Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорожные знаки и их классификация"
методическая разработка

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия(урока) по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма в начальной школе. Но материал также может быть использован и для проведения в старшей школе.Это мероприятие можно провести и при помощи отряда ЮИД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razarabotka_meropriyatiya_po_pdd.docx493.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №89 Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка внеклассного мероприятия

"Дорожные знаки и их классификация"

Автор: Кулакова

Наталья Викторовна,

учитель географии школы №89,

руководитель школьного отряда ЮИД

Санкт-Петербург

2019

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………………….... 2

Основная часть (описание работы)………………………………………………….... 4

Заключение……………………………………………………………………..………..8

 Список литературы и интернет-источников…………………………………….….....9

Приложения……………………………………………………………………………. 10

Приложение 1. Дорожные знаки…………………………………………………. 10

Приложение 2. Группы дорожных знаков………………………………………...11

Приложение 3.Текст про дорожные знаки..................................................................12

Введение

   Данное внеклассное мероприятие для учащихся 4"б" класса ГБОУ СОШ №89 Калининского района Санкт-Петербурга было проведено  5 марта 2019г ,когда в Санкт-Петербурге был Единый информационный день детской дорожной безопасности. Оно было разработано и проведено силами учащихся 9"в" класса- членами школьного отряда ЮИД "Зелёный свет".

Актуальность темы: Для любого человека, проживающего в крупном городе, необходимо ориентироваться в многообразии  знаков дорожного движения: ведь зачастую именно эти знания определяют безопасность жизни и сохранение здоровья граждан на улицах города.  Какие бы меры по повышению дисциплинированности водителей и пешеходов ни проводили сотрудники Государственной инспекции по безопасности дорожного движения, ДТП в Санкт-Петербурге продолжают происходить  с печальной регулярностью. Санкт-Петербург по количеству дорожных аварий относится не к самому благоприятному региону России. В таких ДТП страдают не только водители, но и пешеходы.. Как же предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма? Форм и методов профилактической работы в этом направлении много, но одной из наиболее эффективных является вовлечение школьников в отряд Юных инспекторов движения. В 2016 году в нашей школе был создан первый отряд ЮИД "Зелёный свет", который на протяжении вот уже трёх лет проводит в школе различные внеклассные мероприятия: выпускает стенные газеты; пропагандистские материалы; организует соревнования, конкурсы, викторины для учащихся начальной школы; помогает классным руководителям в подборе материалов для проведения классных часов по профилактике ДДТТ и др.

Цель занятия: повторение и закрепление знаний обучающихся 4 класса по теме "Дорожные знаки и их  классификация".

 Задачи занятия:

– повторить с учащимися названия дорожных знаков и их групп, повторить основные правила дорожного движения, закрепить умение правильно переходить дорогу;

– воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил Дорожного Движения и безопасного поведения на улицах и дорогах;

-развивать умения и  навыки  безопасного поведения учащихся на улице, дороге  с целью предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма;

– воспитывать уважительное отношение к людям, правильное поведение в общественных местах, доброе отношение старших к младшим и наоборот.

 Ожидаемые результаты:

– определение детьми групп дорожных знаков;

– формирование умения в результате исследовательской работы по определенным признакам читать дорожный знак;

– создание памятки безопасного поведения на дороге.

Тип занятия: групповой.

          Структура занятия: Организационный момент. Актуализация опорных знаний

           и умений учащихся. Мотивация учебной и познавательной деятельности

           учащихся. Проведение занятия. Итоги. Рефлексия.

Технологии: игровая , творческая коллективная работа.

Оборудование:

-  дорожные знаки;

- таблички с названиями дорожных знаков и их групп;

– презентация по знакам дорожного движения и ПДД;

– альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Основная часть. Ход внеклассного занятия

     I.Организационный момент

             Учащиеся входят в класс и рассаживаются по своим местам. Вступительное слово классного руководителя. Затем в класс входят члены отряда ЮИД.

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня 5 марта 2019 года  мы, ученики 9в класса, также являющиеся членами школьного отряда ЮИД , хотим провести для вас мероприятие в рамках Единого информационного дня детской  дорожной безопасности  в Санкт-Петербурге  и напомнить вам основные правила безопасного поведения на дороге!

