Эссе учителя русского языка и литературы "Современный учитель. Кто он?"
материал на тему

В работе отражена моя точка зрения о том, каким должен быть современный учитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный учитель. Кто он?

На этот вопрос, по-моему, очень хорошо ответил Антуан де Сент-Экзюпери: «Я не говорю: «Приди ко мне, и я обрежу лишние ветки, вылеплю тебя, придам форму»; я говорю: «Приди ко мне, и ты породишь сам себя ». Ты протянешь мне свою разноликую дробность – и я верну тебе целостность. Не я буду идти посредством тебя. Ты сам пустишься в путь».

Это, конечно, идеал учителя, который сам является Личностью. Но к этому, я считаю, нужно стремиться. Для этого нужно идти вперёд, не останавливаясь, где-то с трудом расставаться с привычным.

В одной из притч американский писатель Ричард Бах рассказывает о жителях селения, расположенного на дне горной реки. Много сноровки требовалось им, чтобы удержаться и не быть унесённым быстрым течением горной реки. Секрет противостояния передавался из поколения в поколение. Так и жили: каждый держался за свою «корягу», а жизнь шла без перемен. Но однажды одному парнишке надоело повторять одно и то же. И он решился отцепиться от коряги. Это сначала вызвало панический страх, но, глядя на смельчака, многие последовали его примеру, и их жизнь наполнилась необычными переменами.

Очень трудно расстаться с привычным. Одним из примеров «привычного» в учебном процессе является «Слово». Слово в речевом взаимодействии учителя и ученика традиционно находится во власти учителя, стремящегося донести до ученика содержание учебного предмета. Безраздельное владение учителя словом - привычная ситуация и воспринимаемая как вечная. Объясняя, учитель работает в полную силу. При этом он думает, говорит, выстраивает цепочку умозаключений, приводит примеры, ставит вопросы, ищет достойный ответ, повторяет, обобщает, классифицирует…Ученик во время объяснения учителя молчит, смотрит на учителя, записывает и…часто думает о своём (Пример с увлеченной учительницей).На уроке зачастую существуют 2 параллельных мира, которые очень слабо соприкасаются друг с другом на основе содержания урока и практически не соприкасаются по своим внутренним ориентирам.

Слово ученика преимущественно обращено к учителю, оно говорится для него. Это чаще всего повторение ранее слышанного и не содержит новизны.

Годами вырабатывается потребность в слове учителя, потребность в направляющем, указующем, все знающем слове. Владеющий словом - владеет инициативой, внимающий слову приучается реализовывать инициативу говорящего. Владеющий словом становится властителем истины. Молчащий, слушающий, внимающий лишен права выбора и вынужден запоминать сказанные ему слова, запоминать с верой в их истину, с верой, что его память после обучения будет хранилищем несказанно важных, жизненно необходимых знаний.

Мария Монтессори, перечисляя качества урока, выделяет среди них качества, которые отвечают её педагогической философии: простота, краткость, объективность. Цитируя слова Данте: «Веди счет словам своим», она пишет: «Чем старательнее мы урезываем ненужные слова, тем полнее наш урок». И еще: «Урок надо вести так, чтобы исчезла личность учительницы. На виду должен оставаться тот объект, на который она желает обратить внимание ребёнка».

Простым требованием к учителю быть на уроке невидимым трудно добиться его исчезновения. Необходима определенная конструкция учебного занятия, которая позволила бы учителю реализовать это желание профессионала.

Мастерская позволяет решить эту проблему. Роль слова на мастерской существенно отличается от той, которая ему традиционно отведена на уроке. Главное, что слово на мастерской в равной степени принадлежит и учителю, и ученику. Мастер, выстраивая мастерскую, стремится так сформулировать задание, чтобы слово почти полностью было во власти школьников. Оставляя себе, как дирижёр симфонического оркестра, лишь дирижёрскую палочку, он предоставляет право творить музыку самим музыкантам.

Важной отличительной чертой мастерской является идея незавершенности любого знания, каким бы соблазнительным ни казалась его завершенность. Актуальность этой идеи в современном мире трудно переоценить. В связи с этим вспоминается интересный, на мой взгляд, диалог:

-Нет предела совершенству.

-Так и совершенства-то нет, но к нему надо стремиться.

Действительно, стремиться, время от времени делая инвентаризацию своих жизненных и профессиональных установок и помнить слова Ф.М.Достоевского:

«О, будьте уверены, что Колумб был счастлив не                     тогда, когда открыл Америку, а когда открывал ее; будьте уверены, что самый высокий момент его счастья был, может быть, ровно за три дня до открытия Нового Света…»

Эти слова, я думаю, будут утешением и напутствием всем нам, решившимся принять участие в этом трудном, но интересном конкурсе.

А что касается личности современного учителя, кроме вышесказанного хочется добавить, как ни банально звучит: нужно любить детей и идти с ними рядом... идти, понимая меру ответственности за их судьбу и помня, как много «НАДО», если ты учитель.

Надо

* общаться с молодыми,

* дружить с ними,

* знать их образ мыслей и не считать, что раньше было лучше,

*  помнить, что в каждом ребенке есть что-то хорошее,

* научить ребенка противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах,

* воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, не бояться посильной работы,

* помочь, если нужно, общаться со сверстниками и взрослыми, постараться зародить в маленьком человеке уверенность в том, что он все сможет...

Не надо воевать с ребятами,

Смешливыми и плутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Застенчивыми, угловатыми,

Надменными акселератами.

Так как же с нашими детьми нам быть?

А надо с ними просто жить...

А потому нельзя останавливаться. Жизнь движется вперед, распахнутые глаза учеников ждут чего-то нового, необычного... Уж если ты выбрал профессию учителя, то - только вперед! И только с детьми!

Учитель начинает, и ... все выигрывают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.

Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Урок в форме дидактической игры Тема: «Числительное в русском языке и математике». Учителя: русский язык - Кибирева Н.А, математика - Меренкова Н.Г

Урок повторительно-обобщающий.Вид урока: экскурсия.Технология:  элементы технологии развивающего обучения,  ИКТ.Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному селу, текст...

ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА - ПРАВОСЛАВНАЯ ГОСТИНАЯ. Авторы: учитель истории Аврамова И.Н., учитель русского языка Капитанова У.А., МАОУ "Гимназия № 24", г. Магадан

Православная гостиная  - это удивительная, уникальная совместная встреча взрослых и детей. Это маленькие островки творческого вдохновения и эмоционального подъёма, где на равных делятся своими пе...