Статья Национальные традиции здоровья в нашем регионе
статья

Стаья посвещена описанию национального состава и традиций сохранения и укрепления здоровья в Нижегородской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_natsionalnye_traditsii_zdorovya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Национальные традиции здоровья в Нижегородской области»

Национальный состав Нижегородской области довольно многообразен. Статистические данные 2002 года свидетельствую, что на территории области проживает более 20 народностей: татары (1,44%), мордва (0,71%), чуваши, украинцы, армяне, азербайджанцы, а также другие этнические группы, занимающие менее одного процента от общей численности населения. Национальное большинство Нижегородской области составляют русские (94,96%), что в целом определяет формы традиционной народной жизни.

Этнографы, этнопсихологи говорят об устойчивых особенностях национального поведения. Своеобразие и стабильность менталитета той или иной нации базируется на некоей совокупности национальных ценностей. Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Ценностные ориентации являются важным компонентом передающегося по наследству традиционного знания каждого представителя этноса. Важность ценностных ориентаций в жизни того или иного этноса обусловило их «кодирование» в системе национального языка (лексики по преимуществу).

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.

В.И. Даль в своем сборнике «Пословицы и поговорки» выделяет более 150 тематических групп, на которые можно условно разделить существующие в русском языке пословиц и поговорок. Среди широко отраженных в языке ценностей, находим группу пословиц и поговорок, посвященных теме здоровья. Однако, в ценностной иерархии по сравнению с другими ценностными установками русского народа (например, о дружбе, родине, честности и т.д.), здоровье имеет довольно низкий статус. Русский язык фиксирует также устойчивые выражения, провозглашающие попустительское, равнодушное отношение к своему здоровью: «До свадьбы заживет», «Голова болит – заду легче», «Смерть одна, а болезней тьма»,  «Горшок на живот – все заживет» и др.

Таким образом, в русской национальной культуре здоровье не является самостоятельной ценностью, но лишь средством выполнения своих трудовых («На что родиться, коли никому не годиться»), гражданских и семейно-дружеских функций. В целом, мировоззрение современного русского человека не значительно изменилось. По свидетельству современников, обращение ко врачу происходит лишь в критических случаях. Часто люди не обращают внимания на недомогание, лечатся методами традиционной медицины.

Такими популярными традиционными лечебными и профилактическими методами являются баня, купание в проруби, мед, травяные отвары и настойки.

В современных условиях, когда горячая вода комнаты гигиены есть практически в каждом доме, не остывает любовь русского человека к русской бане. Владельцы частных бань в любое время года наведываются на свои участки собственно ради бани, а люди, не имеющие собственной бани, с удовольствием посещаю городские общественные бани. Причем баня становится не только местом проведения гигиенических процедур, оздоровления путем прогревания горячим воздухом, паром и ароматерапии, но и способом релаксации, местом отдыха и даже праздника.

Неизменным успехом и спросом пользуются у горожан продукты пчеловодства. Ежегодная выставка – ярмарка «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» привлекает большое количество посетителей именно благодаря возможности приобрести мед от производителя. Мед используется как профилактическое, а также лечебное средство.

Также популярным остается траволечение, причем многие горожане самостоятельно заготавливают целебные травы.

Наряду с рациональными способами сохранения здоровья этническая культура опирается также на ритуально-обрядовый и знаково-символический компоненты системы сохранения жизни и здоровья. Закрепленные в русском языке поверья направлены на устранение негативного влияния на жизнь и здоровье человека с помощью магических действий и заговоров. Например: «Не играй шапкой, голова будет болеть», «Не качай пустую коляску – ребенок не будет спать», «Как здорова земля, так чтобы голова моя была здорова» и др.

Открытым остается вопрос с проблемой национальной трезвости. Для Руси эта проблема была актуальна, о чем свидетельствуют зафиксированные в языке выражения: «Пьян встельку», «Лыка не вяжет», Пьяному море по-колено» и др. тревожным является тот факт, что в языке и народном сознании продолжают складываться подобные стереотипы: «Не пьешь – значит не мужик», «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрет». То есть, употребление алкогольных напитков продолжает оставаться условно – допустимой нормой поведения.

Однако в социуме можно наблюдать и позитивные процессы. Значительная часть современной молодежи начинает осознавать неэффективность и непрактичность асоциального типа поведения, ищет формы жизнедеятельности без зависимостей. Одним из источников новых форм поведения и молодежной занятости становится обращение к истории и народным игровым традициям.

В городах области, в том числе и в городе Дзержинске, развивается движение исторической реконструкции, создаются общества и объединения заинтересованных людей, в числе которых значительный процент молодежи.

Реанимируются народные игры. Многие школьные и общегородские праздники опираются на традиционную культуру. Возрастающий интерес к народным традициям подтверждает и внимание неорганизованной молодежи. Так, например, в 2001 году в городе Дзержинске прошел  новогодний флэш-моб, организовав хороводы вокруг елки в центре города.

Таким образом, сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни сегодня неотделимо от использования накопленных столетиями и проверенных многими поколениями народных традиций и обычаев, которые ориентированы на организацию оптимальной двигательной активности, целесообразного труда и отдыха, разумного питания, а также культивирования нравственных отношений между людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные традиции (статьи)

Для юных журналистов....

Доклад "Роль родителей и тувинских национальных традиций в становлении здоровой семьи"

Кадык байдалдыг ɵг-буленин тургустунарынга ада-иенин болгаш тыва езу-чанчылдарнын ролю.          Тыва ог-буле кижизидилгенин кол озээ – ук чоннун кижи дугайында...

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...

Национальные традиции – наше достояние

Мы с вами живем в Татарстане. Республика наша богата плодородными землями, лесами, реками. Одни из крупных рек Европы – Волга и Кама, словно голубая лента, опоясывают республику. На плодородных ...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...

Статья на НПК "Национальные традиции и их использование в воспитании детей"

Статья "Национальные традиции и их использование в воспитании детей"...

«Кушать подано или здоровье в нашей тарелке.» (ТРАДИЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА)

Интегрированный урок, формирующий основы здорового образа жизни...