На одном языке. Использование актуальных для школьников понятий, выражений и явлений на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка

Кадиева Хадижат Магомедовна

Каждый педагог сформулировал для себя правила эффективного общения с обучающимися. К ним можно отнести такие правила, как, к примеру, разговаривать правильно, следить за культурой своей речи, уметь контролировать эмоции, учиться слушать и слышать ученика, понимать его, уважать мнение высказывающихся и т.д. Я также сформулировала для себя основные принципы общения, которых придерживаюсь в работе.  Мне 21 год, я только окончила университет, пять лет назад окончила школу и, на мой взгляд, очень близка к сегодняшнему поколению школьников, я понимаю их язык. Я также провожу много времени в интернете, ежедневно листаю ленту инстаграма, смотрю популярные ролики на ютьюбе и общаюсь в социальных сетях, используя смайлики.  Я люблю это поколение детей, я сама являюсь частью этого поколения, и было бы глупо не использовать данный фактор в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.39 МБ
Файл доклад17.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На одном языке Кадиева Хадижат , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 21

Слайд 2

Правила эффективного общения с обучающимися: Следить за культурой своей речи Контролировать проявление эмоциональных состояний Поощрять желание учеников высказывать свое мнение Уметь слушать ученика Выстраивать общение так, чтобы ученик получал удовольствие

Слайд 3

Юзать Хейтить Фиксить Хайп Нуб Лайфхак Спойлер Использовать Ненавидеть, унижать Исправлять Ажиотаж Новичок Совет Преждевременно раскрытая важная сюжетная информация

Слайд 4

Уже не являются неологизмами! Бобллеист Плагиатор Планетолог Тинейджер Имидж Спонсор

Слайд 5

Неологизмы блогер контент лайкер

Слайд 6

«Тот, кто имеет язык, имеет мир» - Ханс Георг Гадамер

Слайд 7

Заимствованная лексика ютьюб барбершоп инстаграм оверсайз

Слайд 8

Словообразование Блог – блогер – блогерство Гугл – гуглить Лайк-лайкер Хейт - хейтер

Слайд 9

Фанфики

Слайд 10

Комиксы

Слайд 11

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

На одном языке.

Каждый педагог сформулировал для себя правила эффективного общения с обучающимися. К ним можно отнести такие правила, как, к примеру, разговаривать правильно, следить за культурой своей речи, уметь контролировать эмоции, учиться слушать и слышать ученика, понимать его, уважать мнение высказывающихся и т.д. Я также сформулировала для себя основные принципы общения, которых придерживаюсь в работе.  Мне 21 год, я только окончила университет, пять лет назад окончила школу и, на мой взгляд, очень близка к сегодняшнему поколению школьников, я понимаю их язык. Я также провожу много времени в интернете, ежедневно листаю ленту инстаграма, смотрю популярные ролики на ютьюбе и общаюсь в социальных сетях, используя смайлики.  Я люблю это поколение детей, я сама являюсь частью этого поколения, и было бы глупо не использовать данный фактор в работе с детьми.

 Тема моего выступления –«Использование актуальных для школьников понятий, выражений и явлений на уроках русского языка и литературы». Проблемный вопрос, которым я задалась в течение моей исследовательской работы, звучит так: «Можно ли включать в образовательный процесс на уроках словесности актуальные для школьников выражения и неологизмы (новые слова)?».

При изучении темы «Неологизмы» в шестом  классе по учебно-методическому комплексу Ладыженской, Баранова, Тростенцовой, учебник предлагает следующие новые слова: бобслеист, плагиатор, планетолог, тинейджер, имидж, спонсор  и т.п. «Какие же они новые?» - задает мне логичный  вопрос ученик 6-го класса. Действительно, новизна этих слов уже не чувствуется учащимися, и для них эти слова являются обыденными. При  изучении темы «Неологизмы» я предлагаю ученикам такие слова, как блогер, контент, юзать, гуглить, лайкер. Ученики, услышав знакомую лексику, активно включаются в работу и называют новые лексемы, которые берут из своей повседневной жизни. После проделанной работы мы вместе приходим к выводу, что язык – это отражение картины мира. Жизнь в 21 веке очень быстро меняется, на смену одних гаджетов приходят другие, появляются новые социальные сети, сайты, новые профессии. Все это обязательно находит свое отражение в языке. «Тот, кто имеет язык, имеет мир» - писал Ханс Георг Гадамер, и мы подтверждаем эту мысль на уроке, дети на наглядных примерах наблюдают появление неологизмов в языке и понимают причины данного явления.