- Ребята, кто из вас знает как расшифровывается слово ЮИД? (ответы ребят) ЮИД- это Юные Инспектора Дорожного движения. 6 марта 2018 года отряды ЮИД в нашей стране отметили  свой юбилей. Только задумайтесь — уже 46 лет юные инспекторы принимают активное участие в пропаганде правил безопасного поведения на дорогах!

-  К сожалению, статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о ежегодном, ежедневном, ежечасном  их увеличении[4]...Наша задача: напомнить Вам об основных правилах ПДД!

- Каждый человек ежедневно на своем пути встречает большое количество дорожных знаков, которые предписывают конкретные правила поведения не только автомобилистам, но и пешеходам. Игнорирование этих символов может привести к самым плачевным последствиям, причем с большей долей вероятности в ДТП пострадает не автомобилист.

- Чтобы обезопасить свою жизнь и жизни других людей, следует не только проявлять интуитивную осторожность на дороге, но и знать необходимый минимум правил дорожного движения. Среди большого количества различных указателей, которые призваны упорядочивать движение водителей на проезжей части, есть определенные знаки, помогающие пешеходу правильно и безопасно пересекать дорогу.

III.Закрепление знаний

-Ребята, как Вы думаете должны ли пешеходы и пассажиры знать знаки дорожного движения?(варианты ответов) А почему?(варианты ответов).Именно незнание значения знаков дорожного движения является причиной многих ДТП. Чтобы лучше ориентироваться на улицах нашего города, сегодня мы попробуем разобраться с разнообразием знаков дорожного движения.

– Почему люди для регулирования движения используют знаки, а не слова?(потому что знаки понятны всем людям любой страны мира без знания языка).Как вы считаете, есть ли информационный источник, в котором собрана вся информация о знаках?(Правила дорожного движения)[1]

– Правильно, во многих семьях есть автомобили и поэтому сборник правил дорожного движения видели многие, а вот кто туда заглядывал, мы сейчас и узнаем. (показать сборник правил ПДД).

Члены отряда ЮИД в этот момент показывают классу свои знаки.

- Ребята, перед Вами только несколько дорожных знаков .Какие общие черты вы видите?(цвет знака и цвет фона, форма).Сегодня знаков очень много. Для более легкого запоминания знаков, они разбиты на несколько групп. Попробуем разобраться с названиями и особенностями этих групп. [2]

- Давайте попробуем сгруппировать их . Вызываются три человека с каждой колонки, они начинают переставлять знаки, группируя их по признакам( цвету, цвету фона, форме)

- Ребята, сколько же групп получилось?(восемь) Постарайтесь определить, какую задачу выполняет каждая группа знаков?(варианты ответов обучающихся)

- А теперь ребята  другая задача. Мы просим написать Вас на ваших информационных листах рядом со знаком написать его название(знаки на информационных листах могут быть разные, по желанию учителя и по наличию знаков в школе). Через несколько минут мы соберём ваши ответы и проверим. Кто даст больше правильных ответов получит приз. Учащимся раздаются листы ,время работы 7-8 минут. Затем после сбора листов члены отряда ЮИД проверяют вместе с ребятами ответы.

  Проверяем! Вот так должны быть сгруппированы знаки:

 а) Запрещающие знаки( на круглом красном фоне) - "Въезд запрещён" , "Движение на велосипедах запрещено"

 

б) Предписывающие знаки( круглые, на синем фоне) - "Поворот налево",

"Пешеходная дорожка", "Велосипедная дорожка"

 в) Предупреждающие знаки (красный треугольник) - "Пешеходный переход"

г) Знаки сервиса - (синий прямоугольник) - "Больница"

д) Информационные знаки (синий квадрат) - "Подземный пешеходный переход"

е) Знаки особых  предписаний( синий квадрат или прямоугольник)- "Место остановки автобуса( троллейбуса)" , "Пешеходный переход"

