Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе
статья по теме

Макарова Лариса Евгеньевна

 

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как                                                                                                                   - формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;                                                                                                                                                               -  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами.

        Одним из принципов особенности организации в воспитании социализации  обучающихся является принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Такими являются идеалы, хранящиеся в истории нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональная научно-практическая конференция

«Год истории России» в Тверской области»

ДОКЛАД

«Конференция и экскурсия

как эффективные формы

патриотического воспитания»

Макарова Лариса Евгеньевна

учитель истории

МОУ Никольской СОШ

Торжокского района

Тверской области

27 ноября 2012 год

         В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент назвал важнейшие из ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СВОБОДА, личная и национальная. А также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР, СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ, ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ, ЗАБОТА о младших и старших, ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.

«Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
                                                             (Из Концепции духовно-нравственного

воспитания российских школьников)

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как                                                                                                                   - формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;                                                                                                                                                               -  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами.

        Одним из принципов особенности организации в воспитании социализации  обучающихся является принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Такими являются идеалы, хранящиеся в истории нашей страны.

     При этом деятельность образовательного учреждения должна быть ведущей, но необходимо подключение к этой деятельности и других субъектов.

    В образовательной программе по ФГОС ООО в разделе «Виды деятельности и формы занятий с обучающимися» в теме «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека» записано «…знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга…» Формами занятий названы экскурсии, просмотры кинофильмов, путешествие по историческим памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданско-историко-патриотического содержания. А также конференции.

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности: урочную; внеурочную (культурные практики); внешкольную (социальные практики); семейную; общественно полезную.
               Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов.  Система базовых национальных ценностей не только встраивается в содержание обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию и развитие. Учебная деятельность формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности.
                Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т. д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.

Познавательная деятельность обучаемых осуществляется на учебном занятии и вне его. Учебная познавательная деятельность является объектом внимания классного руководителя, но не организации. Он, конечно, может определенным образом влиять на нее: стимулировать, корректировать с помощью "малого педагогического коллектива", актива, группы, родителей. Внеурочная же познавательная деятельность составляет непосредственное содержание работы классного руководителя и направлена на реализацию следующих задач: развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых, стимулирование их самообразования, воспитание уважительного отношения и интереса к науке и познанию.

В связи с этими задачами познавательная деятельность должна соответствовать возрастному и умственному развитию детей; быть интересной и целенаправленной; охватывать всех обучаемых, в том числе и отстающих; приобщать к различным источникам знаний, средствам и методам их самостоятельного приобретения и обогащения.

Стремление к новому, увлекательному, необычному, свойственное подростковому возрасту, становится основой для развития познавательного интереса и активности ребят, помогая педагогу определить и содержание, и формы организации познавательной внеурочной деятельности.

Назовем наиболее активные формы включения учеников в познавательную деятельность.

Учебная конференция

 - самая трудная по организации и содержанию форма познавательной учебной деятельности. Она возможна при определенном уровне развития самообразовательных навыков, умений обучаемых. Каждый из них выступает с коротким самостоятельно подготовленным сообщением - докладом, развивающим и дополняющим одну выбранную всеми тему. Нужно направить внимание учащихся не только на содержательную сторону выступлений, но и на соответствующую организацию самого мероприятия (готовится помещение, стол для ведущего конференцию, место для докладчика, цветы, плакаты, портреты, программа и приглашения для гостей- учащихся других классов, учителей, родителей).

Тема: "Ученическая конференция"

Цели:

Основная: привлечь внимание широкой аудитории воспитанников к определенной теме, проблеме.

Сопутствующие: упрочение, расширение, углубление и актуализация их знаний;

- формирование личностного аспекта восприятия этих знаний;

- развитие умений и навыков, составляющих операционную сферу самостоятельного пополнения знаний;    

  1. воспитание общественной активности.

Содержание:

Определяется задачами воспитания и кругом интереса обучаемых, зависит от типа конференции и ее темы.

Организация конференции:

- включение в план работы учебного заведения ориентировочной темы и даты конференции, основных этапов ее подготовки;

- организационное обеспечение деятельности по подготовке и проведению конференции;

- создание временной инициативной группы;

- выработка и реализация плана подготовки конференции;

- пропаганда задач и содержания конференции среди ее будущих участников;

- проведение конференции;

- подведение итогов работы конференции.

Основным организационным звеном, обеспечивающим планомерную, взаимосвязанную и ритмичную работу по проведению конференции является временная инициативная группа. Состав группы подбирается педагогом совместно с ребятами.

