Доклад"Нестандартные формы художественно-эстетического творчества"
материал

Тихонова Оксана Владимировна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Во время своей работы в детском саду я столкнулась с проблемой подготовки ребенка к школе. Воспитанники моей группы, как и многие другие современные дети, много времени проводят за игрой на компьютере, планшете и других гаджетах. При этом не все уделяют достаточно времени для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Все это негативно сказывается на ручной умелости, желании доводить начатое да конца.  У некоторых недостаточно развита речь.

У родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и как следствие снижению мотивации.

Особую роль в подготовке ребенка к школе, выработке у них психологических качеств, необходимых для перехода к школьному обучению играют продуктивные виды деятельности.

Используя занятия лепкой, аппликацией, рисованием, комбинируя их, применяя нетрадиционные материалы и способы для изготовления поделок, я подготавливаю детей к школе, не перегружая их, не лишая их времени на игру. В  каждом ребенке от природы заложены способности и  занятия продуктивными видами деятельности помогают их развить. Это благодатная почва для творческого проявления детей.

Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорции.

Занятия продуктивными видами деятельности - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в поделке. В процессе  деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

В процессе занятий продуктивными видами деятельности решается задача подготовки к овладеванию навыкам письма.

Подготовка руки ребёнка начинается с самого раннего детства и продолжается в течение всего дошкольного периода.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. 

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, способствуют развитию мелкой моторики руки. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, что является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. 

Дети овладевают навыком свободного владения ножницами, карандашом и кистью, усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

В процессе лепки предметов различной формы, величины, пропорций дети учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма.

Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, и требует развитие глазомера, мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация.

Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами способствует развитию умственной и речевой активности, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого). Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно». 

Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия).

Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, продуктивные виды деятельности  не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывают их между собой.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое.

Исходя из вышесказанного, целью своей педагогической деятельности я считаю подготовку ребенка к школе через занятия продуктивными видами деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. формирование методической базы для работы с детьми и родителями в выбранном направлении, создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, развивающей  предметно-пространственной среды по выбранному направлению работы, обеспечивающую игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики руки, возможность самовыражения детей;

  1. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оптимизация работы с родителями по изучению и закреплению знаний об особенностях творческого развития ребенка, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  2. развитие у детей мотивации к занятиям продуктивными видами деятельности, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; обучение  манипуляции  с разнообразными по качеству и свойствами  материалами, развитие  моторики рук, тонких движений пальцев, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками во время совместной работы;
  3. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Воспитательно-образовательный процесс в группе организовывается на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. 

Для решения поставленных задач я использовала парциальные программы: И.А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду", Калинина Т. "Альбом с кляксами", Рони Орен "Секреты пластилина".

Кроме того, создавая методическую базу по поставленной проблеме, я собрала и оформила картотеку пальчиковой гимнастики, картотеку «Пазлы», картотеку игр по продуктивным видам деятельности, фонотеку для проведения пальчиковых игр, театра пальчиковых кукол, физминуток, сборник аудиосказок, сборник  музыки для релаксации и расслабления, сборник «Джаз для детей», сборник музыки и звуков природных явлений (звуки леса, дождя, моря, грома, пение птиц, журчание ручья, и.т.д.), сборник видеоматериалов для работы по изобразительной деятельности ( русские народные сказки, мультфильмы, обучающие видео), тематические папки «Загадки», «Безопасность», «Физминутки», конспекты и презентации к занятиям по изодеятельности, «Что растет в огороде?», «Наши питомцы», «Карандаш пришел с друзьями», «Народная декоративная роспись»и.т.д.. Написала статью «Использование изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей ребенка».

Подготовку к школе через занятия продуктивной деятельностью в своей группе я реализовываю на кружке «Волшебные пальчики».

В ходе  занятий  кружка мы с  воспитанниками работаем  со стандартными материалами изготовления работ: цветной и белой бумагой, ножницами, клеем, пластилином,  гуашью, кистями, а так же с нестандартными: ватой, нитками, ватными палочками, поролоном, ватными дисками, пуговицами,  крупами, веточками деревьев, полимерной глиной. Для создания индивидуальных и коллективных творческих работ мы используем такие техники как: рисование поролоновым тычком, рисование путем отпечатывания пальчиков, отпечатывание ладони, рисование путем примакивания кисти, рисование тычком, обрывная аппликация, объемная аппликация, рисование мыльными пузырями.

Я всегда стараюсь найти   новые способы и материалы для изготовления  поделок, чтобы заинтересовать детей, превратить любую деятельность в увлекательную игру, сказку. Создаю такую ситуацию, в которой им самим захотелось бы создать какую- либо композицию или поделку.   Предоставляю возможность каждому самостоятельно выбрать, чем он будет заниматься.

В своей педагогической деятельности  я стараюсь обеспечить максимальное обогащение личностного развития детей, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Выстраиваю свою работу таким образом, чтобы с одной стороны сохранить уникальность  и самоценность  детства как важного этапа в общем развитии человека, а с другой стороны развить предпосылки для перехода на следующий этап становления ребенка как личности.

Результатами свой работы я считаю участие и призовые места своих воспитанников в различных конкурсах. А также успешное обучение в школе. (слайды)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа художественно-эстетической направленности "Народное творчество"

Рабочая программа студии "Народное творчество" влючает в себя работу с берестой, мхом, корой и другими природными материалами. программа расчитана на детей от 7 до 17 лет....

Открытое занятие по программе художественно-эстетической студии «Творчество» для учащихся 1 года обучения (6-7 лет) «Лунные Цветы»

Тема 1 года обучения «Искусство видеть».Цель курса: Развитие потребности в художественном выражении при помощи неограниченных эстетических возможностей привычных м...

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»

Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...

Доклад на педсовете: «Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»»

Доклад на педсовете:«Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»»...