-Ребята, сегодня мы расскажем Вам только про самые главные для пешеходов знаки. Как Вы думаете какие? (дети называют, если правильно - то этот знак делает шаг  вперёд) Должны выйти вперёд : Пешеходный переход(синий квадрат), Подземный пешеходный переход, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, движение на велосипедах запрещено.В такой последовательности  отряд ЮИД и рассказывает про знаки.( см. Приложение 4)

IV.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Ребята, а теперь давайте вспомним ещё раз основные правила безопасного поведения на дороге. Ведь самое главное правило  это "Дисциплина на улице- залог безопасности". Задание по группам: у вас на столах лежат альбомные листы, на которых Вы сейчас напишите по 7 основных правилах поведения пешехода на дороге. А также план микрорайона школы, вспомните и нанесите на этот план дорожные знаки, которые находятся вокруг нашей школы. Приступайте!

Через 7-10 минут проверяем выполнение заданий(учитель помогает проверить правильность выполнения заданий).Ребята зачитывают свои памятки, которые потом вывешиваются в классный уголок. А правильность нанесения дорожных знаков сравнивается с планом Паспорта дорожной безопасности.

                                               Примерные памятки пешехода

1) Переходить проезжую часть можно только по пешеходным переходам и только на зелёный сигнал светофора!

2) Нельзя выходить и тем более выбегать на дорогу  из-за припаркованного транспорта, деревьев и других препятствий предварительно не осмотрев улицу!

3) Если ты на велосипеде или скейте - сойди с него, и переходи дорогу пешком!

4) Переходя дорогу : не смотри в телефон, вытащи наушники и будь предельно внимателен!

5) Если рядом с тобой пытается выбежать на дорогу маленький ребёнок- останови его!

6) Всегда будьте внимательны и осторожны на дороге!

IV.Рефлексия

Учитель:  Ребята, сегодня мы с Вами повторили основные группы дорожных знаков, вспомнили их названия и назначение. Какой вывод можно сделать по материалам занятия? Какой главный источник информации по дорожным знакам вы теперь знаете? Почему они важны не только водителям, но и пешеходам? Где в микрорайоне нашей школы можно и нужно безопасно переходить дорогу? Далее учитель предлагает прикрепить смайлик определенного настроения на дерево эмоций(которое постоянно располагается в классе на стене)

Заключение

Всем известен тот факт, что правила дорожного движения распространяются на всех, кто непосредственно задействован в этом движении, включая не только водителей транспортных средств, но и пешеходов. Каждый человек ежедневно на своем пути встречает большое количество дорожных знаков, которые предписывают конкретные правила поведения не только автомобилистам, но и пешеходам. Игнорирование этих символов может привести к самым плачевным последствиям, причем с большей долей вероятности в ДТП пострадает не автомобилист. Чтобы обезопасить свою жизнь и жизни других людей, следует не только проявлять интуитивную осторожность на дороге, но и знать необходимый минимум правил дорожного движения. 

Данное занятие было проведено для учащихся 4 класса, которые уже знают и группы дорожных знаков и их названия: поэтому для проведения этого занятия была выбрана именно эта форма. Материал занятия можно использовать и в старших классах школы. Такое занятие может провести и один учитель без привлечения ребят из отряда ЮИД.

Список литературы и интернет -источников

1.Правила дорожного движения РФ//[Электронный ресурс]: URL: https://pdd-russia.com/(дата обращения 07.08.2019)

2.История дорожных знаков // [Электронный ресурс]:URL: http://www.directeducation.ru/powins-1083-1.html (дата обращения: 11.02.2019).

3. Всероссийская добровольная интернет-акция «Безопасность детей на дороге»// [Электронный ресурс]:URL:http://www.xn--80aabfnmki5d.xn--p1ai/main/lenta/news/category=1

4. Статистика аварий в Санкт-Петербурге // [Электронный ресурс]: URL: https://spbvoditel.ru/2014/07/22/006/  (дата обращения: 10.02.2019).

Приложения

Приложение 1

Дорожные знаки

                          1.                                2.                        3.                        4.

              въезд%20запрещенВелосипедная%20дорожкаУступите%20дорогуГлавная%20дорога

                           5.                                6.                        7.                        8.

