Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»
проект

Наталья Иванова

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится  обязательным  целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_psiholog_bezopasn._2019-20.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование психологически безопасной образовательной

среды в  МБОУ «Перенская средняя школа»

в 2019-2020 учебном году

Актуальность проекта:

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится  обязательным  целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве  обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.      

Под «безопасной психологической средой школы» понимается среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников (т. е. центрации на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.

Цель проекта: повышение уровня психологической безопасности   в образовательном пространстве школы, способствующее личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

 

Задачи проекта:

  • выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса в МБОУ «Перенская средняя школа»;
  • выработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, родителей и обучающихся на образовательную среду школы с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;
  • систематическое отслеживание социально-психологического климата образовательной среды, динамики психологического развития каждого обучающегося в процессе школьного обучения;
  • повышение психологических компетенций педагогов, обучающихся и их родителей;
  • оказание необходимой психологической поддержки обучающимся, педагогам, родителям;
  • разработка рекомендаций, направленных на организацию комфортной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»

 Теоретическая основа:

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.

Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система взглядов по обеспечению защищенности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.

Технологическая модель психологически безопасной

 образовательной среды

Направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности МБОУ «Перенская средняя школа»:

Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.

Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, социального педагога, администрации школы, педагогов и родителей совместно с обучающимися:

  • по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
  • по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).

        Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности  обучающихся с целью:

•   выявления причин возникновения проблем в обучении или в формировании психологического здоровья;

  • определения ресурсного потенциала личности, на который можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;

Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа педагога-психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации их взаимоотношений с собой и  с социумом.

Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Принципы работы:

1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

2. Принцип психологической защиты личности;

3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;

4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи

Ожидаемые результаты  реализации проекта:

  • создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения;
  • снижение у обучающихся  уровня тревожности, агрессии - вербальной и физической;
  •  овладение участниками  образовательного  процесса  навыками саморегуляции в стрессовых и конфликтных ситуациях;
  •  улучшение социально-психологического  климата внутри классных коллективов.

Эмпирическими референтами психологической безопасности в образовательной среде являются:

  • Низкий уровень психологического насилия;
  • Преобладание диалогической направленности субъектов в общении;
  • Позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
  • Преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
  • Высокий уровень удовлетворенности школьной средой всех субъектов  образовательного  процесса.

        При этом интегральным показателем психологически безопасной образовательной среды является переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса.

Срок реализации проекта:  2019 - 2020 учебный год.

Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды:

  1. Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева)
  2. Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)»
  3. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников
  4. Анкета «Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды (Н.П.Бадьина, В.Н.Афтенко)»
  5. Опросник «Диагностика изучения «Психологического климата в коллективе»»
  6.  «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А.
  7. «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В.
  8. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)
  9. Тест школьной тревожности Филлипса
  10. Эмоции на уроках (Модифицированный вариант методики Н. В. Кузьминой)
  11. Проективные методики:  Рисунок школы, Кактус, Несуществующее животное и т.д.

План мероприятий на 2019-2020 учебный год

по обеспечению психологической безопасности образовательной среды в  МБОУ «Перенская средняя школа»

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Мониторинг деятельности школы по обеспечению  психологической безопасности

1.

Создание  базы  данных обучающихся групп риска. Составление социального паспорта школы

сентябрь

педагог-психолог,

социальный  педагог

2.

Самообследование  школьной среды на предмет психологической безопасности и комфортности тестирование

«Удовлетворенность  всех субъектов   образовательного пространства   всеми   сторонами образовательного процесса»

апрель-май

педагог-психолог

3.

Организация     работы     «Почты доверия»                       (установка информационного   ящика)   для сообщения         о    различных кризисных ситуациях

в течение года

педагог-психолог,

социальный педагог, заместитель директора по ВР

4.

Изучение социально-психологического климата в ученических коллективах, в педагогическом  коллективе

апрель-май

педагог-психолог

5.

Обеспечение обратной связи от  учащихся - анкетирование (оценка детьми системы обучения и системы общения  учителей – учащихся.)

апрель, май

педагог-психолог, социальный педагог

Работа с педагогами

1.

Диагностика педагогов:

  • Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева)
  • Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)»
  • Опросник «Диагностика изучения «Психологического климата в коллективе»
  • «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В.

ноябрь,  май

педагог-психолог

2.

Консультирование  классных руководителей  и учителей -предметников по возникающим  проблемным и кризисным ситуациям

в течение года

педагог-психолог,

социальный педагог

3.

Подготовка   методических рекомендаций для классных руководителей  и учителей предметников  по   профилактике кризисных   ситуаций, нарушающих    психологическую безопасность      образовательной среды

декабрь

педагог-психолог,

социальный педагог

4.

Проведение     тренинга для педагогов   школы по  формированию психологически безопасного пространства в классе  «Создание безопасной социально-психологической среды на уроке»

январь

педагог-психолог,

социальный педагог

5.

Проведение   обучающего семинара для педагогов по теме «Средства самопомощи в стрессовых ситуациях»

март

педагог-психолог,

социальный педагог

Работа с обучающимися

1.

