Задание на областной конкурс «Учитель года Магаданской области-2019» Эссе по теме: «Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела»
материал

Козачек  Валентина Валерьевна

 «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».  Святой  Иоан  Златоуст 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_oblastnoy_konkurs_2019_-_kopiya.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа

 с углублённым изучением отдельных предметов № 14»»

Эссе

«Воспитание является искусством,

а не ремеслом - в этом

 корень учительского дела»

Козачек Валентина Валерьевна,

учитель технологии

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Магадан

2019 г.

«Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - писал Д. Лихачев о профессии, которой я мечтала овладеть с самого детства. И даже если бы я в то время вникла в суть этой фразы о трудности и ответственности учительской профессии, все равно стала бы учителем. Ведь перед глазами всегда был пример. 

В нашу школу пришли работать  две  учительницы: учитель  начальных классов – Валентина Николаевна  и учитель  русского языка и литературы – Валентина Федоровна. Они приехали из России.  Для меня, второклассницы, живущей в Украине, в то время казалось, что  Оренбург и Воронеж – это где - то очень далеко, просто на краю света. Помню, как Валентина Николаевна после уроков  читала нам большую книжку в красивом бархатном переплете о  странствиях Одиссея. И я в мечтах путешествовала с ним. А Валентина Федоровна на уроке литературы раскрывала суть художественных произведений так просто, понятно и интересно,  что даже самый нерадивый ученик нашего класса, не шелохнувшись, слушал её рассказы. Меня еще тогда заинтересовал вопрос, почему так происходит? Почему все слушают её как завороженные? Наверное, потому, что это - Настоящий учитель.

Вот почему я всегда знала, что буду учить. Но чему учить? Стать учителем  географии и на уроках с детьми покорять новые просторы? А может быть, открывать  тайны истории и  водить детей «в крестовые походы»?

Волею судьбы я стала  учителем трудового обучения. И теперь на своих уроках могу  путешествовать по странам и открывать тайны народных умельцев. Ведь уроки технологии – это и точный расчет с применением геометрических формул, и легкость моделирующих линий, и цветовые  сочетания,  зависящие от исторического происхождения, и  восторг ребенка от первой получившейся петельки, и горечь разочарования от кривого шва, и первая победа на творческой выставке,  и, наконец, самые главные для меня слова ученика: «У меня получилось!!!»

Моя гражданская позиция заставила меня в 2014году оставить свой класс на полпути к выпускным экзаменам. Имела ли я право уехать из родной страны - Украины? Думаю, что да. Как оправдать то, что  белое стало черным? Как объяснить, что Орден Красного Знамени, который получил дед, уже вовсе не орден, и вообще не красного, а непонятно какого цвета Знамени? Я решила, что правильнее будет уйти и остаться в памяти детей учителем с четкими моральными принципами. Лев Толстой писал: «Чтобы воспитать патриотов, надо самому испытывать скрытую теплоту патриотизма». Очень жаль, что  современные политики в угоду своим амбициям ставят под удар духовно-нравственные принципы учителя и  ломают еще не окрепшую детскую душу. Мои внутренние убеждения, воспитанные  на примерах классической русской литературы, истории, к сожалению,  не совпали с политическим курсом государства, в котором я жила и работала. А когда есть спокойствие собственной души, ты способен помочь ребенку расправить крылья и научить летать при любой погоде и в любой ситуации.

Я знаю, что каждый ребенок талантлив, и каждый  талантлив по- своему. Моя основная задача как учителя  - зажечь огонь творчества в душе каждого маленького человека, раскрыть именно его таланты  и создавать для каждого ученика ситуацию успеха. Мое педагогическое кредо: «Творчество заразно – передайте дальше». Только своими работами и собственным примером можно заинтересовать и вдохновить ученика на великие достижения  в творчестве.  А для детей созданная ими из клочка ткани и горстки бусин работа по праву может считаться  произведением  искусства. Именно я могу подарить  детям  то открытие, что мир вокруг наполнен чудесами и сказками, и одно из самых удивительных его творений – это руки человеческие. Они способны созидать, дарить тепло и ласку, делать восхитительные вещи с необыкновенной, светлой, доброй энергетикой. Главное чудо  в том, что руки - это прямое продолжение нашего сердца и наших мыслей:

Могут руки людей сделать чудо любое:

  И по белому полю можно выткать цветы,

  И по синему небу вышить солнце златое,

       Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

   Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

                                И немного фантазии и волшебства,

И сошью я такое, что вам не приснится,

                                Только чтобы на свете жила красота.

  (vc.com/topic-46011096_27316933)

Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания с учениками, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга. Когда становишься учителем-наставником и смотришь в широко распахнутые глаза детей, думаешь: «А смогу ли я научить их отличать добро от зла, делать правильный выбор, чувствовать ответственность за свои поступки и стремиться сегодня быть лучше, чем вчера,  идти вперед по  велению сердца?».  И  радостно становится на душе от осознания того, что время и усилия потрачены не зря.  Абсолютно прав был  святой  Иоан  Златоуст говоря:  «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».

Мои достижения в профессии – это достижения моих учеников. Их я посвящаю своим первым учителям в надежде, что кто-нибудь  и мне в будущем посвятит свои достижения. Эстафетная палочка уже передана.

Требования современного мира таковы, что школа должна  готовить своих учеников к полноценной,  активной жизни, профессионально успешной, духовно и  нравственно богатой, с четким осознанием своего места и гражданской позиции в ней. Я согласна со словами Имануила Канта, что «принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!» У человека любой профессии  обязательно были учителя, с их помощью он становится тем, кто он есть сегодня. Но как измерить работу учителя? Ведь он соприкасается с душой (тонкой материей),  которая наиболее хрупка и ранима особенно в детстве. Очень выразительно и емко об этом сказал В.Ключевский: « Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».  И этим все сказано.

 А завтра я снова войду в класс и увижу пытливые  лица ребят. Они ждут открытий и чудес. Я - тот чародей, в руках которого волшебная палочка: знания и мастерство.

 Звонок! Волшебство начинается …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Методический семинар.

Мультимедийная презентация на тему"Использование метода мини-проектов на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС". В своей презентации я подробно остановилась на методе мини-прое...

Областной конкурс "Учитель года 2018" ЭССЕ

ЭССЕ  Областной конкурс "Учитель года 2018"...