                движение%20запрещеноДвижение%20на%20велосипедах%20запрещеноДвижение%20пешеходов%20запрещенодети

                              9.                                10.                        11.                        12.

                  Жилая%20зона                          остановка%20трамвая         Телефон%20экстренной%20связиПересечение%20с%20велодорожкой

                             13.                                14.                        15.                        16.

                       пешеходный%20переходпешеходный%20переход%202Подземный%20переход8

Приложение 2

Группы дорожных знаков

Табличка 1.

Предупреждающие

Табличка 2.

Запрещающие

Табличка 3.

Знаки приоритета

Табличка 4.

Информационные

Табличка 5.

Знаки сервиса

Табличка 6.

Предписывающие

Табличка 7.

Знаки особых предписаний

Табличка 8.

Знаки дополнительной информации


Приложение 3

Текст про дорожные знаки [3]

Начнем изучение ПДД с самого распространенного и наиболее важного знака - «Пешеходный переход».

1) Знак «Пешеходный переход» относится к группе "Знаки особых предписаний". Он уведомляет пеших участников движения о том, что на определенном участке дороги есть возможность безопасно пересечь проезжую часть.  Устанавливается такой знак, как правило, возле специальной разметки для пешеходов – «зебры». Действие зоны перехода ограничивается исключительно дорожными знаками. Другими словами, в этом месте водитель обязан уступить дорогу пешеходу даже в том случае, если «зебры» на асфальтированном покрытии не нанесено. Внешне символ "Пешеходный переход" довольно примечателен: квадрат синего цвета с изображением человека, переходящего дорогу.

2) Стоит обратить внимание, что существует еще один такой же знак, но уже предназначенный для водителей. Этот символ, заключенный в красный треугольник, является предупреждающим. В отличие от предыдущего знака, он не обозначает место пересечения проезжей части, а лишь предупреждает автомобилиста о приближении к пешеходному переходу.
Водитель автомобиля обязан с точностью выполнять все требования, предписанные данным знаком. Самое главное из них – необходимость пропустить людей, находящихся в непосредственной близости к переходу.

3) Это весьма удачный и продуктивный способ решения проблемы взаимоотношений транспортных средств и пешеходов, когда траектории движения данных участников дорожного движения просто не пересекаются в одной плоскости. Кстати, знак «Подземный пешеходный переход» — это один из немногих знаков, которые созданы преимущественно для пешеходов, а не для водителей. Он устанавливается у каждого входа в подземный переход таким образом, чтобы изображение было обращено навстречу основному потоку пешеходов.

4) Знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» обозначает место остановки автобуса, троллейбуса или трамвая и вводит ограничения, установленные в местах остановки маршрутных транспортных средств. Не стоит пренебрегать дорожными знаками. Каждый водитель должен чётко знать, как необходимо действовать, когда впереди виднеется данный указатель.
Устанавливается посередине или в конце зоны, отведенной для остановки. Если выделенная для остановки маршрутных транспортных средств зона имеет большую протяженность, то знак при необходимости повторяется.

5) Начать знакомство со знаком «Пешеходная дорожка» нужно с его описания. Он имеет круглую форму. На синем фоне нарисована схематичная фигурка человечка, который куда-то движется. Контур обозначения имеет белый цвет. Как видите, распознать его не составляет труда. Если вы увидите данный знак на дороге, то знайте, что на данном участке имеют право находиться только пешеходы. Для транспортных средств нахождение в области действия предупреждающего символа запрещено. Даже короткая остановка будет расценена как нарушение правил дорожного движения. Естественно, о парковке и речи быть не может. Важно! Исключение возможно только для велосипедистов. Они могут спокойно въезжать в эту область, не боясь что-либо нарушить. Велосипедист может въехать на пешеходную дорожку в том случае, если нет возможности передвигаться по обочине. При  наличии велосипедной полосы в зоне действия знака, он должен двигаться по ней.Многие начинающие водители путают пешеходную дорожку с  переходом. Это не при каких обстоятельствах делать нельзя. Дело в том, что это совершенно разные знаки ПДД и наказание за их нарушение отличается. Для начала водитель должен понимать, что переход является элементом дороги, функционал которого серьезно ограничен. Его действие подтверждается как соответствующим знаком, так и разметкой (зеброй). Еще водители часто задают вопрос о тождестве пешеходной дорожки и тротуара. К счастью, ПДД в этом вопросе однозначно. Тротуар – часть дороги. В свою очередь пешеходная дорожка имеет некую автономность.

