«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»
статья

Авторы:

Гичко Кристина Сергеевна

Пономарева Инесса Анатольевна

  1. Патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции.
  2. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
  3. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен  воспитать гражданина и патриота.
  4. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.
  5. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»

«Для гражданина России особенно важны моральные устои.             Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном достоинстве и национальном суверенитете».                                                                                 В.В. Путин.

Патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции. Как справедливо заметил К.Д. Ушинский, патриотизм - это нравственная опора самосознания русского педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры  рушатся. Не случайно идея воспитания, удаленная в первой половине 90-х годов из  государственной системы образования, возвращается сегодня, прежде всего, под знаком патриотического воспитания.  

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократической личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен  воспитать гражданина и патриота.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Основные направления воспитательной работы в лицее:

  1. Гражданско-правовое и патриотическое.
  2. Спортивно-оздоровительное.
  3. Духовно-нравственное
  4. Художественно-эстетическое.
  5. Популяризация научных знаний
  6. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
  7. Поддержка семейного воспитания

Одним из основных направлений воспитательной работы в лицее № 384 является гражданско-патриотическое: воспитание граждан, любящих свой город, свою Родину, знающих ее историю, чувствующих ответственность за ее судьбу.

Патриотическое воспитание становится возможным через решение следующих задач:

- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

- широкая пропаганда выдающихся побед нашей страны в развитии науки и культуры;

- формирование у учащихся  чувства гордости  за  подвиги  старшего поколения и стремления подражать им;

- вооружение учащихся начальными военными знаниями, умениями и навыками, привития интереса к службе в Вооружённых Силах России;
- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;
- создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельностные формы, в том числе школьного самоуправления;
- развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края и многое другое.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....

Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пр...

Формы и методы патриотического воспитания

Данная работа посвященна необходимости воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Описаны методы и приемы из  опыта учителя истории....

«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...

Новые формы и методы патриотического воспитания

Доклад на  семинаре классных  руководителей...

Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.

Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы

Доклад на семинаре на тему "Гражданско-патриотическое воспитание как средство  становления личности в условиях сельской школы"...