«Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников»
консультация

Межуева Ольга Егоровна

Консультация для воспитателей «Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту. Гражданское и патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений в дошкольном воспитании

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

В нашем детском саду сложилась целая система гражданского и патриотического воспитания детей, она определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации».  Цель данной системы заключается в развитии личности гражданина и патриота России, осознающего себя личностью в социуме, толерантно относящегося к окружающим, знающего историю своего города и страны, способного отстаивать свои интересы и интересы Родины.

Основные задачи:

  • Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному городу.
  • Формирование бережного отношения к родной природе.
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.
  • Расширение представлений о России, о столице своей Родины.
  • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего города и района.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета);

* «От общего к частному», где каждое честное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;

* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;

* взаимодействие с семьей.

Средства реализации основных принципов работы:

  • устное народное творчество;
  • декоративно – прикладное искусство;
  • музыка;
  • *художественная литература;
  • игра;
  • труд;
  • самостоятельная детская деятельность.

Условиями реализации основных принципов работы являются:

  • комплексный подход;
  • знание педагогом культуры истории и культуры своего народа;
  • правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
  • тематическое построение материала;
  • взаимодействие детского сада и семьи.

Система по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения и состоит из нескольких направлений:

Первое направление: Я и моя семья

К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной.  Воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье - это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Второе направление: Мир людей

Это направление работы мы определяем следующим содержанием:

  1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
  2. Дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников:
  • Необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком.
  • Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
  • Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.
  1. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира.
  2. Правовое воспитание – еще один путь воспитания гражданственности и патриотизма ребенка. Дети должны знать о своих правах.

Третье направление: Человек-труженик

В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на наш взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда. 

  1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны (хлебороб, шахтёр, нефтяник). Воспитывать гордость за результаты их труда.
  2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.

Четвертое направление: Экология

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны.

Пятое направление: “Родина моя – Россия”

Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.

Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Шестое направление: Культура

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще одно направление в нашей работе.

  1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
  2. Развлечения.
  3.  Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
  4. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.

Седьмое направление: История

Следующее направление работы, которое мы закладываем  в свою модель гражданского воспитания – история страны.

Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у них уважительное отношение к истории страны, а встречи с ветеранами Великой Отечественной войны уже вошли в традицию. Дети с увлечением слушают рассказы ветеранов о героическом прошлом, готовят концертные программы, поздравительные открытки.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Выше перечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности:

  • во время организованных образовательных ситуаций;
  • в играх;
  • на целевых прогулках по улицам города и к памятникам;
  • на экскурсиях;
  • в труде, в быту;
  • во взаимодействии с социумом;
  • в проектной деятельности;
  • в приобщении детей к духовному наследию народа;
  • в приобщении детей к традициям большого спорта.

Непременным условием обучения и воспитания дошкольников является подготовка их к жизни, функционированию в гражданском обществе, воспитание не только знающего, но и умеющего человека, социально адаптированной личности.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии своей страны, её географии, природе, символике, народных традициях, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных детям дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...

Сценарий военно-патриотической игры по гражданско-патриотическому воспитанию для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Моя родина – Нижегородская земля»

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности ...

Организация гражданско - патриотического воспитания дошкольников

Опыт работы по реализации гражданско-патриотического  воспитания дошкольников...