Технологическая карта урока на тему "Работа над исполнительскими трудностями в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки»
учебно-методический материал

Наталья Андреяновна Фролова

Технологическая карта урока по специальности "домра" на тему "Работа над исполнительскими трудностями  в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки» с ученицей 3 класса МБУДО "ДШИ" г. Инты, Республики Коми, Елизаветой Рочевой. Преподаватель Н.А. Фролова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тех.карта урока33.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА ИНТЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по предмету Специальность «Домра»

с учащейся 3 класса Елизаветой Рочевой,

на тему:

«Работа над исполнительскими трудностями

в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки»

Составитель: Н.А. Фролова,

преподаватель по классу домры

г. Инта

март 2018 год

Ф.И.О. преподавателя:

Наталья Андреяновна Фролова

Ф.И. ученицы:

Елизавета Рочева

Предмет:

Специальность. Домра

Класс, год обучение:

3 класс

Дата проведения урока:

14.03.2018 г.

Тема урока:

Работа над исполнительскими трудностями

в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки»

Регламент урока:

40 минут

Тип урока:

урок коррекции знаний, умений и навыков

Форма деятельности:

индивидуальная

Цель урока:

Совершенствование навыков исполнения приема tremolo в кантилене и работа над трудными местами на примере выбранного произведения.

Задачи урока:

     образовательная:

  1. выявить качество и уровень владения знаниями и умениями по работе с кантиленой;
  2. расширить знания по преодолению исполнительских трудностей;
  3. научить применять полученные знания при исполнении произведений.

     воспитательная:

  1. формирование культуры звукоизвлечения;
  2. вовлечение в активную практическую исполнительскую деятельность;
  3. воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
  4. активизировать интерес к занятиям на инструменте.

     развивающая:

  1. развивать навык самостоятельно преодолевать трудности при работе с кантиленой;
  2. способствовать усложнению исполняемых пьес за счет расширения приемов звукоизвлечения.

Планируемые результаты:

     предметные:

  1. вспомнить теоретические и практические знания по исполнению произведений канителенного характера;
  2. уметь использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
  3. уметь составить план решения исполнительской трудности;
  4. уметь преодолевать исполнительские трудности данного вида.

     личностные:

  1. уметь проверять себя;
  2. уметь давать оценку своим действиям.

     межпредметные:

  1. уметь анализировать и выделять первостепенные для решения задачи;
  2. уметь находить наиболее оптимальный алгоритм действий.

Методы обучения:

словесный, иллюстрационно-наглядный, исследовательский методы

Технологии обучения:

элементы технологии «Мозговой штурм», здоровьесберегающая технология

Используемые ресурсы:

     литература:

нотный материал В. Городовская «У зари-то, у зореньки»

Оснащение урока:

музыкальный инструмент - домра, медиатор, пульт для нот, подставка для ноги.

Технологическая карта урока

на тему «Работа над исполнительскими трудностями в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки»»

Основные этапы урока, время

Задачи

Методы обучения

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность учащейся

Материал урока

1 этап

Мотивация к учебной деятельности.

5 минут

Создать такие условия, чтобы обучающиеся внутреннее собрались, подготовились и нацелились на «покорение новых вершин».

Словесный: соучастие, вводная беседа.

Практический: демонстрация музыкального материала.

Готовность учащейся к занятию

Преподаватель приветствует ученицу, проверяет готовность к уроку.

Настраивает на активную работу.

Организует свое рабочее место, настраивает инструмент, слушает преподавателя.

     Приветствие, организационные моменты.

     Преподаватель рассказывает о роли произведений канителенного характера в репертуаре домриста, о важности качественного исполнения приема тремоло при игре legato. Преподаватель исполняет произведение В. Городовской «У зари-то, у зореньки», а затем включает в записи.

2 этап

Актуализация знаний.

10 минут

Вспомнить основные тезисы изученного материала

соучастие

вспомнить теоретические и практические знания по исполнению произведений канителенного характера;

Задает наводящие вопросы, консультирует

Отвечает на вопросы

В каком темпе написано произведение «У зари-то, у зореньки»?

Какие штрихи и приемы используются в данном произведении?

Что такое тембральная окраска звука?

Как сохранить тембральную окраску звука на протяжении всей фразы?

Какова роль аппликатуры при исполнении произведений канителенного характера?

3 этап

Контроль глубины знаний.

