Выступление Психологические игры и тренинги в преподавании обществознания в старших классах.
материал

Дергачев Андрей Васильевич

Выступление Психологические игры и тренинги в преподавании обществознания в старших классах на ШМО МБОУ "Школа №1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_treningi.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дергачев Андрей Васильевич

Психологические игры и тренинги в преподавании обществознания в старших классах

 На сегодняшний день школьные программы претерпевают значительные изменения. Учащиеся не готовы к такому резкому изменению событий, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы помочь школьникам усвоить материал при нынешних условиях образования. Следует также предупредить учащихся, что подача нового материала будет осуществляться в новой форме, смысл которой - поиск знаний самими учащимися, а учитель тем самым направляет детей в правильное русло, чтобы занятия были продуктивны, и тема урока была усвоена. Для того чтобы учащиеся постепенно привыкали к нетрадиционным урокам, нужно давать им различные тренинговые задания, которые и будут представлены в данной статье.

Прежде чем приступить к применению тренинговых заданий на уроках, в данном случае на уроке обществознания в 11 классе, учителю следует провести работу по выявлению личностных особенностей каждого учащегося, а также определить психологический климат в классе, ведь без него трудно проводить командные тренинги, а они являются актуальными для укрепления взаимоотношений в коллективе.

Целью статьи является разработка методических материалов к проведению тренинговых заданий для учащихся 11 классов, обучающихся по программе Л.Н. Боголюбова. Существует множество заданий такого рода, одним из них является «К счастью, к несчастью». Проведем это упражнение при изучении нового материала, тема которого «Правовые основы предпринимательской деятельности» § 5 стр. 54 [1, с.54 - 67]. Данный метод изучения представляет собой осознание каждым учащимся положительных и отрицательных сторон предпринимательства. Проходит процесс обсуждения тех аспектов, где возникают споры между учащимися. Реализация упражнения осуществляется по цепочке, использование учебника допускается. Правила проведения: каждый желающий высказывает положительные и отрицательные действия предпринимателя. Первый учащийся начинает отвечать со слов «К счастью» а второй» К несчастью» и затем чередуются. Выглядит это так:

- К счастью предприниматели изобретают новый вид товара; - К несчастью предприниматели несут убытки; - К счастью предприниматели получают прибыль и т.д.

Педагогический опыт показывает, что изучение учебного материала и не только, в творческой форме приносит лучший результат, нежели в традиционной форме. Поэтому на уроках обществознания следует применять такие методы, которые максимально приближены к реальности, с которыми учащиеся будут сталкиваться в современном мире. Такое упражнение можно использовать как при изучении нового материала, так и в проверке домашнего задания, выявив, как усвоена тема. Этот тренинг называется «Импровизация». Суть его заключается в том, чтобы учащиеся по набору определенных слов создали картину жизненной ситуации с использованием данных слов. Для того чтобы осуществить такое задание прежде нужно разделиться на группы (желательно на три) в равном количестве человек. Пользоваться учебником разрешается.

Каждой команде дается карточка со словами. Примеры слов в данном случае касаются темы «Правовые основы предпринимательской деятельности», но так можно работать и с другими [1, с.54 - 67]. После чего

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из команды выходит нужное количество человек для воспроизведения нужной картины. При этом нужно предупредить детей, что это не сценка, а использование научных слов в понятной для всех форме. В наборе слов следует найти главенствующее звено и от него составлять ситуацию. В ходе обсуждения учитель может задавать наводящие вопросы, так как для учащихся, которые в первый раз сталкиваются с таким заданием трудно сразу уловить, что от них хотят слышать. Пример набора слов:

1 карточка:

Предприниматель, товар, факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности, государство.

2 карточка:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО), уставный капитал, участники, риск, ценные бумаги.

3 карточка:

Акционерное общество, ЗАО и ОАО, акции, уставный капитал, участники.

После чего, учащимся дается время на подготовку и затем выступления. Оценивание проходит следующим образом: первая группа выступает, вторая и третья оценивают и обсуждают понятность импровизации и таким образом остальные две команды. Учитель также наблюдает и в конце подведет итоги.

После окончания выступлений Преподаватель должен провести дебрифинг (беседа психологической направленности),в который входят вопросы такого рода как:

— Вам понравилось это упражнение?

— Что нового вы узнали для себя?

— Желаете ли вы видеть такое упражнение на других уроках?

Одной из задач обществознания как учебной дисциплины является обучение учащихся эффективному взаимодействию друг с другом и окружающим миром. На этих уроках из класса в класс учащиеся должны понимать свое назначение в этой жизни, знакомиться с такими понятиями как нравственность, уважение, толерантность, предотвращение межнациональных конфликтов, вот эту суть несет такой предмет как обществознание. Конечно, на других уроках тоже об этом говорят, но на данном предмете учителю следует больше обращать внимание на такие темы. Проведем упражнение, которое называется «Невидимая связь» по теме «Гражданин Российской Федерации», §20 стр. 228 [1, с.228 - 239]. Такой метод следует использовать после изучения нового материала, то есть при закреплении полученных знаний. Данный тренинг содействует раскрытию знаний у учащихся, а также развивает доверительные отношения в классе и что самое главное создает благоприятную обстановку для обучения. Понадобиться всего лишь клубок шерстяных ниток, желательно яркого цвета, чтобы отчетливо был виден результат. Задание состоит в том, чтобы учащиеся вспомнили все, что объяснял учитель, затем преподаватель отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжает держать конец нитки в руке, передает клубок любому из учащихся. Он должен сказать короткую фразу, которая относится к гражданину РФ. Фраза выглядит примерно так: «гражданство приобретается по рождению» или же такое словосочетание «гражданина нельзя лишить гражданства». После чего передает клубок дальше однокласснику, и он таким же образом рассказывает одно словосочетание или фразу прочитанного или же услышанного на уроке и так далее пока весь класс не выскажется [2]. Таким образом, будет виден прекрасный узор «гражданина», к которому мы все относимся, так как являемся гражданами РФ. После всего этого следует замотать нитки в клубок и вспомнить все, о чем рассказывал каждый учащийся. Подвести итог, интересуясь у учащихся, понравился ли им такой вид работы.

Можно заметить, что существует множество методик, статей, которые разработаны для креативной, интересной подачи нового материала. При этом они действительно развивают большую популярность в общеобразовательных учреждениях. На данный момент следует разработать креативные технологии, которые позволят провести проверку знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционно-практическая форма преподавания математики в старших классах

Лекционно – практическая форма  преподавания математики в старших классах (из опыта работы, выступление на КМО)Опыт работы свидетельствует об эффективности применения лекционно-практиче...

Нетрадиционное преподавание литературы в старших классах

В 2015 году реализуется комплексная государственная программа «Годлитературы», направленная на пропаганду чтения и книжной культурыво всех ее проявлениях, развитие интереса к ...

Исследовательская работа по обществознанию в старших классах. ( Доклад и презентация. Выступление на региональной конференции " Педагог-исследователь)

Я в своем сообщении показала  работу в старших классах на уроках обществознания,  используя исследовательскую деятельность. В начале сообщения я ракрыла теоретический вопрос об исследователь...

Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах.

Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах....

СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ

Работа содержит основные вопросы, связанные с введением профильного обучения в старшей школе...

Реализация модульного профориентационного тренинга: "Снятие предэкзаменационной тревожности" для старших классов.

26 марта 2024 года, в рамках Межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, реализован профориентационный модульный тренинг для старших классов: "Снятие прэдэкзаменационной тре...