Библиотечный урока «Справочная литература: энциклопедии, словари и справочники» для 4 класса
план-конспект занятия (5 класс)

Мухитова Ильгамия Давлетшаевна

Содержание темы:

Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов.

Форма проведения: игра - путешествие  с использованием мультимедийной презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Библиотечный  урока

«Справочная литература: энциклопедии, словари и справочники» 

для 4 класса

Автор разработки: Библиотекарь МБОУ

«Старошаймурзинская СОШ» Мухитова И.Д.

                                                     2019 год

Введение

Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития. И один из путей решения проблемной ситуации- это обращение к различного вида словарям.

Использование орфографического словаря в учебнике русского языка, а также включение в УМК этимологического, орфоэпического, толкового словаря, не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, окружающего мира стало необходимым. Важно на доступном объёме слов «открыть» детям, прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объёма.

Если на ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам добывать необходимые знания. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Библиотечный урок в 4 классе

 «Справочная литература: энциклопедии, словари и справочники» 

 Цель:

  1. Расширить знания школьников о справочной литературе. Привить интерес к справочной литературе. Обучить умению ею пользоваться.
  2.   Научить учащихся самостоятельно добывать информацию в справочной литературе.

Задача:

  • Расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках.
  • Привитие интереса к ним.
  • Обучение  навыкам пользования справочной литературой; дать понятие о типичной структуре справочного издания.
  • Обучение умению ими пользоваться.
  • Развивать читательский интерес, расширить читательский кругозор, логику рассуждений и поиска информации, внимание.
  • Воспитывать чувство ответственности за сохранность справочной литературы - ценной части библиотечного фонда, чувство уважения к книге 

Содержание темы: 

Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов.

Форма проведения: игра - путешествие  с использованием мультимедийной презентации.

Игра-поиск «Попробуй найти!», блиц – опрос.

Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники».

Ход урока.

3 слайд. Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами библиотечный урок.

Урок не обычный, а урок-путешествие. А в какое путешествие мы отправимся, узнаете, послушав стихотворение:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.                                  

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-                                

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Поэтому именно с них  мы и начнем наше путешествие.

4 слайд. Итак, отправляемся в путешествие.  Вот наша первая остановка «словарная»

5 слайд. Что такое словарь? Для чего он нужен? Какие бывают словари?

Да, ребята, Огромное море слов собрано в словарях. Словари появились очень давно. Самые первые словари назывались азбуковниками. Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.   В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья. Очень ценным считается  «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над ним автор трудился около 50 лет.  Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок.  Также не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные  под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

6 слайд. Словари бывают, многочисленны и разнообразны. Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки.

7 слайд. Мы с вами знакомы с такими словарями, как «Картинный словарь»,

9-14 слайд. «Словарь в мире слов и предложений», «Татарско-русский и русско-татарский школьный словарь».

15 слайд. У вас на партах лежат обычные орфографические словарики. Для чего они нужны? (Ответы детей: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение). А как расположены слова в этих словариках? Правильно, по алфавиту. Прочитайте эти слова…..

Творог

Каталог

Квартал

Договор

16-19 слайд.

Давайте проверим правильность слов при помощи орфографического словаря. Итог: Правильность  написания и чтения слов мы узнаем, в каких словарях?

О толковом  словаре. Объясняют (толкуют) значения слов и иллюстрируют их употребление («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толковый словарь» С.И.Ожегова).

(20 слайд) Найдите истолкование слов: библиотека, победа, урок, культура.  Ищем слова.  Итог: для чего нужны толковые словари?

21 слайд. Продолжим свое путешествие (песня). Следующая остановка «Энциклопедии» Мы с вами знаем, ребята, что кроме словарей, есть еще и энциклопедии. Какие же? Вы можете их назвать? (На слайде – подсказка). Молодцы! А что же такое энциклопедия? (Ответы детей). Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам (слайд 22-23). Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления. В нашей школьной библиотеке есть разные энциклопедии. Это многотомные издания «Аванта+» и «Школьная энциклопедия «Руссика», Большая Российская энциклопедия. Познакомимся с ними поближе. В нашей библиотеке большой популярностью пользуются школьные  энциклопедии. Каждый том этой серии посвящен определенному предмету. С ними мы сегодня и будем работать. Как же устроены энциклопедии? Как искать информацию в энциклопедии? (слайд 24)

1. Прочитать предисловие, которое расскажет, как работать

2. Посмотреть указатели:

        алфавитный,

        предметный,

        хронологический,

        персональный,

        географических названий.

На последних страницах энциклопедий расположены содержание, алфавитный и предметный указатели, указатель имён, список терминов или понятий. С их помощью гораздо легче и быстрее найти нужную информацию.  Поговорим подробнее об энциклопедиях. Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. 25 слайд. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления.

