Обобщение и распространение опыта
материал


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
САФОНОВСКОГО РАЙОНА  СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________

215525, Смоленская область, Сафоновский район, д. Рыбки, ул. Школьная, д.6

Тел. (48142) 6 01 13, e-mail: gurenkova1965@mail.ru

Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе с обучающимися.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задачи  проектной и исследовательской деятельности

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
  • создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;
  • развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
  • развитие у ученика коммуникативных умений и навыков.
  • приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;

Исследовательскую  работы мы выполняем  в определенной последовательности:

  1. формулирование темы
  2. формулирование цели и задач исследования
  3. проведение теоретического исследования;
  4. экспериментальная проверка;
  5. анализ и оформление результатов научных исследований;
  6. внедрение и эффективность результатов научных исследований;
  7. публичное представление работ на научно-практических конференциях

По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности,  я скорректировала  возрастные группы учащихся и уровни занятий-исследований.

Уровень исследования, возрастная группа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начальный, 1 уровень, 5-7 класс Обучение исследованию.

Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследования.

Отвечают на поставленные мной вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной.

Продвинутый, 2уровень, 8 – 9 кл.

Обучающее исследование.

Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной.

Высший, 3 уровень

10 – 11классы

Творческое исследование.

Формулирую проблему. Создаю условия для исследовательской работы:

Обеспечиваю дидактическим материалом, организую групповую и индивидуальную работу.

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации.

В нашей школе создано и действует творческое объединение учащихся «Юный эколог», члены которого проводят активную работу по охране и изучению природы родного края. Есть у ребят девиз: «Знать, беречь, множить! » Этому боевому призыву члены общества следуют неотступно . «Юные экологи» - разновозрастная группа школьников , где старшие воспитывают младших, где непременной является преемственность общественно-значимых дел и традиций . Членом его может стать любой учащийся начиная с 5 класса. В начале года мы с ребятами планируем работу, походы, экскурсии, экспедиции. В экспедициях   ребята приобретают навыки метеорологических, картографических, фенологических наблюдений, занимаются пропагандой вопросов охраны природы среди местного населения. Ребята собирают сказки, легенды, народные приметы , связанные с белыми аистами . Так природоохранительная работа соединяется с патриотическим воспитанием подрастающего поколения , прививается любовь к природе , родному краю , своему народу , его культуре .

Каждому учащемуся в экспедиции находится дело. В экспедициях «трудные» оказываются самыми обычными ребятами - ответственными, надежными. Особое внимание здесь уделяется умению школьников трудиться, поскольку вся исследовательская работа ребят связана с трудом : надо уметь и палатку поставить, и костер развести и обед приготовить, и правильно провести и оформить исследования.

Обучающиеся  нашей школы исследуют водоёмы нашей местности, почву пришкольного участка, жизнедеятельность земноводных, пауков, дождевых червей. В качестве примера приведу исследовательскую работу: «Изучение численности возрастного состава травяной лягушки окрестностей д. Рыбки».

Проектная деятельность.

 В своей практике использую несколько видов проектов.

1. Информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.

2. Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.

3. Практико - ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Примером служат проекты: «Дикие и домашние животные», «Чистое село», «Зимующие птицы». В качестве примера приведу работу обучающихся над проектом «Зимующие птицы». Проект включает вводную презентацию учителя, в которой отражены: основополагающий вопрос, проблемные вопросы,

учебные вопросы, кто поможет в подготовке проекта, участники проекта, этапы и сроки проведения проекта.

Планирование предполагает: исследовательский этап, практический этап, самоанализ и оценка планируемых результатов.

Все проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно - практической конференции, которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие научно - практических конференциях различного уровня.

 В проектной деятельности учащиеся активно используют возможности информационных технологий: поиск и обработка информации, создание презентаций.

 В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации. что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

учебно - познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя);

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация внеурочной и проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.
       У обучающихся формируется ответственность за свое поведение в природе, частью которой он является сам, растет интерес к экологическим проблемам и потребности личного участия в их решении.

Важно то, что исследуют окружающую среду сами дети. Ребенок, который прошел через исследовательскую деятельность, может передать свои знания и умения в будущем своим детям.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
САФОНОВСКОГО РАЙОНА  СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________

215525, Смоленская область, Сафоновский район, д. Рыбки, ул. Школьная, д.6

Тел. (48142) 6 01 13, e-mail: gurenkova1965@mail.ru

Организация природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания обучающихся.

