Формы и методы патриотического воспитания
статья по обществознанию на тему

Епишина Лилия Сергеевна

Данная работа посвященна необходимости воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Описаны методы и приемы из  опыта учителя истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1713

Епишина Лилия Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Красноармейска Саратовской области» ( МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска Саратовской области»

Епишина Л. С.

Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации.

                                                                                                   Епишина Лилия Сергеевна,

                                                                                     учитель истории и обществознания

                                          МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска Саратовской области»

Текст аннотации. Гражданское воспитание неотделимо от воспитания патриотического.

          Патриотизм является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и родины. Патриотизм – это гордость за достижения родной страны, горечь за её неудачи и поражения, интерес и уважение к её историческому прошлому, бережное отношение к традициям своего народа.

         На мой взгляд, в нашей кризисное время, время, когда потеряны нравственные ориентиры, особенно важно на примере исторических событий и явлений показать состоятельность России, вселить уверенность в её успехе в будущем.

       Воспитание гражданственности и патриотизма через призму истории является целью  моей работы.

Тезисы. Основой патриотического самосознания учащихся является знания истории отечества.

     Это обусловлено тем, что:

историческое образования школьников является системообразующим в становлении учащихся как патриотов страны, граждан России;

вопрос исторического прошлого является полем формирования единых со старшими поколениями российских граждан мировоззренческих позиций школьников;

именно с повышением качества исторического образования учащихся связны ожидания обществом стабильности, развития толерантности и согласия в социуме.

Составной частью патриотического воспитания в государственной политике страны и его высшей формой является военно-патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идеи служения отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости и любви к русской военной славе и военной службе, сохранение и приумножение великих воинских традиций.

Героико-патриотическое воспитание ориентированно на пропаганду военных профессий, воспитании гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.

Национально-патриотическое воспитание основано на христианских заповедях, любви к отечеству, уважении к родителям и старшим. Все это должно быть основано на высокой нравственности и понятии чести.

 Последней частью патриотического воспитания в государственной политике страны является гражданское воспитание, которое способствует воспитанию правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу .

Понять современность можно только на историческом фоне . Обозреть его мы можем только в музее, т.к. музей является носителем исторической памяти.

Музей – один из инструментов идеологии. Решая задачу патриотического воспитания, он должен формировать у ребенка ощущение присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием

На уроках я стремлюсь соединить все составные части патриотического воспитания. Примером может послужить изучение темы «Великая  Отечественная война». Это единственное крупнейшее событие истории России 20 века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имён, событий, даёт общий положительный вектор отношения к Победе Советского союза.

        В восприятии различных групп Великая Отечественная война не может быть одинакова: есть люди, прошедшие войну на фронте или в тылу, в армии или на гражданской службе; есть те, кто пережил военное детство; есть послевоенные поколения, узнавшие о войне от тех, кто добыл Победу; есть, наконец, современная молодёжь, которая узнаёт о войне от тех, кто узнал о ней из рассказов очевидцев.

        При раскрытии темы « Великая Отечественная война 1941-1945 » я показываю её события не только через военно-стратегические, организационно-хозяйственные, внешнеполитические аспекты, но прежде всего через обращение к человеческой личности, проблеме «Народа и войны ».

        Именно такой поход в большей степени позволяет привить подростку чувство уважения, гордости за свою страну.

        Всегда акцентирую внимание учащихся на следующих уроках истории:

 -война лучше предотвращать или, при невозможности это сделать, включиться в них в максимально выигрышных для своей страны условиях, чем их выигрывать колоссальными жертвами. Приоритетными для будущих дипломатов и политиков, всех граждан страны должны стать мирные политические решения во всех сложностях и конфликтах мировой политики. Толерантность, демократические принципы, уважения к истории, традициям других народов, бесценность человеческой жизни – вот то, что следует осознать молодым россиянам на уроках по истории войны;

- только сплочение народа может дать Победу. Лишь любовь к Родине, служение Родине позвонило тогда выстоять и всей стране. И каждому и жителю. Такое сплочения оказалось возможным в условиях многонационального, поликонорессионального государства, раскинувшегося на огромной территории.

       Изучение темы « Великая Отечественная война 1941-1945гг » я всегда строю с использованием местного материала, истории Красноармейского района, его жителей. Организовываю экскурсии в краеведческий музей, где научные сотрудники рассказывают ребятам о героях Великой Отечественной войны, наших земляках, о трудовых буднях военного времени.

       На уроках прошу рассказывать о родственниках учеников, которые были на войне, на полях сражений, работали в тылу и тем самым обеспечили Победу в этой страшной войне.

      История войны будет хорошо понята в том случае. Если она проходит через историю своей семьи, своего города.

       Учащимся нужно показать, что Победа-это результат, достигнутый всем советским народом. И в первую очередь, это победа солдата, воина-труженика войны. Это победа талантливых полководцев, руководителей государства, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость, терпение, личное мужество и сумели пустить в бой тот человеческий резерв, который нашёлся у советских людей и которого не было у захватчиков. Нужно больше говорить о подвигах наших людей.

      Важно показать, что это была победа и тех, кто самоотверженно трудился в тылу. Тех, кто стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал, лечил и обустраивал жизнь фронтовиков. Одним из важных аспектов раскрытия источников победы является показ вклада в неё деятелей культуры.

        На уроках я стараюсь по возможности, в качестве иллюстрации, использовать художественную литературу, военные очерки о Великой Отечественной войне. Помогает ответить на вопросы: “Что подвигло человека на совершение подвига? Почему он выбирает смерть ради жизни других?”

      Важно, чтобы ребёнок осознал способность человека творить чудеса ради защиты своей Родины. В дальнейшем это позволит ему честно выполнять свой гражданский долг перед страной, народом, семьёй.

Список литературы.

1. Варатанова И., Орехова Н. «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество…» // Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г.С. Семенов, ред. Л.В. Кузнецова. – М., 2002.- С. 52 – 55.

2. Голицын, А.М. Музеи и патриотическое воспитание // Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно-практической конференции. – М., 2004.- С. 42 – 45.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.»
  (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).
4. Козленко, С. И. Изучение темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в год 60-летия Победы // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2005. -№ 1.- С. 57-62.

5. Козленко, С. И. Якоря гордости // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2005. - № 5.- С. 23- 28.

6. Окунева, Ю.Е. Патриотизм как важный компонент формирования личности подростка // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры: Сб. статей. – М., 2004.- С. 42-47.
                       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....

Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...

Направления и формы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории

В работе описан опыт учителя по патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Никто не забыт!? Ничто не забыто!? О некоторых формах работы по патриотическому воспитанию детей.

Автор  доклада делится опытом использования  некоторых форм работы по  патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов. Он признаёт низкую эффективность таких форм работы, как...

«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...

Новые формы и методы патриотического воспитания

Доклад на  семинаре классных  руководителей...

«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»

Авторы:Гичко Кристина СергеевнаПономарева Инесса АнатольевнаПатриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции.Становление гражданского общества и правового государств...