6) Велосипед рассматривается гражданами, как вполне полноценное средство передвижения. В ПДД отражены основные моменты правильного поведения велосипедистов, представлен знак «Велосипедная дорожка». Велосипедом считается ТС, которое приводится в движение самим человеком, либо маломощным электродвигателем с ограниченной максимальной скоростью. Тем не менее - это средство передвижения, и подчиняется оно правилам дорожного движения ровно также, как и все остальные его участники. «Велосипедная дорожка» -  это предписывающий знак. Разрешает движение только на велосипедах и мопедах. Другим видам транспорта заезжать на нее не разрешается. По велосипедной дорожке могут двигаться и пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки.

7) Знак "Въезд запрещен ", как можно догадаться из его названия, запрещает въезд транспортных средств на дорогу или участок дороги в данном направлении:
Запрет движения под знак «Въезд запрещён» может быть:

  • Если водитель въезжает на дорогу, где разрешено только одностороннее движение с обратной стороны. Следует обратить внимание на то, имеются ли специальные знаки, обозначающие начало и окончание дороги с односторонним движением (знаки 5.5 и 5.6);
  • Если после въезда под знак 3.1 автомобиль начинает движение по полосе, предназначенной исключительно для маршрутного и общественного транспорта;
  • Если проезд по территории (прилегающей к чему-либо – супермаркет, заправка, подземная стоянка) запрещен. При этом на месте выезда должен быть установлен знак «выезд на дорогу с односторонним движением»);
  • Если знак установлен в месте, где есть необходимость объезда (например, по причине ремонтных работ), в связи с чем, движение прямо запрещено.

8) Движение на велосипедах разрешается в специально отведенных местах. Как правило, это выделенная полоса для движения. Но не во всех городах дороги оснащены полосами для велосипедистов. Не всегда хватает мест для организации движения общественного транспорта. Есть однозначное указание, что велосипедисты не могут двигаться по тротуарам. Соответственно они должны ездить по дорогам, проезжим частям и обочинам. Но и в этих местах могут быть ограничения дорожными знаками. Дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено» имеет прямое указание на запрет движения велосипедистов в отдельных местах. К таким местам можно отнести следующие:

  • Мосты
  • Эстакады
  • Туннели
  • Скоростные участки дорог
  • Путепроводы
  • Промышленные зоны
  • Особо охраняемые природные территории. Таким образом, всякий въезд под знак будет нарушением ПДД. Тогда как быть в этой ситуации велосипедистам, который используют данный вид транспорта для поездок на работу, учебу и т.д.? Согласно ПДД, велосипедист может пройти пешком этот участок дороги, двигая велосипед перед собой. Соответственно, велосипедист автоматически становится пешеходом. Однако следует помнить, что даже пешеход не может двигаться по проезжей части или обочинам, так как за эти действия существуют отдельные административные санкции.
    К сожалению, основной контингент велосипедистов – несовершеннолетние подростки, ответственность за которых несут их законные представители (родители, опекуны).
    Установка знаков «Движение на велосипедах запрещено» производится на въезде определенного участка дороги, например, в туннеле, на мосту и т.д. Однако есть мосты и туннели, где организовано движение для пешеходов. Поэтому, при отсутствии запрещающих знаков, движение для велосипедистов может быть разрешено.Действие знака будет иметь свое распространение до ближайшего перекрестка или окончания действия зоны. Кроме того, данный знак может дублироваться указателями, информирующими о начале действия зоны на определенном расстоянии.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Методическая разработка к уроку по технологии - презентация "Классификация нитей."

Разработка материала к уроку по материаловедению в 5 классе....

Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Классификация одежды. Снятие мерок»

Методическая разработка выполнена в соответсвии со всеми требованиями ФГОС. С помощью данной технологической карты вы можете провести урок приобретения новых знаний, познакомить учащхся с классификаци...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...