Двинина Е.В., учитель биологии

                                                                             

                                           

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Работа природоохранного объединения …………………………....... 3 - 6

2.  Практические природоохранные мероприятия ………………………… 7

3.  Участие в природоохранных операциях ………………… …………... 8-9

4.  Исследовательская деятельность обучающихся в природе………..... ..10

5.  Пропаганда природоохранных знаний …….. 11

6. Участие в районных, областных, Всероссийских мероприятиях

    по учебно-исследовательской деятельности..............................................12

7.  Приложения……………………………………………………………….. 13

.

РАБОТА ПРИРОРОДООХРАННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.

В МКОУ «Рыбковская СОШ» обучается 64 учащихся, и все они занимаются природоохранной работой. Основная нагрузка лежит на членах творческого объединения «Юный эколог», который посещают учащиеся 5-10 классов.

С целью изучения природы родного края и бережного отношения к ней в школе проводится большое количество экскурсий. В каждом классе проходят обязательно осенние, зимние и весенние экскурсии. В истекшем учебном году их было проведено 30. Работа школьников вознаграждена: ребята на экскурсиях  наблюдают за различными видами синиц, дятлами, др. животными. Во время зимних экскурсий учащиеся в процессе наблюдений выясняют экологическую роль снежного покрова, зарисовывают отпечатки лап и другие следы жизнедеятельности зверей. Ребята приобщаются к самостоятельной, увлекательной, но сложной деятельности. Они часто вынуждены принимать экологически правильные решения.

Кроме экскурсий в летнее время школьники младших классов принимают участие в однодневных походах. Старшеклассники и учащиеся среднего звена принимают участие в многодневных походах и экспедициях. По итогам походов оформляются красочные газеты. В октябре месяце проводится неделя экологии «Природа и человек», включающая в себя:

               1-й день: Открытие недели экологии

В этот день проводится конкурс газет, плакатов, рисунков. На стенде прикрепляется конверт, в который школьники могут опустить листок с изложением своего мнения той или иной работы. По результатам, полученным при подсчете голосов, объявляют победителей. Их работы представляют на выставке заключительного дня, а ребят награждают призами.

Конкурсная выставка содержит разделы:

- «Экология глазами детей»- конкурс рисунков учащихся 1-4 кл.

- «Как прекрасен этот мир »- искусство составления букетов (икебана) и поделок из природного материала для учащихся 5-7 классов.

- Выставка книг «Что мы знаем о природе».

«В защиту природы»

- « Химия и окружающая среда»- газеты, плакаты, сделанные учащимися 8-9 классов.

- « Земля у нас одна » - стихи, рассказы, очерки учащихся 10-11 классов и всех учащихся.

2-ой день: « Умей видеть природу »

Экскурсии на природу, на выставки, в музеи, на производство. Учащиеся собирают материал, проводят наблюдения: результаты экскурсий обсуждаются в  классах и объявляют на заключительном дне.

3-й день: « Природе – нашу защиту »

Классные часы, учебные беседы, дискуссии, на которые можно пригласить специалистов в области охраны природы. Участники обсуждают результаты экскурсий, походов, наблюдений за окружающей средой в своём населённом пункте, вырабатываются рекомендации по улучшению состояния окружающей среды.

4-й и 5-й дни: « Знать – значит, уметь, а уметь – значит – делать »

Практическая деятельность школьников: работа на пришкольном участке, сборка скворечников, кормушек для птиц и т. д.

 6-й день « Земля - колыбель человечества »

Это заключительный экологический день, состоящий из нескольких сменяющих друг друга мероприятий, каждое из которых предназначено для разных параллелей, но с приглашением всех желающих.

1. Выставка. На выставке представлены работы победителей   конкурсов.

2. Викторина «Природа родного края». Показ ЭкоМоды. (для учащихся 1-4 классов).

3. Экологический брей- ринг  и конференция (для учащихся 5-11 классов).

I часть. На конференции, «Экологические проблемы родного края», демонстрируются результаты опытнической и исследовательской работы. Итогом обсуждения докладов является выработка конкретных рекомендаций, направленных на решение проблем или улучшение состояния природного объекта.

II часть – выступления учащихся. Они направлены на пропаганду экологических идей, отражают местные экологические проблемы.

Работы победителей представляют на выставке заключительного дня, а ребят награждают призами. Лучшие работы учащихся школы участвуют в районных и областных выставках.

Так же в школе ежегодно проходит «День птиц», где учащиеся участвуют в викторинах и выпускают газеты о пернатых друзьях.

Во всех классах на протяжении всего года проводятся беседы, классные часы, викторины, конкурсно-игровые программы о бережном и рациональном использовании природных ресурсов.