Диагностика обучающихся:

  • Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева)
  • «Психологическая диагностика безопасности  

образовательной среды школы»

  • Тест школьной тревожности Филлипса
  • Эмоции на уроках (Модифицированный вариант методики Н. В. Кузьминой)

октябрь, май

педагог-психолог

2

Отслеживание показателей социально-психологического  здоровья обучающихся (уровень тревожности,  состояние эмоционально-волевой сферы, самооценка, уровень агрессивности,  враждебности),  выявление  детей «группы риска».

в течение года

педагог-психолог, социальный педагог

3.

Посещение уроков в 1 классе, беседы с детьми на переменах с целью наблюдения адаптации и психологического климата

1 четверть

педагог-психолог, социальный педагог

4.

Адаптационные занятия с первоклассниками по программе «Я – первоклассник»

1 четверть

педагог-психолог

5.

Посещение уроков в 5 классе  с целью наблюдения адаптации и социально-психологического климата

1 четверть

педагог-психолог, социальный педагог

6.

Психодиагностическое обследование 10 вновь скомплектованного класса (адаптационный период)

октябрь

педагог-психолог

7

Проведение адаптационных занятий с обучающимися 5 класса, имеющими высокий  и повышенный уровень школьной тревожности по программе «Первый раз в 5-ый класс»

1 полугодие

педагог-психолог

8.

Индивидуальная и групповая работа  с обучающимися по коррекции и развитию эмоционально-волевой, личностной и познавательной сферы  

в течение года по запросу

педагог-психолог, социальный педагог

9.

Проведение      тренингов      для старшеклассников

по   межличностному   общению, формированию

навыков    разрешения  конфликтов

в течение года

педагог-психолог

10.

Психологическая подготовка к сдаче ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе (классные часы)

4 четверть

педагог-психолог

11.

Консультирование  обучающихся по  возникающим проблемным и кризисным ситуациям

в течение года

педагог-психолог,

социальный педагог

12.

Проведение тематической недели психологического здоровья

 «Неделя добра»

февраль

заместитель

директора по ВР,

старшая вожатая,

педагог-психолог,

 социальный педагог

13.

Проведение акции по психологической безопасности образовательной среды  «Подари хорошее настроение!»

апрель

педагог-психолог,

социальный педагог

14.

Деятельность школьной службы медиации «Миротворец», направленная на разрешение конфликтов, улучшение межличностных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса

в течение года по плану работы  школьной службы медиации

педагог-психолог,

социальный педагог,

заместитель директора

по ВР

15.

Заседания  школьного Совета профилактики

в течение года

социальный педагог,

педагог-психолог, заместитель директора

по ВР

16.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

в течение года

педагог-психолог, социальный педагог

17.

Проведение воспитательных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциальных явлений среди несовершеннолетних:

  • классных часов (занятий) «Приглашение в мир общения», «Учимся дружить», «Поверь в себя», «Способы выхода из трудных жизненных ситуаций», «Всегда есть люди, которые  тебе помогут», «Безопасный Интернет» и др.
  • социально-значимых мероприятий и акций «Зелёная Россия», «Давайте делать  добрые дела!», «Стена поздравлений» и др.

в течение года

заместитель директора

по ВР, классные

руководители,

педагог-психолог,

социальный   педагог

Работа с родителями (законными представителями)

1.

Диагностика родителей (законных  представителей):

  • Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева)
  • «Психологическая диагностика безопасности  

образовательной среды школы»

октябрь, май

педагог-психолог

2.

Анкетирование родителей по вопросу удовлетворённости организацией учебно-воспитательной работы школы

4 четверть

педагог-психолог, социальный педагог

3.

Обновление информационных стендов по психолого-педагогической и правовой помощи детям. Размещение информации о службах, оказывающих социально-психологическую помощь, в том числе экстренную психологическую помощь по  телефону на сайте ОУ.

в течение года

педагог-психолог,

социальный педагог

4.

Профилактические беседы «Безопасность личности ребенка в разных сферах социальной жизни», «Безопасное детство» в рамках  родительского  всеобуча «Университет педагогических знаний»

В течение года

заместитель директора по ВР,

педагог-психолог,

социальный педагог

5.

Выступления на классных  и  общешкольных родительских собраниях.

Темы: «Готовность ребенка к школьному обучению»,  «Адаптация  обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено»,  «Помощь родителей при подготовке к экзаменам» и др.

по плану  работы  СПС

педагог-психолог

6.

Проведение   индивидуальных консультаций по  запросу родителей  (законных представителей). Организация консультативной помощи для родителей (законных представителей) по защите прав и интересов детей.

в течение года

педагог-психолог, социальный педагог

7.

Консультирование по вопросам адаптации обучающихся  к образовательному учреждению и создания психологической комфортности.

в течение года

педагог-психолог

8.

Подготовка             методических рекомендаций для  родителей  по   обеспечению  психологической  безопасности обучающихся и размещение  их на  школьном  сайте.

в течение года

педагог-психолог, социальный педагог

9

Организация родительского всеобуча по вопросам выявления и предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних, урегулирования детско-родительских конфликтов.


в течение года

заместитель директора

по ВР, классные

руководители,

педагог-психолог,

социальный

педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе

В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...

Психологическое тестирование учащихся средней школы

Тесты для учащихся средней школы: Пессимист или оптимист? Ваш способ восприятия....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе

Актуальность  Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как  психологической составляющей фундам...

Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...