Современные образовательные технологии
материал

Криволапова Татьяна Александровна

Современные образовательные технологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в преподавании биологии .

Важнейшие ориентиры современного образования нашли своё воплощение в новых образовательных стандартах. В самом общем виде их можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека:
– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
– коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
– самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
– самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
            Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования – это требования к результатам освоения основных общео-бразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщённых способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
            Требования к результатам освоения основных образовательных
программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Л.Н. Феденко, рассказывает об особенностях и проблемах введения и реализации ФГОС ООО, сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение [2]. Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела». Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика. Большинство школ страны уже включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства. Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение. А ученик сам открывает знания через содержание УМК, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться, это УУД (универсальные учебные действия)[1] Формировать и развивать УУД (универсальные учебные действия) – значит: научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца; передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

            Каким образом к этим результатам прийти? Одним из путей, которые сегодня помогают, становятся современные технологии. Цель инновационных технологий образования - подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Задачей технологии - выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени. И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как: технологии дифференциации и индивидуализации; проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической; технологии проблемного обучения; интерактивные технологии; информационные технологии: мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ; уроки на основе электронных учебников; Например: интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы, очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков. В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. Все объекты, предложенные в ЦОР можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ. Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) рассматривает информационные и коммуникационные технологии как одно из значимых средств достижения регламентируемых им результатов обучения.


            Выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ учителю биологии помогают следующие современные педагогические технологии:
– технология организации самостоятельной деятельности школьников;
– технология организации исследовательской деятельности школьников;
– технология организации проектной деятельности школьников;
– технология проблемного обучения;
– технология развития критического мышления;
– технологии диалогового взаимодействия;

            
Технология развития критического мышления
            Технология развития критического мышления является ярким примером личностно-ориентированного подхода в обучении. Данная технология позволяет овладеть законами использования знаний, способствует развитию познавательного интереса обучающихся, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельности и творческой активности, что полностью соответствует требованиям ФГОС.
            Задачи  технологии развития критического мышления обучающихся,  в ее разных формах, совпадают и с задачами обучения в условиях новых образовательных стандартов, согласно которым обучение должно быть направлено на формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к своему здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную деятельность).

            Цель  технологии развития критического мышления (по идее ее создателей, согласно материалам проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», 1997 г.) – развитие интеллектуальных умений обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Иными словами, главная цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных способностей  ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Основу данной технологии составляет базовая модель трёх стадий «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Первая стадия (фаза) – стадия вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Важнейшими функциями фазы вызова являются:

Информационная. Вызов уже имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме. Часто у учащихся нет «первоначальных» знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают» вопросы до изучения нового материала («толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума», таблица «вопросительные слова» и др., возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположений.

Целеполагание. Технология развития критического мышления – единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, обучаемый выбирает направления изучения темы. Определяет собственные цели.

Систематизационная. Эта функция не является ведущей. Часто на стадии вызова учитель даёт задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приёмы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.).

Вторая стадия (фаза) – стадия осмысления (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией, причём приёмы и методы технологии РКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. На стадии осмысления информационная функция меняется, ведущей задачей становится приобретение новых знаний. Значение мотивационной функции остаётся ведущим, на стадии вызова важно сохранить интерес к изучаемому, не «забыть» о поставленных учеником на стадии вызова целях, предъявленных запросах.
Так, урок по изучению млекопитающих может стать ареной для критического мышления обучающихся, которые на стадии вызова получают проблемный вопрос: «Справедливо ли выражение: «Чудо-Юдо, рыба-кит»?».А на стадии осмысления с помощью концептуальной таблицы приходят к выводу, что Рыбы и Млекопитающие – две разные систематические категории, хотя, сравнивая Тировую акулу и Синего кита, можно ошибиться из-за их внешнего сходства.