С 15 марта по 27 апреля 2018 г. учащиеся нашей школы приняли активное участие во Всероссийский экологической акции «Вода и здоровье» в рамках движения «Сделаем вместе!» федерального партийного проекта «Экология России»( http://doit-together.ru/). От нашей школы были выдвинут эколидер –Муц Карина (10 класс).  Эколидер под руководством куратора Акции Двининой Е.В. проводила экоуроки.

Куратором Акции создано  сообщество Акции для образовательного учреждения (https://vk.com/club14513088) для добавления  наиболее интересных новостей, фотографий о ходе Акции.

16 марта в рамках акции «Вода и здоровье!» куратор акции Двинина Е.В. и эколидер Муц Карина провели   экологический урок «Вода в природе и жизни человека»  для обучающихся 5 – 11 классов. Цель урока: пробудить интерес обучающихся к оценке состояния водных ресурсов своего региона.

Задачи: сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам, как к источнику здоровья и жизни на Земле. Привлечь школьников и их родителей к решению проблем водных ресурсов в родном селе, мотивировать к социальной активности.

 На уроке обучающиеся  вспомнили об особенности воды как химической молекулы, её свойствах и значении, последствий её загрязнения, о шагах, которые следует предпринять при выявлении несоответствия качества воды гигиеническим нормам.

Все пришли к единому мнению, что значение воды переоценить невозможно. 

6 апреля в МКОУ «Рыбковская СОШ»  в рамках Акции «Вода и здоровье!»  эколидер Муц Карина провела экологический урок «Вода в природе и жизни человека» для обучающихся 1 – 4 классов. В ходе мероприятия  ребята  рассуждали  о воде как о наиболее значимом веществе на Земле,  обсуждали  влияние воды на здоровье человека.  Учащиеся  начальной школы приобрели новые знания в области биологии, познакомились со свойствами воды и узнали о последствиях загрязнения воды.  

 В заключении урока Муц Карина  предложили нарисовать ребятам рисунки на тему «Вода – источник жизни на Земле».

В рамках Акции «Вода и здоровье!»  проведен Конкурс экологических плакатов «Вода и её в природе и жизни человека».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:

 - защита природной среды (подкормка зверей, птиц, борьба с мусором, изготовление и развешивание кормушек и домиков для птиц, охрана муравейников;

- улучшение природной среды (посадка растений, озеленение улиц, расчистка леса от сушняка) Экологическая операция «Школа – наш дом» - уборка территории после зимнего сезона, посадка цветов на территории школы;

- сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок). Коллекции, гербарии, изготовленные учащимися, составлены с точки зрения  экологической культуры, т. к. они не собирают бабочек, растений, занесенных в Красную книгу Смоленской области.

УЧАСТИЕ В ПРИРОДООХРАННЫХ ОПЕРАЦИЯХ.

В рамках операции «Вода на Земле» школьники принимают участие в очистке берегов реки Ведосы, которая протекает в нашем населенном пункте. Проводится очистка прибрежной зоны от мусора, исследуется степень загрязнения воды. Активными участниками этой операции явились учащиеся 9 -  11 классов ( Иванов Д., Некрасов И., Дударев С. и др.).

Проведена природоохранная операция «Наш дом – Земля». Она  включает в себя три этапа:

Первый этап: с 16 по 30 апреля – экологические десанты под девизом «Очистим природу от мусора»:

  • Уборка  территории около школы.
  • Ликвидация   ТБО около школьной территории.
  • Выпуск  листовок, плакатов, призывающих население д. Рыбки  к наведению чистоты.
  • Уборка территория вокруг памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной  войне.

Второй период: с 10 мая по 20 мая – экологические десанты под девизом «Зеленый наряд селу»:

  • Произведен уход за многолетними цветочными культурами около школы и  памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной  войне.
  • Высажены однолетние цветочные культуры на клумбы около школы.
  • Учащиеся 11 класса заложили аллею из каштанов.

Третий период: с 21 мая по 5 июня – экологические праздники, массовые мероприятия в школе и классах:

  • Просмотр фильмов о природе
  • Беседа « Химическая безопасность»
  • День здоровья «А я иду, шагаю по Земле»
  • Викторина «Знатоки природы»
  • Школьный конкурс «Юный эколог»
  • Экологический КВН
  • Экскурсия «Природа родного края»
  • Подведение  итогов, награждение самых активных участников операции.

Учащиеся нашей школы участвуют в операции «Белый аист». Гнёзда за которыми мы наблюдаем занесены в книгу учёта по Смоленской области (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ya_8epXkhl0Wy..) 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся нашей школы проводят большую исследовательскую работу:                                        

  • «Оценка состояния среды по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата берёзы повислой д. Рыбки Смоленской области»;
  • выявление экологического состояния реки Ведоса;
  • изучение видового состава земноводных д. Рыбки;
  • наблюдение за семьями белых аистов (учащиеся 6 – 7 класса).

