активности, а также навыков самооценки и рефлексии. Формирование единой картины мира. Воспитательная цель: Воспитание культуры общения и адекватной самооценки, реализация комплексного подхода к воспитанию учащихся..

Слайд 20

Межпредметные связи физика - химия Здесь можно предложить урок «Строение атома и химическая связь». С точки зрения химии рассмотреть строение электронной оболочки, а с точки зрения физики – строение атомного ядра, а также проследить электрическую природу химической связи. Этот урок должен быть обобщающим по темам «Строение атома» и «Химическая связь»

Слайд 21

Межпредметные связи математика - география Тема урока: Координатная плоскость, Географические координаты. Методическая цель урока: Формирование знаний по темам «Координатная плоскость» и «Географические координаты», навыков построения точек на координатной плоскости и фигур по этим точкам, а также умения определять географические координаты объекта. Развивающая цель: Развитие речи учащихся, познавательного интереса, активности, а также навыков самооценки и рефлексии . Формирование единой картины мира. Воспитательная цель: Воспитание культуры общения и адекватной самооценки, реализация комплексного подхода к воспитанию учащихся..

Слайд 22

Межпредметные связи математика - география Планируемый результат: Знания понятий координатная плоскость, абсцисса и ордината, координаты , географических понятий долгота и широта ; основных аспектов использования координатной плоскости. Умения применять полученные на уроке знания для решения учебных задач и использовать их для определения географических координат объекта, четко и аккуратно выполнять геометрические построения, правильно произносить ключевые термины по теме урока. Навыки восприятия на слух математических и географических координат, построения точек по заданным координатам.

Слайд 23

Межпредметные связи математика - география Личностноформирующая направленность урока При изучении названных выше тем урока по предметам Математика и Физика его личностноформирующую направленность можно спроектировать следующим образом: 1. Формировать знания учащихся по теме предмета Математика «Степень с натуральным и отрицательным показателем», по теме предмета Физика «Единицы измерения электрического заряда». 2. Углубить понимание основ математики и географии, способствовать осознанию единства естественнонаучной картины мира , развивать творческие и аналитические способности учащихся, интерес к познанию природы. 3. Актуализировать навыки самостоятельного поиска материала по заданной теме, активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств; воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.

Слайд 24

Межпредметные связи физика - информатика Здесь можно предложить урок по теме: «Закон сохранения импульса, суммирование табличных данных в формате excel ». В ходе этого урока достигается актуализация закона физики и формирование навыков пользоваться электронными таблицами для безошибочного вычисления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....

Статья «Интегрированные уроки биологии с предметами естественнонаучного цикла»

Предлагаю вашему вниманию теоретический материал по интеграции в современной школе....

Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла.

Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии  и химии....

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла.

Данная статья раскрывает особенности межпредметной интергации естественно- научного цикла .В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой е...

Презентация к статье "Связь интегральной и проектной технологий в преподавании математики и предметов естественнонаучного цикла"

Возможно, данный материал окажется востребованным у учителей математики и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Подготовка учащихся, сочетающая интегрированные уроки и проектные тех...