Примерный состав временной инициативной группы: докладчики, оформители, пресс-центр, операторы технических средств.

Докладчики; готовят выступления.

Организаторы: выполняют всю подготовительную работу.

Оформители: готовят беседы, стенды, бюллетени, выставки книг и самостоятельных работ воспитанников.

Пресс-центр: оперативно информирует слушателей о задачах, содержании и ходе подготовки конференции, вместе с оформителями,

продумывают внешний вид места проведения конференции, а также се официальных документов - программы и пригласительных билетов, отвечает за содержательную сторону стендов и выставок.

Операторы технических средств: обеспечивают готовность аппаратуры, необходимой для привлечения аудиовизуальных средств, организуют их применение в ходе конференции.

Классный руководитель: направляет деятельность ВИГ, дает задания другим группам (организовать выставку книг по теме конференции, вывесить список литературы по теме, провести последующее анкетирование слушателей конференции), проводит консультации для докладчиков.

Проведение конференции

Ведущий открывает конференцию и произносит небольшое вступительное слово (5-7 мин.), отмечая актуальность и значение обсуждаемой проблемы, мобилизуя внимание всех на ее разрешение, настраивая аудиторию на деловой лад, выдвигая на первый план вопросы, имеющие первостепенное значение.

Специфика конференции требует, чтобы поставленные вопросы обсуждались глубоко и всесторонне при активном участии большинства слушателей, не исключается, а даже желателен дискуссионный характер обсуждения.

Приложение № 1.

Примерная памятка докладчику

1. Определив тему выступления, сформулировав его основную мысль, подберите литературу по данному вопросу и получите консультацию педагога.

2. Внимательно прочитайте источник (книгу, статью, документ), в котором наиболее полно раскрыта тема доклада.

3. Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листках, с указанием их темы. Вы облегчите себе таким образом дальнейшее использование материала.

4. Закончив подготовительную работу, приступайте к оформлению выступления:

- уточните его план;

- составьте развернутый план сообщения, укалывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки), получите консультацию педагов;

- тщательно аргументируйте выводы;

- завершать выступление следует краткими выводами

5. Старайтесь многократно "проговорить" текст дома, чтобы привыкнуть к себе-оратору и точно установить время доклада.

Приложение № 2.

Наиболее распространенные просчеты в проведении конференции:

- непродуманный выбор темы, которая не соответствует задачам воспитания и интересам учащихся;

- деление учащихся при подготовке и проведении конференции на актив и пассив, предварительная подготовка только выделенных докладчиков при отсутствии работы с коллективом учащихся;

- чтение на конференции заранее подготовленных текстов, конспектов, отсутствие живого обмена мнениями, заинтересованности в обсуждении вопросов;

- отсутствие связи с жизнью, с повседневной деятельностью и закрепления результатов конференции последующей работой ученического коллектива;                                      

- погоня за числом проведенных мероприятий в ущерб содержанию.

Экскурсии

 (в музей, на выставку, на предприятие, в природу или по городу, на стройку, в библиотеку и т.д.) расширяют представления ребят об окружающей действительности, о сферах деятельности человека, круге профессий, знакомят с событиями культурной жизни. Экскурсия должна предваряться беседой, знакомством с ее объектом по литературным источникам, а завершаться обменом впечателний, написанием микросочинений, выпуском тематического бюллетеня и т.д.

Результат  воспитательной работы нашей школы – это  Эффект – влияние духовно-нравственного приобретения на личность ученика. При этом мы  выделяем три уровня результатов:

             первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний;

           второй уровень -  получение учениками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;

         третий уровень – получение опыта самостоятельного социального действия.

            При подготовке и проведении любого воспитательного мероприятия мы учитываем взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности: цели и задачи воспитательной деятельности педагога определяют использование той или иной формы  работы.

Задачи, поставленные в программе воспитания и социализации обучающихся во ФГОС ООО для нашей школы не явились неожиданными. Это задачи, которые всегда выполняла школа. Изменились только акценты и формы. Основным направлением в учебной и воспитательной работе является воспитание гражданина и патриота.

Урочная и внеурочная форма не отделены друг от друга. Задачи плавно перетекают из урочной во внеурочную деятельность. Решению этой задачи способствуют также и объективные условия. Два года подряд школа свою воспитательную деятельность строит в соответствии с планом мероприятий  к 70-летию освобождения г.Калинина и Торжокского района от немецко-фашистских захватчиков и 200-летию Отечественной войны 1812 года.