Выполнены проекты: «Оценка загрязнения снега в д. Рыбки», «Чистота природы начинается с меня», «Сменная обувь и её влияние на загрязнение школьных помещений», «Комнатные растения и их целебные свойства» «Лку от семи недуг».

По итогам этих исследований была проведена общешкольная научно- практическая конференция «Мы в ответе за нашу планету».

ПРОПАГАНДА ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ.

Пропагандой природоохранных знаний в школе занимаются члены творческого объединения «Юный эколог»:

  • наличие лекторских групп – 2;
  • число учащихся в них – 10;
  • прочитано лекций – 22;
  • выпущено газет – 24;
  • проведено бесед с младшими школьниками – 36.

 Тематика бесед связана с сохранением окружающей природной среды, правилами поведения на природе, разъяснением взаимосвязей между всеми компонентами биогеоценозов. Изготовлено плакатов – 26, листовок – 60. Газеты, плакаты, листовки посвящены охране окружающей среды, экономии воды, охране диких животных, против пала травы.

Проведён социологический опрос жителей д. Рыбки и выпущены листовки по подкормке птиц зимой, о сортировке мусора, утилизации батареек.

УЧАСТИЕ В РАЙОННЫХ, ОБЛАСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  Результаты  своих исследований ребята постоянно предоставляют на районный конкурс юных исследователей окружающей среды, где занимают призовые места.

  • Ковалёва Е. с работой «Влияние синтетических моющих средств» заняла I место в  районном  конкурсе «Юных исследователей окружающей среды»., I место в областном конкурсе «Юных исследователей окружающей среды», финалист этапа Всероссийского конкурса Юные исследователи окружающей среды 2018 г.

Евдокимов Е. победитель областной интернет-викторины  «От чистого истока», объявленной национальным парком  «Смоленское Поозерье» к празднованию Всемирного дня Водно-болотных угодий. Ковалёва Е. – сертификат участника областной интернет-викторины.

 Учащиеся нашей школы (команда из 6 человек) активно принимали участие в областном конкурсе – познавательной игре (веб-квесте) «Крутится вертится шар голубой..», посвящённой Году экологии в России. Все они имеют сертификаты участника.

Анискина Е. – третье место в районном конкурсе «Зеркало природы»,номинация «Природа и творчество».

Муц Карина (10 класс) участник конкурса «Эколидер» Всероссийский экологической акции «Вода и здоровье» в рамках движения «Сделаем вместе!» федерального партийного проекта «Экология России».

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в природоохранной акции «Марш парков», во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа» В прошлом году в этом конкурсе участвовало 15 человек.

C:\Users\User\Desktop\фото школа\IMAG5007.jpg                  C:\Users\User\Desktop\фото школа\IMAG5005.jpg

Показ ЭкоМоды (неделя экологии)

C:\Users\User\Desktop\вода и здоровье\IMAG4750.jpg

Экологический урок «Вода в природе и жизни человека»

C:\Users\User\Documents\вода и здоровье\IMAG4818.jpg

Экологический урок в начальной школе «Вода – источник жизни»

C:\Users\User\Desktop\фото школа\IMAG4890.jpg

Закладка аллеи из каштанов

C:\Users\User\Desktop\фото школа\IMAG4913.jpg

Благоустройство детской площадки в жилом комплексе

C:\Users\User\Desktop\проект снег\IMAG4772.jpg

Забор проб снега для исследования


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение опыта (Материалы к портфолио)

Раздел №3 "Методическая деятельность"...

Обобщение и распространение опыта работы.

Работа психолога предполагает обзор работ коллег, отслеживание новых тенденций в отечественной психологии, внедрение инновационных подходов, а также участие самого психолога в различных конкурсах, пер...

Развитие творческой активности обучающихся через групповые работы-обобщение и распространение опыта.

Создание условия для формирования и развития у учащихся интереса к   изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; р...

Обобщение и распространение опыта по предмету "Устройство и техническое обслуживание автомобиля"

Данное методическое пособие преднозначено для учащихся, изучающих курс "Устройство и техническое обслуживание автомобиля по программе подготовки водителей транспортных средств категории " В"....

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

5.4. Обобщение и распространение опыта работы. Приложение 17.

Публикация в эл. СМИ. "Гражданско- патриотическое воспитание личности на уроках истории и обществознания".  Публикация в эл. СМИ. .Использование исторических документов как ср...