Третья стадия (фаза) – стадия рефлексии (размышления). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. На стадии рефлексии педагогу важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его значение от стадии вызова – к стадии рефлексии. Не менее важным является и оценка того «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, «научат его учиться» и без помощи учителя. Здесь прием составления синквейна может стать заключительным этапом урока, в ходе которого обучающие анализируют, обобщают полученные знания по теме, отражая ее сущность в пяти строках по определенным правилам. Понятиями для данного приема могут стать следующие биологические термины: биология, бионика, жизнь.
 
Технология проблемного обучения
            Технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом.
            Создание в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и решение проблем – способствует эффективной активизации мыслительной деятельности  школьников, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию их творческого мышления.
            Проблемная ситуация служит не только источником интеллектуального затруднения, что является необходимым условием развития мышления обучающихся, но и важным мотивационным, а вместе с тем и эмоциональным средством в процессе обучения.
            Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные,
регулятивные, личностные.

Чётко сформулировать, чего требует созданная ситуация. Что известно для решения проблемы? Что требуется найти? Достаточно ли данных для решения данной проблемы? Что ещё необходимо для решения? Нельзя ли сформулировать проблему проще? Решались ли ранее проблемные ситуации?
2. Составление гипотез и отбор оптимальной.
Какие пути решения проблемы можно предложить? Какие трудности встретятся при решении проблем по данной гипотезе? Какие преимущества гипотезы? Какие ранее применялись гипотезы для решения подобных ситуаций? Какая из гипотез
имеет больше достоинств и меньше недостатков?
3.Решение проблемной ситуации
Действуя по выбранной гипотезе, оценивате каждый шаг. Проверьте, насколько он правилен при решении данной проблемы. Можно ли убедиться, что совершённый шаг правильный? Не осталось ли что-нибудь нерешённым? На все ливопросы проблемы удалось получить ответ?

4. Анализ решения проблемной ситуации.
Все ли данные проблемной ситуации использованы? Если нет, то почему при решении они не понадобились? Нельзя ли принятую гипотезу модернизировать или упростить? Правдоподобен ли результат? Можно ли полученное решение использовать? Какие дополнительные результаты можно получить при решении данной проблемы? Что можно получить, если проблему изменить так: …?
               При знакомстве обучающихся с классом Земноводные, учитель может предложить проблемную ситуацию: 350 миллионов лет назад на Земле сложились такие условия, которые уменьшили содержание кислорода в воде. Как вышли из этого положения позвоночные животные, обитавшие в воде?
Технологии диалогового взаимодействия
            Именно работая в паре, ученики учатся, попадая в конфликт,выходить из него, идти на компромиссы и уметь договариваться, быть внимательными и считаться с партнёром, с его мировоззрением и интересами, так как развивается чувство ответственности за свои поступки и за собеседника, с которым вместе преодолеваешь трудности на пути присвоения нового знания.
            Процесс обучения при использовании технологий диалогового
взаимодействия приобретает естественность в организации межличностных
отношений. Каждый, реализуя свою собственную цель, понимает, что более
качественного результата он может добиться, общаясь с другими. Так,
приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, любой
участник этого диалога имеет возможность развивать свои индивидуальные
способности и качества личности, преобразуясь согласно достигнутому

уровню понимания себя.
            Ведущей организующей силой в данном случае является не взаимодействие пары «учитель-ученик», а пара «ученик-ученик».
            Учащиеся в случае погружения в учебную деятельность благодаря
технологиям диалогового взаимодействия не только имеют возможность развивать универсальные учебные действия, но и приобретают осознание того, что если я хочу, значит, я смогу (целеполагание становится основным мотивом деятельности школьника).
            Технологии диалогового взаимодействия гармонично сочетаются с другими педагогическими технологиями: игровыми, информационно-компьютерными.

            Так, результативным станет урок – виртуальная лаборатория, на котором обучающиеся работают в парах.
                   По очереди обучающиеся изучают одно из простейших, выполняя задания виртуальной лаборатории (
www.virtulab.net). Проверяют оформление работы у своего партнера.
                   Решение кроссвордов, игра «Домино» (ВОПРОС – ОТВЕТ), также могут стать  примером диалогового взаимодействия обучающегося.
                   Таким образом, урок биологии становится фундаментов для формирования базовых компетентностей современного человека при условии применения современных  педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...