  1. лайд. Энциклопедии бывают разные:
  • Точными;
  • Универсальными;
  • Отраслевыми;

Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. 27 слайд. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия». (28 слайд).  Как работать с энциклопедиями? Сначала нужно выбрать энциклопедию нужного направления (отрасли). Например, вопрос звучит так: «Когда и где жил древний ученый - математик Пифагор?» Какой том энциклопедии нам понадобится? Математика.

Возьмём энциклопедию и откроем указатель имён. По алфавиту отыщем нужное нам  имя – Пифагор. Рядом с именем ученого мы увидим  номера страниц, на которых содержится  более подробная информация о нём.  

28 слайд. А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия.

 Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами.

Я – книга! Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.     

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай,

Мой корешок не поломай!    

Спасибо, ребята. Так  как же нужно обращаться с книгами? Бережно. Продолжаем нашу работу. Перед вами – энциклопедии «…….» и карточки с заданиями. Чья команда первой выполнит задание, поднимает руку.

29 слайд. Задания:

1.     Что означает слово «Динозавр»?

2.     Какая рыба самая большая?

3.     Что собой представляют пеликаны?

4.     Какую роль играет хобот у слона?

(Самостоятельная работа по карточкам, ответы учащихся).

Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали, и, я думаю, научились пользоваться энциклопедиями. Но ребята у нас есть еще и электронные энциклопедии, видеоэнциклопедии и википеди. Те из вас, у кого есть дома компьютер, наверно уже знают, что кроме известных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедии и даже целые библиотеки, как, например, известная многим «Библиотека Кирилла и Мефодия», Библиотека Мошкова, «Большая электронная детская энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию. В нашей библиотеке тоже есть такие диски, которыми пользуются и учителя, и педагоги. Давайте посмотрим на видео как с ними работать. 31слайд..

Продолжаем наше путешествие. Следующая   остановка  «Справочники»

У нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник. Что это такое? Это издания, содержащие краткие сведения о науке, технике, производстве и человеческой деятельности (слайд32-35).

Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.

Итог: При использовании справочной литературой необходимо:

ЗНАТЬ

-ключевое слово;

-тему;

-алфавит.

 ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

-содержанием;

-указателем (алфавитно-предметный, именной, географических терминов, хронологический) (слайд 36)

Вот и подходит  к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. И последняя  наша остановка.

Остановка  «Блиц-опрос» (слайд37) Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали! (слайд 38)

1. Какими были первые словари? (Рукописные и печатные на фресках).

2. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (Владимир Иванович Даль)

3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

4. Каких авторов толковых словарей вы знаете, кроме Даля? (С.И. Ожегов и Д.Н. Ушаков).

5. Что такое научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам? (Энциклопедия).

6. Вспомните пословицу или поговорку о книге.

1.     Кто много читает, тот много ….. знает.

2.     Книга в счастье украшает, а в несчастье ….. утешает.

3.     Книги читать – …….скуки не знать.

4.     Книга мала, а ума…… придала.

5.     Не красна книга письмом, а красна ……умом.

6.     Книга друг – человека.

  • Сегодня я узнал, что…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…(слайд 39)

Библиотекарь: Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся. А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом.                    

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.              

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год,                       

Всё человечество в ладу живёт.

Библиотекарь:  Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека.

40 слайд. И хочу закончить наш урок словами Л. Кассиля: «Спрашивайте, ищите интересующие вас слова. Ставьте вопросы как паруса и пусть эти книги будут вашими кораблями в безбрежном океане знаний».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

ТВОИ ПЕРВЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ.(интеллектуальная игра)  Цель: заинтересовать учащихся справочной литературой, научить самостоятельной работе с ней. Оборудование: к...

По страницам мудрых книг… (урок-практикум со словарями в 5-7 классах)

Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка. Однако современный учит...

Разработка урока "Словари и справочники"

Цель методической разработки - помощь в расширении кругозора обучающихся о словарях русского языка и их возможностях....

Словари и справочники

Данная работа знакомит обучающихся с энциклопедиями,словарями и справочниками....

Конспект занятия: «Знакомство с дополнительной литературой: энциклопедии»

Занятие поможет педагогу в формировании у учащихся знаний, умений и навыков информационного самообеспечения их учебной деятельности; расширит понятия детей о видах и типах справочной литературы, позна...

Справочная литература - орфографический словарь.

Расширение понятия о виде справочной литературы - орфографическом словаре, его структуре и принципах работы с ним....

Квест по литературе Тайны словаря

Игра- квест по литературе "Тайны словаря"...