    Школа, как сказано выше, не является единственным субъектом в воспитании развития социализации учащихся. Мы работаем в тесном контакте с ветеранской  организацией Торжокского района, школами образовательного округа, Всероссийским историко-этнографическим музеем г.Торжка, с Торжокским политехническим колледжем и др.

    Ежегодно Торжокский политехнический колледж проводит краеведческие чтения «Торжок и Торжокский район: прошлое и настоящее». В течение трех лет активным участником является наша школа, представляя краеведческий материал.

   Юные исследователи школы выступают на научно-практических конференциях по теме «Мой край - моя история» во Всероссийском историко-этнографическом музее.

   Вместе с Торжокской районной ветеранской организацией учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях. Это «Герои Отечественной войны 1812 года – наши земляки» и «70-летие освобождения Торжокского района от немецко-фашистских захватчиков».

   И именно по такой тематике 20 апреля 2012 года учащиеся Никольской, Большевишенской и Яконовской школ  собрались вместе для проведения практической конференции по патриотическому воспитанию «Празднование 70-летия освобождения Торжокского района от немецко-фашистских захватчиков».

    Конференцию открыли учащиеся 11 класса Никольской школы – Павлов Андрей и Кесель Александр. Они рассказали о боевых действиях в г.Торжке и Торжокском районе. Оказывается, в годы войны наш родной край внес весомую лепту в победу. И каждое село, каждая деревня оставили свой след в величайшей войне. Учащиеся 10 класса Козлов Эдуард и Петрова Виктория подготовили доклад о селе Никольском в годы Великой Отечественной войны. Военных действий в селе не происходило,  однако именно здесь размещался штаб 212-й штурмовой авиационной дивизии (ШАД). Командовал дивизией полковник Георгий Филиппович Байдуков – летчик-испытатель, Герой Советского Союза, друг В.Чкалова, участник знаменитого перелета в Америку через Северный полюс. На экране – военная фотография, которую Байдуков подарил жительнице села Никольское Прасковье Бобиной (в ее доме он жил). На фотокарточке легко найти Георгия Байдукова: на его гимнастерке Золотая Звезда Героя. На следующем слайде дом Луковниковых. Здесь располагался штаб ШАД. А вот на фотографии 1942 года  труженики тыла, жители Никольского сельсовета, премированные за ударный труд.

   Учащаяся Большевишенской школы Гридасова Анастасия рассказала о событиях военных дней в Большом Вишенье, где находился военный аэродром. А жителям приходилось готовить его к полетам, чистить дороги. На долю жителей выпали те же тяжести, что и на долю остальных людей того времени.

    Хотя в селе Яконово не было военных действий, жителям пришлось испытать и бомбежку, и голод. По воспоминаниям Жималиной, школа была закрыта на год, дети работали вместе со взрослыми на расчистке снега, на заготовке дров. Весной ходили в колхозное поле набрать мороженой картошки, чтобы матери напекли лепешек. Об этом рассказала ученица Яконовской школы  Виноградова Полина.

Закончилась конференция просмотром документального фильма «Вахта памяти». С экрана делятся своими воспоминаниями участники Ржевской битвы.

   Сегодня мы вспоминаем о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.  1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу Родину.                                                                                                                          Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. Утром 23 июня (по старому стилю) 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.  На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи.                                                                                                  На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ.                                         Началась Отечественная война.                                                                                            Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России.                                                                                                                           Но совсем не сразу русские пришли к славной победе. “Мы долго, молча, отступали, досадно было, боя ждали. Ворчали старики…”                                                                         Этим событиям, тем героическим дням, навсегда оставшимся в памяти русского народа, была посвящена конференция, которая прошла на базе МОУ Никольской СОШ 26 октября 2012 года.  Учащиеся Никольской школы Жарков М., Омаров Н., Костюченко Ю., Алюшев С., Баукова К., Шичкин Н.  рассказали о начале военных действий, о главных событиях 1812 года, о Бородинском сражении, главнокоман-дующем М.И.Кутузове, А.А.Тучкове – молодом генерале-майоре, павшем на Бородинском поле.                                                                                                          Учащиеся Яконовской школы Н.Глебова, К.Соловьева, П.Виноградова, А.Соловьев, И.Вакулов донесли до слушателей сведения о героях-женщинах Отечественной войны: Н.Дуровой, В.Кожиной, М.Тучковой, и о молодых генералах А.Кутайсове, М.Милорадовиче.                                                                                                           Огромную роль в войне 1812 года сыграли  крестьянские партизанские отряды, которым не было числа, довершали удары регулярных частей. Сеславин, Фигнер, Денис Давыдов, Кудашев, Четвертаков, Емельянов…  Об этом мы узнали из выступлений учащихся Большевишенской школы А.Гридасовой, А.Козочкиной, О.Мирошиной, Н.Кузьминой, А.Устиновой. Ими же был представлен материал о наградах победителям в войне.                                                                                            Также были представлены исследования, раскрывающие роль Тверской губернии  в войне 1812 года. О Петре Оленине рассказал учащийся Славнинской школы  Г.Цыбуля, а В.Петрова и Н.Гулько (Никольская школа) сообщили о сыновьях известнейшего архитектора Н.А.Львова – Леониде и Александре – участниках Тверского ополчения.  

Подвиг 1812 года родился не на пустом месте. Вся предыдущая история Руси, России – это война за свою Родину. В XIV век погрузились участники конференции вместе с клубом исторической реконструкции «Варанг» и его руководителем – директором Славнинской школы В.С.Приваловым. Были представлены одежда, доспехи, оружие новоторжского воина XIV века. В заключении мы увидели показательный бой.        

 Своего солдата никогда не забудут русские душой люди. Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года и все освободительные войны, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции, в память о тех, кто, «не пожалев живота своего», встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: “Это моя Земля!”

17 октября 2012 года мы, группа учащихся и учителей МОУ Никольской СОШ, совершили интересную поездку в г.Санкт – Петербург. Эта экскурсия была посвящена Году истории в России, а особенно знаменательной дате 200-летию Отечественной войны 1812 года. Встреча с городом началась сразу от Московского вокзала, пешком пройден весь Невский от площади Восстания до Дворцовой площади. Здесь нам встретилось много удивительных зданий, памятников, зашли в Екатерининский сад, сфотографировались на фоне Александринского театра. И вот первый памятник 1812 года – Казанский собор. Перед ним мы видим скульптуры двух фельдмаршалов: Кутузова и Барклай де Толли.

Входим в Казанский собор, сразу справа от входа гробница Кутузова М.И., а на стене ключи и флаги городов, взятых русской армией во время заграничного похода.

На Дворцовой площади мы останавливаемся  сначала у Триумфальной арки Главного штаба, а затем и у Александровской колонны - памятников, сооруженных в честь победы над Наполеоном.

Дальше Эрмитаж, прежде всего мы посещаем военную галерею 1812 года, а затем и другие залы. Переход по Дворцовому мосту за Неву, и попадаем в Кунсткамеру. Каждый посещающий Петербург должен побывать у Медного всадника, что мы и сделали.

    А 30 октября 2012 года делегация Торжокского района, в которую вошли главы администраций поселений Торжокского района, председатели ветеранских организаций сельских поселений и  учащиеся пяти школ района  (в том числе и наша), совершили интереснейшую экскурсию в Бородинский военно-исторический музей-заповедник. В нее входило посещение нескольких объектов – Бородинский музей, Бородинское поле и памятник у батареи Раевского; Спасо-Бородинский женский монастырь – первый памятник героям Отечественной войны 1812 года, памятник вечной и верной любви.

Сначала мы подошли к главному зданию музея. Перед зданием  установлены трофейные пушки. На многих орудиях видны следы былых сражений. О том, что это орудия поверженной армии противника, говорит то, что дула пушек опущены вниз.

В музее очень понравился  зал, где  установлен большой макет, на котором изображено расположение частей русской и французской армий, которые имеют подсветку разного цвета. Включением подсветки определённых частей армий демонстрируются  отдельные эпизоды сражения. В этом же зале находится панорама, изображающая один из эпизодов Бородинского сражения.        

После посещения музея мы подошли к 27-ми-метровому монументу, установленному на месте расположения батареи Раевского – главному опорному пункту русской армии в день битвы.  У подножия памятника, перезахоронен прах погибшего в Бородинском сражении Петра Ивановича Багратиона.

Стоя на вершине холма, где располагалась батарея Раевского, мы видим всё Бородинское поле словно на ладони. Издали мы могли увидеть места расположения частей обеих армий и командных пунктов военачальников, увидеть то место, где были первые бои с противником и то место, где состоялось генеральное сражение, мысленно представляя себе и взрывы орудий, и сражающихся воинов, и ход этой битвы…

Кроме монумента, установленного на месте расположения батареи Раевского, на Бородинском поле есть много других памятников. Они расположены в тех местах, где в день битвы сражался тот или иной полк, дивизия, корпус.

Далее мы посетили Спасо-Бородинский женский монастырь, расположенный близ деревни Семёновское. Этот монастырь основан Маргаритой Михайловной Тучковой (Нарышкиной) - вдовой погибшего в Бородинском сражении генерала Александра Алексеевича Тучкова.

 Мы очень рады тому, что посетили это историческое место.  Жаль, что мы не попали во многие места, но очень хочется вернуться  туда и обойти все памятники, потому что  очень интересно окунуться в историю.  

 Эту поездку организовал председатель Торжокской районной ветеранской организации Максимов Вадим Николаевич за успешную и плодотворную работу в целях патриотического воспитания.

 

       В нашей школе работает кружок «Отечество», который  является  важной  формой  распространения  военных,  военно-технических  знаний,  повышения  качества  работы  по  патриотическому  воспитанию  подрастающего  поколения,   подготовке  их  к  военной  службе,  популяризации  военно-прикладных  и  технических  видов  спорта  и  оздоровления  учащихся.

   Структурно  программа    кружка  состоит   из  четырех  содержательных  линий:

  1. Военно-историческая  и краеведческая  деятельность.
  2. Прикладная  физическая  подготовка
  3. Основы  военного  дело
  4. Основы  военно-технической  и  специальной  подготовки.

 Цель кружка

 Совершенствование системы патриотического воспитания учеников в школе, что способствует   формированию высокого патриотического сознания.

  Основные  задачи  кружка:

  1. Воспитание  патриотизма  и  подготовка  молодежи  к  военной  службе;
  2. Пропаганда  героических  традиций  Русской  армии;
  3. Ориентация  на  выбор  воинской  специальности,  рода  войск,  профессии  офицера,  силовых  структур,  спасателя,  пожарного,  социального  работника;
  4. Формирование  качеств,  необходимых  при действиях  в  чрезвычайных  ситуациях  и  экстремальных   условиях.
  5. Проведение  мероприятий  по  оздоровлению  учащихся.

  Программа  рассчитана   на  204  часа,  6 часов  в  неделю  и  реализуется  в 5-11  классах  общеобразовательного  учреждения.

Освоение  программы  заканчивается  проведением  соревнований  и  конкурсов, проведение «Зарницы», соревнованием  по  стрельбе  из  пневматического  оружия.

      Настоящая  программа  разработана  в  соответствии  с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, "Об  утверждении  подпрограммы  Министерство образования  Р.Ф.  государственной  программы  "Патриотическое  воспитание  граждан  РФ  на  2011-2014 годы.

Основные направления реализации кружка

 Совершенствование процесса патриотического воспитания

Развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

  Развитие методических основ патриотического воспитания

 Методическими основами патриотического воспитания предусматривается:

- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;

- изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику.

Сотрудничество с представителями общественных организаций в интересах патриотического воспитания предусматривает:

- создание условий для участия общественных организаций  в работе по патриотическому воспитанию в школе;

-  совместная работа с общественными организациями;

 -  участие детей в районных культурных событиях,   в шефской работе.

Содержание деятельности на каждом этапе:

  1. Диагностико-проектный:
  1. комплексное обследование уровня сформированности патриотизма  у членов школьного сообщества и состояния героико-патриотического воспитания в школе;
  2. обобщение опыта школы в организации героико-патриотического воспитания;
  3. разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов героико-патриотического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;
  4. сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
  1. Содержательно-деятельностный:

реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.

  1. Рефлексивный:

 выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Ожидаемые результаты

  1. Диагностический этап:

  получение целостной картины состояния героико-патриотического воспитания в школе и сформированности патриотизма как личностного качества у членов школьного коллектива.

  1. Содержательно - деятельностный этап: активизация деятельности в рамках героико-патриотического воспитания.
  2. Рефлексивный этап:
  1. изменение социальной и гражданской позиции у детей;
  2. определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию школьников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Статья «Экскурсия как эффективный метод обучения»

Для каждого учителя сегодня не является открытием, что традиционная беседа в классе уже не является самым эффективным методом проведения урока. Однообразные формы утомляют ученика, лишают его стимула ...

Критерии и показатели эффективности процесса воспитания на уроках литературы с применением интернет-технологий в старших классах школы

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. данная работа представляет собой исследование, в ходе которого мы пришли к выводу, что ...

«Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся, их эффективность в воспитании и обучении детей с ОВЗ» Доклад на МО воспитателей

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют воспитатели и классные руководите...

Экологические экскурсии как эффективное средство реализации ФГОС на уроках биологии

Статья об особенностях проведения экологических экскурсий на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС...

«Паломнические поездки и экскурсии как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Паломнические поездки и экскурсии являются одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В центре «Гармония» определены пут...