Использование актуальных для детей примеров можно также включить при изучении темы «Заимствованная лексика». Конечно, нельзя игнорировать историю заимствований 18 - 20 веков. Следует объяснить причины  и источники заимствований в разные эпохи, а вот говоря уже о 21 веке, стоит дать детям самим вспомнить, какими заимствованными словами они пользуются в повседневном общении и задать вопрос : «Почему сегодня иноязычная лексика в русский язык приходит в основном из английского языка?» Дети вспомнят и назовут слова инстаграм, ютьюб, влог, хайп и многие другие. Все эти слова пришли к нам из английского и все они связаны с интернетом, в котором на сегодняшний день дети проводят большую часть своей жизни.

При объяснении темы «Словообразование» я тоже могу включить новые слова. Например, словообразовательная цепочка «блог-блогер-блогерша-блогерство», на мой взгляд, имеет место быть в изучении этой темы. Или словообразовательная пара «гугл-гуглить». Конечно, не все примеры данного явления в языке я объясняю на актуальных и новых лексемах. Это всего 10 процентов от общего ряда слов, это небольшая изюминка, которая может вызвать интерес у всех учеников. Вызывает это интерес в связи с тем, что детям непривычно слышать от учителя новые слова. Да и в целом, зачастую учебный процесс бывает далек от повседневной современной  жизни. В упражнениях из учебника даются примеры из классической литературы.  И это правильно, но, на мой взгляд, недостаточно. Я, как организатор учебного процесса, сама вкрапляю нужные, способные заинтересовать примеры в учебный процесс. Я  уверена, только «сухая теория» с примерами из учебников не сможет заинтересовать ученика настолько, чтобы он сам изъявил желание провести исследование в области языка. Чем наука ближе, понятнее, тем она интереснее. А русский язык, это, безусловно, наука. И в руках педагога стоит задача не только знать правило, но видеть в современных процессах, происходящих в языке, отражение того или иного правила и продемонстрировать это ученику. Вот как со словообразовательной цепочкой, например. Тогда обучающиеся поймут самую важную истину о языке – он никогда не стоит на месте. Язык постоянно развивается, совершенствуется, упрощается, и каждый из нас может наглядно видеть эти процессы даже в обыденной речи.

Язык всегда развивается, изменяется, литература  -  тоже. Как я уже говорила выше, язык – это отражение нашей жизни, и все изменения в языке мы чувствуем моментально.  С литературой сложнее. Она тоже является в какой-то степени отражением жизни, но на уроках литературы мы знакомим детей только с классическими произведениями, не включая современные. Правильно это или нет – сейчас не об этом. Я о другом.

Существуют разные способы интересной подачи материала на уроках литературы, интересные способы осмысления прочитанных книг с детьми, подведения выводов.  Однажды я проводила с детьми следующую работу – мы составляли фанфики. Фанфик – это любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений.  Есть ценители, фанаты некоторых книг, они собираются в группы на просторах интернета и делятся своими фанфиками – альтернативными концовками того или иного романа, написанием небольшого рассказа с использованием героев любимого произведения.  Они переносят персонажей в другие реальности и развивают свои сюжетные линии. Я предложила ребятам 7-го класса написать фанфик по роману «Дубровский», но, так как мы на уроке словесности, нужно быть наиболее близким к стилю написания романа, к языку автора. Дети с большим удовольствием подхватили эту идею и подготовились все! Данный вид работы, на мой взгляд, уместен на уроке литературы. Во-первых, чтобы написать альтернативную концовку, нужно знать оригинальную – всем детям пришлось читать роман, во-вторых, такая работа развивает навык написания текстов.

Среди детей и подростков сейчас очень популярны комиксы. Комикс – это рисованная история, рассказ в картинках с репликами персонажей.  По комиксам снимаются фильмы, герои этого жанра становятся кумирами детей.  Это действительно одно из важнейших явлений культуры нашего времени. Я думаю, детям будет интересно нарисовать комикс на какое-либо произведение, или же на какой-либо эпизод романа, повести. Это  интересная, творческая работа.  Мой опыт проведения данного вида работы принес только положительные впечатления. Понравилось как и мне, ведь я увидела очень красивые, яркие работы, так и детям: они почувствовали себя на месте создателей знаменитых вселенных из мира комиксов.

Я часто слышу от коллег, что с каждым днем становится все сложнее заинтересовать детей на уроках, это на самом деле так. На фоне многообразия развлекательных передач в интернете, ярких, увлекательных  игр, литература и русский язык, в принципе, как и многие другие школьные предметы, кажутся детям, мягко говоря, менее интересными занятиями. Но это не повод нам, учителям, сдаваться, это – вызов. И мы должны его принять. Давайте понимать детей, давайте говорить с ними, хоть иногда, на одном языке, тогда мы увидим, что нас слышат, и, возможно, хотят с нами говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.

Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Урок русского языка в 6 классе по теме: " Морфологические признаки глагола" по учебнику «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:подготовительный — стадия вызова; восприятие нового — смысловая стадия;присвоение информации — стадия рефле...