10 минут

Осознание наиболее уязвимых мест при исполнении данного произведения.

исследовательский метод.

уметь анализировать и выделять первостепенные для решения задачи

Контролирует процесс исполнения по нотам, помогает выяснить истинную причину технических сложностей.

Исполняет произведение, анализирует свое исполнение.

Ученица исполняет произведение от начала до конца, а затем анализирует свое исполнение: что получилось, а что нет. Пробует объяснить причины несыгранных или некачественно сыгранных мест в пьесе.

4 этап

Контроль умения использовать знания.

10 минут

Выяснить может ли обучающаяся самостоятельно решить возникшую перед ней задачу

исследовательский метод, элементы-метода «мозговой штурм»

уметь находить наиболее оптимальный алгоритм действий и

уметь преодолевать исполнительские трудности данного вида.

Контролирует, направляет деятельность ученицы.

Ученица, используя все свои знания, старается преодолеть исполнительские трудности. Ищет различные пути решения и, в итоге, решает поставленные задачи.

Во время исполнения произведения у девочки не получается качественно исполнить двойные ноты приемом тремоло, штрихом legato. Ученица понимает это и пытается выяснить причину. При помощи преподавателя выясняем, что причина - в неправильно выбранной аппликатуре, которая не позволяет исполнить двойные ноты на legato. Ученица подбирает подходящую аппликатуру и добивается устранения исполнительской трудности.

Говорим о сохранении тембральной окраски звука при исполнении длинной фразы на одной струне. Ученица корректирует аппликатуру и достигает поставленной цели.

Физкультминутка

2 минута

Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая технология.

Эмоционально- физическая разрядка.

Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся.

Ребёнок активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев)

Ритмичные произведения

5 этап

Анализ и оценка.

5 минут.

Убедить ученицу в ценности знаний и результативности работы.

Исследовательский метод, соучастие

уметь проверять себя и уметь давать оценку своим действиям.

Контролирует анализ ученицы, помогает при выставлении оценки за урок.

Анализирует свое исполнение в начале и в конце урока, оценивает свою работу на уроке.

Преподаватель предлагает обучающейся самостоятельно оценить свое исполнение в начале и в конце занятия и поставить оценку за урок. Учащаяся оценила свою работу на «хорошо», преподаватель с ней согласилась. Обсудили, как необходимо работать, чтоб повысить свой балл.

6 этап

Рефлексия и домашнее задание.

3 минуты

На данном этапе ученица соотносит задачи, которые ставились на уроке и результаты своей деятельности.

соучастие

Создать условия для оценки собственной

 работы учащейся. Домашнее задание: мотивация деятельности учащейся по выполнению домашнего задания; инструктаж; Проверка понимания и способов выполнения д/з.

Преподаватель подводит итоги урока, проговаривает со ученицей что нового она узнала на уроке, какими способами она будет дальше совершенствовать свою игру на инструменте.

Ученица проговаривает, какие новые способы преодоления исполнительских трудностей она узнала, как она будет пользоваться полученными знаниями при своем дальнейшем обучении.

Выполняется задание по рефлексии и намечается план дальнейших действий при изучении произведения.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Критерии оценивания

«ОТЛИЧНО» - ученица самостоятельно и грамотно определила все исполнительские трудности в изучении произведения на данном этапе, смогла назвать причины их возникновения и найти пути решения по их устранению.

«ХОРОШО» - ученица определила исполнительские трудности с помощью преподавателя, смогла назвать причины и найти пути решения по их устранению.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученица определила исполнительские трудности с помощью преподавателя, но не смогла самостоятельно назвать причины и найти пути решения по их устранению.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученица не смогла определить исполнительские трудности в изучении произведения на данном этапе, не смогла назвать причины их возникновения и найти пути решения по их устранению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по произведению И.С.Тургенева "Муму"

На  уроке  используются  различные приёмы  и методы ТРКМ на разных этапах урока с целью активизации познавательной деятельности обучающихся....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему "Разоблачение лицемерия в произведении А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Технологическая карта  урока по литературе в 6 классе на тему:"Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий"Автор УМК: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлё...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"

Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и  «Три пальмы...

Технологическая карта урока: Человек- частица огромного и прекрасного мира. Авторская позиция в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море»

Урок- проектирование . ПОдготовка  книги к переизданию. Обложка. Аннотация. Иллюстрирование. Работа детей в группе....

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...