Обучение детей с ОВЗ в школе
статья

Хома Евгений Леонидович

Обучение детей с ОВЗ в школе.

«Каждый ребенок — художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_s_ovz_v_shkole.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ОВЗ в школе.

«Каждый ребенок — художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо.

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Ещё несколько лет назад мало кто из педагогов массовых школ мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Однако сейчас мы наблюдаем ситуацию, что в массвой школе все больше и больше обучается таких детей и постепенно это становится нормой, т.к. Законом об образовании РФ от 2012 года за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а образовательная организация – обязана создать для него все необходимые для успешного обучения условия. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.

Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

 специального (коррекционного) образования;

 инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

 в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

 в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

 в условиях домашнего (семейного) образования.

Строить свою работу учителю, у которого в классе такой особенный ребенок. крайне важно изучить особенности детей овз перед тем, как с ними работать. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Самый первый и важный документ для нас это ФГОС ОВЗ.  В стандарте прописаны программы для каждой категории лиц с ОВЗ определены планируемые результаты, которых необходимо достичь к концу обучения. А в программе подробно, по классам, расписано всё содержание: чему конкретно учить, когда и по каким темам на каждого ребёнка составляется адаптированную образовательную программу (АОП), учитывающую все его особенности.

Учителю, работающему в классе, где есть такие детки необходимо учитывать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ. Различные ученые проводя свои исследования в этой области пришли к выводу, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Хорошая мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Могут быть использованы методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Сюда можно добваить необходимый картинный материал, цифровые фотографии и т.п. музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала

3) рефлексия деятельности

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива школы - признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)

по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.Эффективность руководства учащимися на уроках плавания за­висит от знания преподавателем методики обучения плаванию, от...

Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.

Обобщенный и систематизированный материал для организаторов индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы...

Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.

Обобщенный и систематизированный материал будет полезен организаторам индивидуального обучения....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

Трудности обучения детей английскому языку в школе

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость; он сегодня превращается в ведущую дисциплин...

Перспективы обучения детей дошкольного возраста в "Школе раннего развития"

В статье рассмотрены преимущества обучения ребёнка дошкольного возраста в школе раннего развития. Автором подчеркивается необходимость развития ребёнка с ранних лет....