Доклад на педсовете: «Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»»
материал

Моисеенкова Галина Петровна

Доклад на педсовете:

«Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_esteticheskogo_vospitaniya.docx19.08 КБ
Файл rol_esteticheskogo_vospitaniya.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете:

«Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»»

Педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ

Моисеенкова Галина Петровна

творческое объединение «Вязание»

Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.  Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Многие философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение  к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание . На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.
Д.Б. Лихачев  трактует эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Б.Т Лихачев считает, что только «целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности».        

 Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым развивает сознание и чувства личности, ее взгляды и убеждения. В Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, а художник - образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать известное влияние на эстетическую сторону души, и раз музыка обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания подрастающего поколения. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, М. Горький называл эстетику этикой будущего.

Искусство, и в особенности литература, являются могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал М. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А И. Герцен отмечал, что без чтения нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек переживает века. Книга оказывает влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает художественную культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на развитие и воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетической образованности. Без знания законов художественного постижения мира, без понимания языка и изобразительных средств искусства оно не пробуждает ни мыслей, ни глубоких чувств.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит включение в программу школьного обучения русской и национальной литературы, рисования, пения и музыки.

Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящиеся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности, выработать у них умение, анализировать содержание произведений искусства.

Художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие художественно-творческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству.

Другими словами можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание призвано, с одной стороны, расширять и углублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству по     законам красоты.



Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете:

«Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»»

Педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ

Моисеенкова Галина Петровна

творческое объединение «Вязание»

Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.  Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Многие философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение  к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание . На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.
Д.Б. Лихачев  трактует эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Б.Т Лихачев считает, что только «целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности».        

 Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым развивает сознание и чувства личности, ее взгляды и убеждения. В Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, а художник - образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать известное влияние на эстетическую сторону души, и раз музыка обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания подрастающего поколения. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, М. Горький называл эстетику этикой будущего.

Искусство, и в особенности литература, являются могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал М. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А И. Герцен отмечал, что без чтения нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек переживает века. Книга оказывает влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает художественную культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на развитие и воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетической образованности. Без знания законов художественного постижения мира, без понимания языка и изобразительных средств искусства оно не пробуждает ни мыслей, ни глубоких чувств.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит включение в программу школьного обучения русской и национальной литературы, рисования, пения и музыки.

Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящиеся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности, выработать у них умение, анализировать содержание произведений искусства.

Художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие художественно-творческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству.

Другими словами можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание призвано, с одной стороны, расширять и углублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству по     законам красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...