Особенности развития образа Я у подростков с детским церебральным параличом
статья

Кокарева Александра Владиславовна

В данной статье описываются особенности развития образа Я у подростков с детским церебральным параличом, а также факторы, влияющие на его развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В. Кокарева

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Образ «Я» - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. На сегодняшний день вопрос о содержании и объеме образа «Я» остается спорным, и им занимаются многие исследователи (В.В. Столин, Н.С. Дашина, И.М. Лисина и др.). Так, по мнению В.В. Столина в состав образа «Я» входят самоотношение и знания о себе. По мнению ряда других авторов в его составе можно выделить самооценку, самоуважение, самоконтроль, эмоциональное представление о себе. Но число данных параметров пополняется и дальше, основываясь на новых исследованиях. Образ «Я» развивается в течение всей жизни человека, на что оказывают влияние многие факторы.

Изучение образа «Я» в подростковый период также представляет интерес, так как именно в это время он претерпевает ряд существенных изменений. Л.С. Выготский писал, что данный период характеризуется «отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового». В этом возрасте подросток может кардинально поменять взгляд на себя, свою позицию в обществе и отношения с другими людьми (Л.И. Божович). Изучение образа «Я» у подростков с нарушениями в развитии всегда представлял большой интерес для исследований. В том числе, у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На его развитие в этот период влияют и особенности, которые в целом характерны для психического развития лиц с данной нозологией.

Детский церебральный паралич (далее - ДЦП) - нарушения осанки и двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга [4]. Образ «Я» у подростков с ДЦП представляет собой важную тему для изучения, так как именно он может влиять не только на успешность взаимодействия с окружающими и обучения, но и на весь ход психического развития. Изучением развития образа «Я» у данной категории лиц занимались Л.М.Шипицына, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, М.А. Ипполитова, Т.Л. Миронова, М.Д. Будаева и другие.

Однако, и на сегодняшний день степень изученности особенностей образа «Я» и его развития у данной категории лиц остается не достаточно высокой. Л.М. Шипицына отмечает, что ДЦП достаточно негативно влияет на образ «Я» подростков в целом [3]. Подросток остро нуждается в позитивной оценке и уважении окружающих (сверстники, родители, знакомые взрослые). Инвалидность, физический дефект усложняет восприятие человека окружающими, из-за этого подросток может чувствовать недостаток позитивной оценки окружающих. Большое влияние на успешное развитие образа «Я» у подростков с ДЦП играет семья и ее отношение к ребенку и его заболеванию. По мнению М. Мейхеузена-Де Регта родители амбивалентны по отношению к своему ребенку с ограниченными физическими возможностями, склонны опекать его[4]. В такой ситуации подросток будет в значительной степени лишен социальных контактов [2].

Есть родители, напротив, занимающие излишне жесткую позицию по отношению к своему ребенку. Требуя от него неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, требований, родители не учитывают реальных возможностей подростка. В результате, у подростка складывается мнение, что он не способен оправдать ожидания взрослых, он замыкается, в ряде случаев становится раздражительным и плаксивым, самооценка резко ухудшается. Кроме того, может ухудшиться и физическое состояние подростка. В. В. Ипатова отмечает, что специфика развития образа «Я» личности подростков с ДЦП заключается в том, что к старшему возрасту наблюдается тенденция к нарастанию его негативного содержания. Осознанное переживание проблем в физическом развитии, попытки преодоления трудностей в передвижении находит свое отражение в содержании образа «Я»[1]. В представлениях о себе у старших подростков с ДЦП преобладают негативные своих характеристики физических качеств. Правильное отношение к ситуации родителей и ее значение для успешного развития образа «Я» подростка с ДЦП уже упоминались выше, но существует еще один аспект данной проблемы. В некоторых случаях родители могут открыто стыдиться болезни своего ребенка. Особенно остро на это реагируют подростки: они замыкаются в себе, избегают контактов (в том числе и с родителями), винят себя в собственной болезни.

Из сказанного выше следует, что развитие образа «Я» у лиц с ДЦП имеет свои особенности, вызванные как физическими, так и психическими проблемами. В подростковом возрасте данная специфика проявляется  наиболее ярко, в связи с возможностью самого подростка более осознанно реагировать на свой физический дефект и оценивать свои возможности. Важно, чтобы родители оказывали помощь и поддержку своему ребенку. Своевременная диагностика в этот период позволит построить коррекционную работу, что, в свою очередь поможет подростку наиболее легко принять себя, осознать свои возможности и сформировать адекватную самооценку.

Список использованной литературы

1. Детский церебральный паралич. Хрестоматия [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. учеб. заведений /Состав.– Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб, Изд-во «Дидактика Плюс». – 2003.- 320 с.

2.Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога[Текст]/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.

3. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук - СПб., 2001.- 272с.

4. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников 3-4 лет с детским церебральным параличом.

Статья о формировании и развитии фонетико-фонематических представлений у дошкольников 3-4 лет с ДЦП....

Особенности продуктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурс...

Логопедическая работа по коррекции заикания и просодики у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.

В данной работе представлены методики  логопедической работы по коррекции заикания и просодики у детей и подростков с дизартрией...

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Данная статья включает в себя характеристику адаптивной физической культуры и ее особенности при занятиях с детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич....

Особенности личности при детском церебральном параличе и коррекционная работа.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями развития, особенно с врождённой патологией, является одной из важнейших задач не только системы специального образования, но и современного общ...