Эссе учителя на тему "Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела".
материал

Павлова Светлана Владимировна

Эссе для участия в конкурсе "Учитель года 2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Палатка

Эссе на тему:

«Воспитание является искусством,

а не ремеслом – в этом корень учительского дела».

                                     Выполнила:

                                      Павлова С.В.

                                                                учитель химии и биологии

Освоение ремесла – это первый необходимый шаг на пути к искусству. Любой ремесленник может стать человеком искусства, если внутри него живет жажда к созданию прекрасного. И только от каждого из нас зависит, останется ли наша профессия ремеслом или она станет искусством. Сократ говорил: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Где же находится граница, между ремеслом и творчеством? Творчество – это передача ценностей через деятельность, а ремесло – это деятельность ради конкретной выгоды, но прежде чем достигнуть вершин творчества нужно годами оттачивать мастерство.

Не всякому дано стать мастером высокого класса, но само стремление к мастерству, энтузиазм, воодушевление таким стремлением должны определять характер труда учителя. Еще древние греки считали учителя «вдохновителем» учащихся. А вдохновлять может лишь тот, кто вдохновляется сам, кто обладает способностью вдохновляться, способностью, которая вырабатывается, а не «ниспосылается свыше». В моей жизни было много хороших учителей, которые сформировали мое мировоззрение, отношение к жизни и к людям. Они заложили основы для дальнейшего развития моих способностей. Но самым главным моим учителем является моя мама – учитель украинского языка и литературы. Занимаясь на ее уроках, я с интересом слушала материал, который она мастерски доносила до всех учеников. Казалось, что нет таких вопросов, на которые мама не смогла бы дать ответ. Исходя из своего опыта, могу сказать, что первые годы работы учителя в школе, годы его профессионального становления, являясь зачастую переломным в его жизни, требуют от него исключительного напряжения и внимания. Именно в эти годы учитель приобретает учительский капитал и учится пользоваться им. Он изучает детей, пытается проникнуть в их своеобразный духовный мир и старается не упустить малейшей возможности приобщения к детскому коллективу, вживания в него.

В нашем деле нет мелочей, и как личность учитель воспринимается в целом. Своим характером, поведением, своими суждениями учитель оказывает колоссальное воздействие на детей. А что касается уроков, то дети, как это часто бывает, делят все уроки на «просто уроки» и на «его уроки», то есть уроки любимого учителя.

Сама профессия требует, чтобы учитель осмыслил себя в трех «измерениях»: как человеческую личность, как воспитателя, как специалиста – предметника. Только учитель, который в совершенстве знает свой предмет, способен увлечь и организовать класс. Конечно, ему необходимы и многие другие качества, но условие образованности, осведомленности, знание материала, передаваемого детям, это условие исходное. Мастерство зависит не только от знания материала и владения методикой, но и от душевного склада учителя, который должен обладать мудростью бережного и чуткого отношения к детям. Говорят, что на инженера можно выучится, а учителем, мастером своего дела, надо стать.

Учить – значит учиться. Нам необходимо не только основательно знать свой предмет, но также интересоваться всем, что больше всего волнует людей в области развития искусства, науки, техники, спорта.

Молодой учитель, попав в школу после окончания педвуза, нередко переживает полосу сомнений. Это период кризиса, из которого не всякий выходит победителем. Есть такие, которые, сомневаясь в своих возможностях, уныло «тянут лямку», но есть и другие, которые, превозмогая свои сомнения, выходят на путь вдохновенного творчества. Недаром говорят, что сомнение как сказочный волшебный камень на перепутье, от него два пути: один – в гору, другой – под гору.  Почему так бывает? В одном классе великолепно идет урок, в другом, параллельном, та же тема, тот же учитель, такой же уровень подготовки класса и ничего не случилось ни с учителем, ни с учениками, а урок «не клеится». Такие случаи нередки. И уже одно это обстоятельство побуждает нас искать причины успеха в одном классе и неудачи в другом.

 Быстротекущая жизнь побуждает нас обновлять и совершенствовать свой труд. Изменяются школьные программы, изучаются новые пособия, появляются новые учебники. Многие новинки становятся достоянием учащихся. Все что заставляет учителя постоянно отбирать, анализировать, следовательно, обстоятельства и характер труда толкают учителя на путь поиска. И если педагог откажется от стремления искать и творить, его труд будет ему в тягость, станет для него мучительным.

Находящийся в состоянии поиска учитель повышает свой теоретический и методический уровень, у него появляется желание к самоанализу и стремление обмениваться опытом с другими.

Учитель – это еще и воспитатель. Опытный учитель знает, что достаточно крикнуть один раз и уже придется кричать постоянно. Крик – первейшее свидетельство бессилия, неопытность воспитателя. «Не может воспитывать других тот, кто не воспитывает себя». Эти слова принадлежат знаменитому польскому педагогу Янушу Корчаку. Надо учиться выдержки, самообладанию, умению пользоваться тоном, то есть учителю надо серьезно заниматься своей личностью. Работа по нравственному самосовершенствованию продолжается всю жизнь. С исчезновением этого начинается творческое угасание, появляется чувство горького разочарования, недовольства собой, своей профессии.

Вокруг меня каждый день – дети, каждый из них – это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, радостей, тревог, интересов и забот. Я получаю огромное удовольствие от того, когда вижу улыбки детей, их интерес к изучению моих предметов, их участия и победы в конкурсах.

Итак, главным качеством педагога является «умение проникнуть в духовный мир ребенка». Процесс воспитания может строиться только на взаимном уважении учителя и ученика. Исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это умелец и творец, вдохновенный и вдохновляющий. Если учитель не стремится к творческому труду, он лишает себя той радостью, которую этот труд способен доставить. Такова природа и специфика деятельности педагога, мастера своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Учителя физики Жугиной Ольги Сергеевны – участницы конкурса «Учитель года 2011»

ЭССЕ Учителя физики Жугиной Ольги Сергеевны – участницы конкурса «Учитель года 2011» города Черкесска.     Часть своей души отдаю им… Учитель – свеча, которая светит другим, сго...

Муниципальный конкурс «Педагогические династии», Посвященный Году Учителя. Эссе: «Учитель – это профессия Главная на земле».

Учительских династий - семей, в которых из поколения в поколение передается педагогический дар и любовь к детям, - в Косолаповской школе - интернате несколько. Не случайно здесь заработал проект...

Эссе учителя на конкурс "Учитель года - 2013"

Моя педагогическая философия...

Эссе учителя русского языка и литературы "Современный учитель. Кто он?"

В работе отражена моя точка зрения о том, каким должен быть современный учитель...

Эссе учителя Изобразительного искусства ГБОУ Центр образования № 2051 Быканова Евгения Александровича

Эссе - мысли учителя ИЗО ГБОУ Центр образования № 2051 - Быканова Евгения Александровича...

Эссе «Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»

Мне очень нравится данная цитата Ральфа Эмерсона, американского эссеиста, поэта, философа, одного из виднейших мыслителей и писателей США XIX века. На мой взгляд, учитель – это тот человек, кото...

Задание на областной конкурс «Учитель года Магаданской области-2019» Эссе по теме: «Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела»

laquo;Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог ...