Дополнительная общеобразовательная программа " Проектная мастерская Арт-модерн"
рабочая программа

Первухина Елена Юрьевна

Данный материал является программой для объединения дополнительного образования. Может быть полезен педагогам дополнительного образования в сфере ИЗО и дизайна.

Возраст обучающихся 15-18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_masterskaya_art-modern.doc666.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Кондинский район

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

   

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ:

методическим советом

 И.о.директора МКОУ  ДО «ЦДО»

Протокол №9 от 24.05.2019г.

факсимиль БМВ

       М.В.Бормотова

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Проектная мастерская «Арт-модерн»

возраст обучающихся: 15 - 18 лет

срок реализации программы: 1 год

ФИО автора-составителя:

Первухина Елена Юрьевна

педагог дополнительного образования

Высшая  квалификационная категория

г.п. Междуреченский

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                             

Данная программа является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 15-18 лет. Программа разработана и реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории, имеющей соответствующее высшее образование в сфере дизайна.

Дополнительная общеобразовательная программа «Проектная мастерская «Арт-модерн» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);

- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 Направленность образовательной программы художественно-эстетическая.  Программа направлена на приобщение старших школьников к основам дизайна, художественного конструирования, развитие технологического мышления, графической и информационной культуры.

Сегодня общество испытывает потребность в развитии творческой личности. Творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и целесообразно, созидательно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, анализировать и планировать свою деятельность. Возросший интерес значительной части детей и подростков к художественному конструированию (дизайну), как способу эстетической организации окружающего пространства, приводит к необходимости совершенствования педагогических условий для творческого развития обучающихся, что обуславливает необходимость разработки данной программы.

        Профессия «дизайнер» предполагает сочетание рациональной и эмоциональной сфер деятельности человека, проектирование определенной модели с учетом правил и закономерностей дизайна. На сегодняшний день для широкого применения в системе дополнительного образования по направлению «дизайн» нет программного обеспечения.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только познакомиться с различными направлениями дизайна, но и применить их при проектировании. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования - воспитание проектного мышления. Программа дает возможность учащимся профессионально самоопределиться и остановить свой выбор на одном из направлений при дальнейшем обучении.  В процессе обучения используются разнообразные художественные материалы, традиционные и специальные графические техники, применение которых призвано помочь учащимся более полно выразить свои способности и освоить новые возможности для творчества.

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность учащихся в области современного дизайнерского искусства, а также в ее практической направленности. Актуальность программы становится очевидной при обращении к таким аспектам жизни, как: формирование современной культуры (новые подходы в организации среды, изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых интерьеров, мест досуга и отдыха); появление новых культурных потребностей в подростковой среде, направленных на решение актуальных для молодежи проблем профессионального самоопределения; поддержка художественно одаренных детей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает формировать у обучающихся особый стиль мышления (дизайнерское мышление), для которого характерно понимание основных критериев гармонии, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.  

Содержание программы соответствует действующим образовательным программам и методикам среднего образования.

На занятиях осуществляется интеграция познавательной и созидательной творческой деятельности обучающихся. С этой целью, предлагаются   практико-ориентированные технологии преподавания, которые опираются на принципы:

      -формирование целостной картины мира;

      -открытость в социокультурную среду;

      -культурологическая и комплексная направленность;

      -единство федерального культурно-образовательного пространства;

      -приоритет общечеловеческих духовных ценностей;

      -личностно ориентированные подходы к развитию у учащихся творческих интересов в разных сферах жизни;

      -практическая направленность созидательной творческой деятельности учащихся.

Программа работает на основе гуманистических принципов, сложившихся в системе дополнительного образования, свободна от школьного, оценочного подхода к ребенку, создана для конкретного коллектива, максимально учитывающая сложившиеся особенности, возможности. В ней осуществляется дифференцированный подход к каждому, учитывающий особенности его интересов.

           

           Цель программы: сформировать знания учащихся о мире дизайна, создать условия для развития технологического мышления, графической и информационной культуры, технических творческих возможностей, заложенных в ребёнке.

Задачи:

Обучающие: 

  1. расширить знания, полученные на уроках изобразительного искусства, технологии и информатики, способствовать их систематизации;
  2. знакомить с направлениями дизайна;
  3. знакомить с основами знаний в области композиций, дизайна, цветоведения, формообразования;
  4. знакомить с основами конструирования и моделирования;
  5. формировать умения и навыки проектной деятельности по принципу инженерного проектирования;
  6. формировать умения и навыки работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами;
  7. знакомить с техническими терминами, использованием их в работе;
  8. создать условия для дальнейшей социальной адаптации в информационном обществе;
  9. создать предпосылки для успешной профессиональной и личной самореализации.

Развивающие:

  1. раскрыть креативные способности;
  2. подготовить к технологическому, художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
  3. развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
  4. развивать творческое воображение;
  5. развивать моторику руки, зрительную память, глазомер;
  6. развивать эмоциональную сферу, чувства, духовность;
  7. подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира;
  8. развивать стремление к самообразованию.

Воспитательные: 

  1. формировать информационную и эстетическую культуру учащихся;
  2. добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  3. воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
  4. воспитывать умение планировать свою работу;
  5. воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность;
  6.  воспитывать толерантное отношение в группе.

Отличительные особенности программы

В отличие от существующих программ (например, В. С. Кузина, А. С. Близнюка, В. В. Сидоренко и др.), данная программа рассчитана на полный курс обучения детей основам дизайна в условиях объединения дополнительного образования и адаптирована для детей в возрасте от 15 до 18 лет.

В образовательных программах по изобразительному искусству проводится знакомство с дизайном и осуществляется во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте, но не в полном объеме, что дает возможность для поиска новых творческих идей, исследования современных эффективных методов и приемов работы с детьми в данном направлении. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования - воспитание проектного мышления. При поступлении в высшие учебные заведения на специальность дизайн, абитуриенты подвергаются творческому экзамену по художественным дисциплинам - рисунку, живописи, композиции. Разумеется, художественные способности - необходимый критерий отбора будущих профессионалов в области дизайна, но также необходимо и наличие проектных способностей. Настоящая программа особенна и отлична от других программ тем, что разработана на основе требований высших и средне профессиональных учебных заведений, предъявляемых к практической подготовке абитуриентов.

Возраст обучающихся:

Возраст обучающихся: от 15 до 18 лет.

Срок реализации:

         Продолжительность образовательного процесса по программе 1 год обучения. Программа рассчитана на 2 модуля: 1 модуль: сентябрь-декабрь, 2 модуль: январь –май.

Общая продолжительность образовательного процесса составляет 216 часов в год, 1 модуль- 96 час.,  2 модуль -120 час., 6 часов в неделю; 24 часа в месяц.

Форма и режим занятий:

Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Для одаренных детей, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Для занятий по программе принимаются все желающие. Во время приема и формирования учебной группы проводится первичная диагностика способностей, обучающихся (знаний, умений, навыков).

Количество обучающихся в группе –  10 - 11 человек.

Периодичность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа. Один академический час равен 45 минутам. Между занятиями предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Ожидаемые результаты программы

 и способы определения результативности

Личностные результаты:

 - в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни;

 - в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности;

- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, черчение, художественное конструирование).  

           Метапредметные результаты:

- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

 - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием;

 - формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно– творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности, собственной и одногруппников.  

           Предметные результаты:  

 В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства и отражения их в собственной художественной деятельности;

- в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о художественных особенностях произведений; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности, для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных. 

Формируемые умения и навыки учащихся:

  1. Пробы сил в каждом направлении дизайна.
  2. Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
  3. Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений.
  4. Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к товарищам по проекту.
  5. Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.

Получаемые учащимися знания:

  1. Виды и направления дизайна.
  2. История и развитие дизайна.
  3. Стили в дизайне.
  4. Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами.
  5. Проектная деятельность, проектная документация.
  6. История черчения.
  7. Правила оформления чертежей.
  8. Выполнение комплексных чертежей.
  9. Работа с компьютером. Охрана здоровья.
  10. Компьютерная программа MS Power Point.
  11. Компьютерная программа MS Word.
  12. Особенности оформления презентаций, художественных документов и художественных изображений.

Способы оценки результативности

  • похвала;
  • награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;
  • отбор лучших работ учащихся для представления их в районных, региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.

Формы подведения итогов

Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности являются:

  • Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
  • Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной деятельности:
  1. входной (для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в начале учебного года);
  2. промежуточный (в середине учебного года по пройденным разделам или темам);
  3. итоговый (после завершения всей учебной программы по годам обучения).

(тестовые задания см. в приложении)

  • Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
  • Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, подводятся итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку. При этом учитывается:

- возраст воспитанника;

- общественная значимость проектной работы;

- художественная ценность проектной работы;

- качество исполнения проектной работы;

- элементы творчества в работе, самостоятельность.

           Так же в конце учебного года проводится отчётное массовое мероприятие (праздник, родительское собрание), на котором проходит презентация объединения, выставка проектных работ, а самые активные ребята награждаются дипломами, грамотами, благодарностями.

  • Конкурсы, фестивали. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися программного материала.

Учебно-тематический план

п/п

Разделы

Количество часов

Теория

Практ. работа

Итого

1 модуль

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Мир дизайна.

1

1

2

3

Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.

1

1

2

4

Основы композиции.

2

6

8

5

Основы цветоведения.

2

6

8

6

Графический дизайн и его направления.

1

3

4

6.1

Графический дизайн. Черчение.

1

3

4

6.2

Черчение. Инструменты, оборудование и материалы. Разновидности графических изображений. Правила оформления чертежей.

 1

 1

 2

6.2.1

Нанесение размеров. Масштабы. Шрифты.

1

1

2

6.2.2

Проецирование на 3 плоскости проекции.

1

1

2

6.2.3

Аксонометрические проекции.

1

3

4

6.2.4

Технический рисунок.

1

3

4

6.2.5

Комплексный чертеж в системе прямоугольных проекций.

1

1

2

6.2.6

Эскизы.

1

1

2

6.3

Графический дизайн. Компьютерная графика. Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК

2

4

6

6.3.1

Мультимедийные презентации в MS Power Point.

2

4

6

6.3.2

Проект «Мультимедийная презентация «Промышленный дизайн».

2

4

6

6.3.3

Проект «Мультимедийная презентация «Ландшафтный дизайн».

2

4

6

6.3.4

Проект «Мультимедийная презентация «Архитектура».

2

4

6

6.3.5

Проект «Поздравительная открытка».

2

4

6

6.3.6

Проект «Рекламный проспект».

2

10

12

Всего:

30

66

96

2 модуль

7

Дизайн среды. Дизайн интерьера

2

10

12

7.1

Из истории интерьеров.

2

10

12

7.2

Стили интерьера

2

10

12

7.3

Элементы интерьера.

2

10

12

7.4

Объекты декорирования.

2

10

12

7.5

Проект «Дизайн в интерьере».

2

10

12

8

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем

2

10

12

8.1

Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Визаж и дизайн причёсок.

2

10

12

8.2

Проект «Сценический костюм и макияж».

2

10

12

9

Итоговое занятие.

2

4

6

10

Выставка работ

2

4

6

Всего:

22

98

120

Итого:

52

164

216

Содержание программы

1модуль

Раздел 1. Вводное занятие

   Краткое содержание. Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Дисциплина на занятиях. Демонстрация учебных и проектных работ, ранее выполненных в объединении «Студия юного дизайнера».

   Практическая работа:

- Анализ плана работы.

- Анализ правил внутреннего распорядка.

   Объекты труда: Информационные материалы. Учебные и проектные работы.

   Конечный результат ЗУН:

- знать правила поведения в учреждении, при проведении занятий;

   Форма занятия: фронтальная.

   Приёмы методической организации: беседа, рассказ.

   Дидактический материал: ПК. Информационные материалы. Учебные и проектные работы.

   Форма подведения итогов: устный опрос.

Раздел 2. Мир дизайна

   

   Краткое содержание. Дизайн и его место в духовной  и  материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д.

   Практическая работа. Работа с тестом «Мир дизайна».

   Объекты труда: Информационные материалы. Вводный тест «Мир дизайна».

   Конечный результат ЗУН:

- знать направления дизайна;

- знать об истории развития направлений дизайна.

   Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.

   Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

   Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Вводный тест «Мир дизайна».

   Форма подведения итогов: устный опрос, вводное тестирование.

Раздел 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ

.

   Краткое содержание. Материалы, инструменты и оборудование для выполнения учебных и творческих работ.

   Практическая работа. Техника безопасной работы циркулем, ножницами,  клеем.   Объекты труда: информационные материалы, Материалы: дерево, пластмасса, пенопласт, проволока, жесть, пластилин, гипс, бумага, картон, природный материал, акварельные краски, гуашь, лак и т. д. Инструменты: карандаши, циркуль, клей, ножницы, молоток, плоскогубцы, круглогубцы, иглы. Инструкции по ТБ.

   Конечный результат ЗУН:

- знать материалы, инструменты и оборудование для выполнения тренировочных и творческих работ;

- знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.

   Форма занятия: фронтальная.

   Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ.

   Дидактический материал: ПК, мультимедийная презентация «Правила техники безопасности». Материалы, оборудование, инструменты как наглядное пособие. Инструкции по ТБ. Журнал по ТБ.

   Форма подведения итогов: устный опрос.

 Раздел 4. Основы композиции

   Краткое содержание. Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Главное и второстепенное в изделии. Целое и его часть. Зависимость основной формы от пропорций отдельных частей. Симметричные формы: роль оси симметрии в построении формы. Ритм – повторение и чередование элементов. Пропорции. Цветовое оформление. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

   Практическая работа:

- Решение композиционных задач. Варианты: составление натюрмортов

«Вкусные истории», «В мире цветов» и др.; выполнение аппликации «Мир насекомых», декоративной композиции «Ковер».

   Объекты труда: Информационные материалы. Макеты фруктов, геометрические макеты, драпировка. Материалы: цветная бумага, картон, флористический материал, нитки, тонкая медная проволока. Инструменты: клей, ножницы, иголки.

   Конечный результат ЗУН:

- знать законы композиции;

- уметь составлять гармоничные композиции.

   Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

   Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

   Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации.

   Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.

Раздел 5. Основы цветоведения

   

   Краткое содержание. Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия. Цветовой круг как помощник при соединении цветов. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

   Практическая работа.

- Соединение цветов с помощью цветового круга. Варианты: тренинг «Какого цвета не хватает?», составление натюрмортов «Геометрическая симфония», «Букет любимому учителю», выполнение аппликаций «Витраж», «Времена года», «Транспортный коллапс».

   Объекты труда: Информационные материалы. Тематическая папка «Основы цветоведения» с карточками. Цветовой круг. Материалы: макеты геометрических тел, живые цветы, лоскуты ткани, цветной картон, цветная бумага, цветные нитки, макеты, муляжи фруктов. Инструменты: ножницы, иголки, клей.

   Конечный результат ЗУН:

- знать цветовой круг;

- знать о законах соединения цветов;

- уметь пользоваться цветовым кругом;

- уметь составлять гармоничные композиции.

   Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

   Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

   Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации, тематическая папка «Цветоведение», Цветовой круг.

   Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.

Раздел 6. Графический дизайн

 

   Краткое содержание. Графический дизайн и его направления.

   Черчение. Графические способы выполнения и чтения изображений процессов, явлений, объектов. Информационные системы визуализации графической информации, применяемые в экономике, производстве, управлении, проектировании (техническом, художественном, архитектурном) и моделировании. Разновидности графических изображений. Инструменты и принадлежности чертёжника. Правила техники безопасной работы чертёжными инструментами. Правила оформления чертежей. Проецирование на 3 плоскости проекции. Анализ геометрической формы предмета. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Изометрическое проецирование. Фронтальное диметрическое проецирование. Технический рисунок. Эскизы. Элементы конструирования в черчении. Постановка задачи конструирования.

   Компьютерная графика. Техника безопасности и охраны труда при работе на персональном компьютере. Личная гигиена и здоровье учащегося. Излучение. Электрический разряд. Влажность. Сохранность технических средств. Программное и аппаратное обеспечение. Креативность (способность к творчеству).

   Мультимедийные презентации в MS Power Point. Создание презентаций, отвечающих современным требованиям. Создание презентаций на основе профессионально оформленных шаблонов. Создание и использование собственных шаблонов. Использование в слайдах текста, рисунков, схем и диаграммам. Совместная работа PowerPoint с другими приложениями.

Применение эффектов смены слайдов и анимации. Использование интерактивных элементов управления и гиперссылок.

   Медиа-проект «Промышленный дизайн». Понятие о промышленном (индустриальном) дизайне. Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды ит. д.) Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.

   Медиа-проект «Ландшафтный дизайн». Направления ландшафтного  дизайна. Принципы планировки, создание микроландшафта. Учёт особенностей микрорельефа, террасы, дорожки, элементы озеленения. Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.

   Медиа-проект «Архитектура». Основные виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Ландшафтная архитектура. Градостроительство.

Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.

   Векторная графика в текстовом редакторе MS Word. Окно программы. Панель инструментов Рисование. Автофигуры. Панель инструментов Рисование. Объект WordArt. Заливка. Объем. Тень. Группировка. Тип линии. Тип штриха. Надпись. Техника создания и редактирования изображения.

   Практическая работа:

- Выполнение графической работы «Чертёж плоской детали».

- Выполнение графической работы «3 вида детали».

- Выполнение графической работы «Построение 3-го вида по 2-м данным».

- Выполнение практической работы «Аксонометрические проекции

плоских фигур».

- Выполнение графической работы «Изометрическая проекция детали».

- Выполнение практической работы «Технический рисунок детали».

- Выполнение практической работы «Проекции точек».

- Выполнение графической работы «Комплексный чертёж детали».

- Выполнение графической работы «Эскиз детали».

- Выполнение графической работы «Конструирование детали».

- Выполнение медиа-проекта «Промышленный дизайн» в PowerPoint.

- Выполнение медиа-проекта «Архитектура» в Power Point.

- Выполнение медиа-проекта Ландшафтный дизайн» в Power Point.

- Выполнение проекта «Стенгазета» в MS Word.

- Выполнение проекта «Рекламный проспект» в MS Word.

- Выполнение проекта «Поздравительная открытка» в MS Word.

- Работа с тестом «Создание мультимедийных презентаций».

   Объекты труда: ПК. Информационные материалы. Книги по графическому дизайну. Книги по черчению. Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для рисования, карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, аэрограф. Формат А 4, чертёжные инструменты. Учебник «Черчение». Макет. Карточки-задания.

Конечный результат ЗУН:

- знать направления графического дизайна, в том числе компьютерного;

- знать основные инструменты и материалы художника-графика;

- знать правила безопасной работы чертёжными инструментами;

- знать правила оформления чертежей;

- знать правила проецирования;

- знать правила построения 3 видов детали;

- знать правила построения аксонометрических проекций;

- знать правила выполнения технического рисунка;

- знать правила выполнения эскизов;

- уметь подготовить и пользоваться чертёжными инструментами;

уметь анализировать геометрическую форму предмета;

- уметь чертить 3 вида детали;

- уметь выполнить аксонометрические проекции;

- уметь выполнить технический рисунок;

- уметь выполнить эскиз детали;

- уметь выполнить конструирование детали;

- знать возможности MS Power Point;

- знать возможности MS Word;

- уметь выполнить мультимедийные презентации в MS Power Point;

- уметь выполнить художественные документы и художественные изображения в MS Word.

   Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

   Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

   Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по графическому дизайну, черчению. Тест «Создание мультимедийных презентаций».

   Формы подведения итогов: устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ.

2 модуль:

Раздел 7. Дизайн интерьера

   Краткое содержание. Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Особенности интерьера жилого и общественного помещения. Элементы интерьера. Объекты декорирования. Картины и панно в декорировании помещений. Выбор рамы и паспарту. Правила галереи. Фитодизайн. Роль комнатных растений. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

   Практическая работа:

- Анализ стилей в интерьере.

- Изготовление элементов декора интерьера. Варианты: панно, рамка для фотографии, кашпо, ваза для цветов, декоративное дерево, элемент декора для оформления школьного праздника…

- Проект «Комната моей мечты». Выполнение эскиза интерьера. Варианты: интерьер гостиной, школьного холла, оформление сцены к школьному празднику…

   Объекты труда: Информационные материалы. Книги по дизайну. Материалы: ткань, лоскуты, вторичный материал, ленты, тесьма, нитки, альбом для рисования, ваза для цветов, кашпо и др. Инструменты: карандаши, кисти, гуашь, акварель, иглы, ножницы, клей и др.

   Конечный результат ЗУН:

- знать историю развития дизайна интерьера;

- знать правила дизайна интерьеров в зависимости от предназначения помещения, стиля;

- знать национальные традиции дизайна интерьеров;

- знать элементы интерьера как объекты декорирования;

- знать этапы выполнения дизайна интерьера;

- уметь выполнить декорирование элемента интерьера;

- уметь выполнить эскиз дизайна интерьера.

   Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

   Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

   Дидактический материал: ПК, Информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну интерьеров.

   Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.

Раздел 8. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека

   

   Краткое содержание. Имидж человека и его составляющие.

   Понятие имиджа, стиля. Роль одежды, обуви, аксессуаров, причёски, макияжа в создании имиджа. Стили в одежде. Влияние исторических эпох и событий на стиль. Визаж и дизайн причёсок. Из истории косметики. Из истории причёски. Парикмахерское искусство. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Этапы конструирования и моделирования одежды, обуви и аксессуаров. Техническое моделирование. Силуэт. Конструктивные особенности одежды: модель, фасон, покрой. Фасонные, конструктивные, декоративные линии. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

   Практическая работа:

- Анализ стилей в одежде.

- Обзор творчества знаменитых кутюрье и визажистов.

- Выполнение тренировочных упражнений по созданию имиджа.

- Коллективный проект «Сценический костюм и макияж». Варианты: Золушка, Шахерезада…

   Объекты труда: Информационные материалы. Книги по дизайну. Материалы: альбом для рисования, тушь, гуашь, акварель, ткань, косметика и т. д.. Инструменты: карандаш, кисти, перо, ножницы, булавки, иглы и т. д.

   Конечный результат ЗУН:

- знать направления и стили дизайна, связанные с внешним обликом человека;

- знать основы, этапы дизайна, связанные с внешним обликом человека;

- знать виды представления проектов, связанных с внешним обликом человека;

- уметь выполнить эскиз сценического костюма;

- уметь изготовить сценический костюм;

- уметь формировать коллективный банк идей;

- уметь выполнить коллективную проектную работу.

Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

   Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

   Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну.

   Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.

Раздел 9. Итоговое занятие.

   Краткое содержание. Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку.

   Практическая работа:

- Отбор проектных работ на отчётную выставку.

- Работа с тестом «Мир дизайна».

   Конечный результат ЗУН:

- знать критерии оценки проектных работ.

- знать направления дизайна;

- знать об истории развития направлений дизайна.

   Объекты труда: Проектные работы. Итоговый тест «Мир дизайна».

   Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.

   Приёмы методической организации: беседа, индивидуальные консультации.

   Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийная презентация. Итоговый тест «Мир дизайна».

   Форма подведения итогов: Устный опрос, отбор лучших проектных работ. Итоговое тестирование.

Раздел 10. Выставка работ.

Краткое содержание. Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.

   Практическая работа:

- Оформление выставки.

- Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная линейка, праздник мастерства.

   Конечный результат ЗУН:

- знать критерии оценки проектных работ.

Форма занятия: фронтальная.

   Приёмы методической организации: праздник, выставка.

   Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Выставка проектных работ.

   Форма подведения итогов: Поощрение: награждение самых активных ребят дипломами, грамотами, благодарностями

Календарно-учебный график

6час/нед-216час. Год

№п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во час

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1 модуль

1

сентябрь

1 неделя

фронтальная, групповая

2

Вводное занятие

Кабинет «Студия дизайна»

устный опрос, тестирование,

просмотр, отбор

лучших проектных работ.

2

2

Мир дизайна

3

2

Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.

4

2 неделя

6

Основы композиции.

3 неделя

2

5

4

Основы цветоведения.

4 неделя

4

6

2

Графический дизайн и его направления.

октябрь

1 неделя

2

6.1

4

Графический дизайн. Черчение.

6.2.

2 неделя

2

Черчение. Инструменты, оборудование и материалы чертёжника. Разновидности графических изображений. Правила оформления чертежей.

6.2.1

2

Нанесение размеров. Масштабы. Шрифты.

6.2.2

2

Проецирование на 3 плоскости проекции.

6.2.3

3 неделя

4

Аксонометрические проекции.

6.2.4

2

Технический рисунок.

4 неделя

2

6.2.5

2

Комплексный чертеж в системе прямоугольных проекций.

6.2.6

2

Эскизы.

6.3

ноябрь

1 неделя

6

Графический дизайн. Компьютерная графика. Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК

6.3.1

2 неделя

6

Мультимедийные презентации в MS PowerPoint.

6.3.2

3 неделя

6

Проект «Мультимедийная презентация «Промышленный дизайн».

6.3.3

4 неделя

6

Проект «Мультимедийная презентация «Ландшафтный дизайн».

6.3.4

декабрь

1 неделя

6

Проект «Мультимедийная презентация «Архитектура».

6.3.5

2 неделя

6

Проект «Поздравительная открытка».

6.3.6

3 неделя

6

Проект «Рекламный проспект».

4 неделя

6

Итого:

96

2 модуль

7

январь

1,2 неделя

фронтальная, групповая

12

Дизайн среды. Дизайн интерьера

Кабинет «Студия дизайна»

устный опрос, тестирование,

просмотр, отбор

лучших проектных работ.

7.1

3,4 неделя

12

Из истории интерьеров.

7.2

февраль

1,2 неделя

12

Стили интерьера

7.3

3,4 неделя

12

Элементы интерьера.

7.4

март

1,2 неделя

12

Объекты декорирования.

7.5

3,4 неделя

12

Проект «Дизайн в интерьере».

8

апрель

1,2 неделя

12

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем

8.1

3,4 неделя

12

Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Визаж и дизайн причёсок.

8.2

май

1,2 неделя

12

Проект «Сценический костюм и макияж».

9

3,4 неделя

12

Итоговое занятие. Выставка работ

Всего:

120

Итого:

216

Методическое обеспечение программы

Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.

Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.

Приёмы обучения:

  • демонстрация эффективного опыта;
  • объяснение опыта;
  • ответ на поставленный вопрос.

Методы обучения:

1. По источнику передач и восприятию информации:

а) словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж;

б) наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, мультимедийных презентаций;

в) практический: применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;

г) проверка результатов обучения:

  • в устной форме: с целью повторения и закрепления полученного материала;
  • в практической форме: тестирование, выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.

2. По дидактическим задачам:

а) приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта педагога;

б) формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;

в) применяются знания через выполнение проектной работы;

г) творческая деятельность: создание собственных изделий на основе традиционных образцов, демонстрация проектных работ на выставках.

3. По характеру деятельности:

а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, инструктаж, показ готовых изделий, альбомов, иллюстраций, мультимедийных презентаций;

б) репродуктивный: для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;

в) частично-поисковый: ребенок может внести изменения в определенном изделии (форму, материал, цветовую гамму…);

г) проектный: учащиеся выполняют изделие по принципу инженерного проектирования. 

Формы обучения: учебное занятие.

           Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ.

           Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях дизайна, о законах художественного конструирования, правилах проектирования, правилах построения и чтения конструкторской документации (чертежей, схем, карт, таблиц), вводный, текущий и заключительный инструктаж. Сопровождение - показ дидактического материала и приёмов работы.

Практической работе отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Организационные формы:

1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или инструктажа;

2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;

3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;

4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.

Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, в том числе мультимедийных, которые позволяют широко использовать их в образовательном процессе:

- создание презентаций по темам;

- использование в работе фотографий;

- создание портфолио, обучающихся;

-использование в обучении различных графических редакторов;

- создание электронного каталога работ, обучающихся;

- создание методической копилки разработок занятий, дидактического материала.

- использование Интернет – технологий (использование в работе профильных сайтов, участие в Интернет-конкурсах).

Условия реализации программы:

- современная наглядно-предметная основа;

- достаточное время для практической, индивидуальной и коллективной работы;

- соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

- контроль и самоконтроль на всех этапах деятельности;

- планирование каждого этапа деятельности, творческая самостоятельность;

- набор нормативно-правовых документов, наличие утвержденной программы;

- методические разработки по блокам программы, планы-конспекты, специальная литература, презентации, видео, аудио, фильмы, каталог публикаций;

- необходимый контингент обучающихся;

- соответствующее требованиям расписание занятий;

- сетевое взаимодействие, связь с общественностью, школами, детскими садами, библиотекой, домами культуры, православным приходом и т.д.;

- современная материальная база.

Перечень дидактического материала

  1. Методический фонд объединения (состоит из 550 лучших работ обучающихся).
  2. Иллюстрации – 300 шт.(по темам программы)
  3. Репродукции – 200 шт. (по темам программы)
  4. Тематические таблицы – 32 шт.
  5. Специализированная литература – 80 экз.
  6. Журналы (периодика) – 150 экз. «Юный художник», «Художественный совет»
  7. Тесты, опросники – 43 шт.
  8. Дидактические разработки занятий для начинающих «Уроки дизайна».
  9. Дидактические разработки занятий по арт-терапии.
  10. Дидактические разработки занятий для поступающих в ВУЗы.
  11. Обучающие компьютерные диски по рисованию, дизайну, истории искусства – 22 шт.
  12.  Дидактические и развивающие игры – 15шт.
  13.  Коллекция электронных занятий, выполненных в виде презентаций к занятиям в MS Power Point.

Перечень оборудования и технического материала

  1.  Выставочные стенды для экспонирования детских рисунков в рамах - 5 шт.
  2.  Выставочные стенды, позволяющие демонстрировать работы детей, выполненные на бумаге – 3 шт.
  3.  Мольберты – 15 шт.
  4.  Столы – 6 шт.
  5.  Стулья – 25 шт.
  6.  Табуреты – 10 шт.
  7.  Багетные рамы – 60 шт.
  8.  Музыкальный центр – 1 шт.
  9.  Компьютеры– 5 шт.
  10.  Аудио, DVD, CD диски с записями.
  11.  Магнитная доска – 1 шт.
  12.  Лампа на крепеже – подсветка – 1 шт.
  13.  Гипсовые геометрические тела – 6 шт.
  14.  Гипсовые розетки – 6 шт.
  15.  Гипсовые части лица – 6 шт.
  16.  Гипсовые головы – 4 шт.
  17.  Муляжи (фрукты, овощи, грибы).
  18.  Гербарий – 3 шт.
  19.  Коллекция жуков, бабочек – 2 шт.
  20.  Ткань для драпировок различная – 35 шт.
  21.  Художественные материалы (кисти беличьи и щетинные № 1-16;

гуашь, акварель, масляные краски; гелевые ручки, маркеры, фломастеры; акварельные, пастельные и цветные карандаши; восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; клей ПВА; ножницы; кнопки, скрепки.)                              

Список литературы

Для педагога:

  1. Берник П.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  2. Волкотруб И. Т. . Художественное конструирование. – Киев: Высшая школа. 2012.
  3. Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2017.
  4. Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2016
  5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2012.
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, – М.:«Просвещение», 2010 год
  7. Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП. 2015.
  8. Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 2014.
  9. Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2010.
  10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов – М.: Школа – Пресс, 2018
  11. Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: 2018.
  12. Сасова И. А., Марченко А. В. Технология: Программа. 5 – 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  13. Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. Изобразительное искусство и архитектура, 4,1.- сост., С. Т. Исмаилова. – М.: Русская энциклопедия, 1996.
  14. Ячменева В.Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2013.

Для учащихся:

  1. Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
  2. Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
  3. Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 2011.
  5. Лазарева Н.. Интерьер квартиры / Справоч. пособие по проектированию и декорированию. – М.: Ниола-Пресс, 2012.
  6. Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2013.
  7. Муханова И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013.
  8. Муханова И.Ю, Шитье из лоскутков - быстро и красиво. – М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2012.-160с.
  9. Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола-21 век, 2014.
  10. Контарёва О. Костюмы детских праздников. – М: Айрис-пресс.2016.
  11. Петушкова Г. Проектирование костюма. Учебник для студентов. – М: Akademia. 2014.
  12. Павлова А., Жуков С. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...

Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская»                                 ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Проектная мастерская Арт-модерн"

Даннная программа является нормативным документом обрзовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с обучающимися 15-18 лет....

Взаимодействие с родителями при реализации дополнительных общеобразовательных программ "Студия юного дизайнера", "Проектная мастерская Арт-Модерн"

В данном материале рассаматривается вопрос как установить доверительные отношения педагога и родителей воспитанников.Даются основные характеристики различных форм работы с родителями....

Формы и методы контроля по освоению образовательных программ "Студия юного дизайнера" и "Проектная мастерская Арт-модерн"

Данный материал содержит информацию о формах и методах контроля освоения дополнительных образовательных программ.Также здесь приведены вопросы для итогового тестирования обучающихся по программам &quo...

Дополнительная общеобразовательная программа "Сувенирная мастерская""

Дополнительная общеобразовательная программа "Сувенирна мастерская"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"

Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"...