Организация и проведение музейного урока в соответствии с ФГОС
методическая разработка

В данной статье обозначены все важные этапы проведения музейного урока в соответствии с ФГОС, а также определена его роль в патриотическом воспитании школьников. Не может быть единого рецепта, по которому создается модель урока в любом виде музея. Но есть составляющие, которые необходимо учитывать при организации подобных уроков: тема, возраст учащихся, проблема, интрига, музейная составляющая урока, пространство музея, методики и технологии, время, подведение итогов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_muzeynogo_uroka.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии реализации ФГОС: организация и проведение музейного урока

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание  и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной    жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно  школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.

Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через экскурсии, встречи и праздники, которые, конечно же, также проводятся в историко-краеведческом музее нашей школы. В своем выступлении я познакомлю вас с особенностями организации и опытом проведения музейного урока - одной  из возможностей патриотического воспитания школьников.

Сегодня в образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия – «музейная педагогика» – отрасли музееведения и проблемы внедрения ее положений в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. На значимость овладения основами проведения музейного урока указывает «Профессиональный стандарт педагога»: «Педагог должен: <…> 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся…».

И если понятие «музейная педагогика» утвердилось в нашей стране в 1980-90-е годы, то понятие одной из форм проведения различного вида музейных занятий – «музейных уроков», появилось совсем недавно.

Не может быть единого рецепта, по которому создается модель урока в любом виде музея. Приступая к созданию, надо четко представлять систему несущих и несомых частей в «архитектурной конструкции» урока. Для образного представления о конструировании урока можно использовать пример строения античного храма.

К фундаменту конструктора музейного урока можно отнести: тему и предмет школьной программы, возраст и класс учащихся, проблему и обсуждение ее с учителем, интригу урока. Опорой будет музейная составляющая урока, образовательное пространство музея, методики и технологии, используемые педагогом. Перекрытием будет являться подведение итогов урока и его результативность, а также умение применить полученные знания в последующей деятельности.

Я веду уроки русского языка и литературы и являюсь руководителем школьного музея. Этот помогает по мере возможности самой  проводить музейные уроки. Какие же составляющие урока я должна учитывать, чтобы он достиг поставленной цели?

Тема. Проектирование современного музейного урока начинается с соотнесения темы урока со школьной программой. Например, тема урока русского языка в 6 классе «Описание помещения» органично может быть преобразована в описание музейной комнаты. В качестве инструмента по формированию у школьников «картины мира» предлагается ориентация на межпредметные связи и метапредметные, личностные результаты.

Возраст. Освещение одних и тех же тем для младших школьников или учащихся восьмого-девятого классов будет идти при помощи разных методов и приемов. Поэтому следующей ступенью, которая следует за обозначением темы, является обращение к возрастным особенностям группы учащихся.

Проблема. Когда тема урока определена, предстоит самое трудное – сформулировать проблему урока так, чтобы она отвечала как потребностям ребенка, так и учебным задачам учителя – тогда и урок обретет более точное название. Например, при разработке урока «Биография Есенина: жизненный путь от приказчика до поэта» для старшеклассников «вход в проблему» никак не находился. В процессе работы пришла к осознанию совершенно новой проблемы: недостаточность словарного запаса у учащихся для понимания образного строя стихотворений Есенина, которые они изучают на уроке литературы. В экспозиции музея учащиеся смогли найти реальные прообразы сравнений, эпитетов, метафор поэта.

Интрига. Для того чтобы «построить» урок в музее, надо оттолкнуться от «точки удивления». Это поможет завести пружину вовлечения ребят в учебный процесс поиска. И здесь необходимо позаботиться, чтобы в сценарии урока появилась интрига. Именно она дает мотивации нужный градус, сохраняет силу импульса, который приводит к конечному результату, помогает найти пути решения проблемы, когда ребенок доказывает не столько педагогу, сколько самому себе, что он может самостоятельно справиться с задачей. Например, я задаю вопрос: Ребята, а какой экспонат в представленной экспозиции самый старший по вашему мнению?

Музейная составляющая урока. Спецификой содержания музейного урока и главной его отличительной чертой является дыхание подлинности музейных предметов и пространства. В рамках темы урока можно открыть новые музейные маршруты, задействовать «спящие» экспонаты в экспозиции, активизировать материалы коллекции, хранящиеся в фондах. Разрабатывая формат подачи вспомогательных материалов, нужно строго ограничить их количество, но использовать каждый из них с максимальной отдачей. Например, обговорить с учащимися, что сегодня они являются посетителями русской крестьянской избы. Это позволит по-новому взглянуть на потенциал музейных ресурсов для урока.

Пространство музея.  При формулировке групповых и индивидуальных заданий надо побуждать детей раскрывать возможности различных зон экспозиционного пространства. В музее надо выбрать или организовать особую зону, где предусмотрено обсуждение самостоятельной работы детей. Эта зона может находиться вне экспозиции, это может быть кабинет класса после посещения музея, но там должен быть обеспечен минимальный комфорт для обсуждения.

Методики и технологии. При проектировании музейного урока опорной методической составляющей становится предметный метод. Это означает, что при презентации коллекции и при разработке вопросов к уроку педагог отталкивается, прежде всего, от музейного предмета. Именно предмет является носителем социальной и научной информации, является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Деятельностный подход в обучении предлагает множество методов работы учащихся, основными из которых являются проектный, исследовательский, поисковый, проблемный, дискуссионный методы и ролевые игры. Самым популярным из методов деятельностного подхода в процессе организации музейного урока стал исследовательский метод, когда школьники, вооружившись маршрутным листом, самостоятельно исследуют экспозицию и в конце занятия на основе зафиксированных этапов исследования делают содержательный вывод, который и является новым знанием.

Метод ролевых игр также часто мною используется, когда даю опережающее домашнее задание некоторым учащимся. В ходе занятия школьники последовательно принимают на себя роли различных представителей эпохи, представителей разных профессий.

Проблемный метод обучения хорошо описан в отечественной и зарубежной литературе: его суть в том, что перед школьниками ставится познавательная задача (проблема), которую невозможно решить стандартным способом. В этом случае необходимо предлагать проблемные задания (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками).

Педагогу также необходимо освоить технологии ведения дискуссии. При обсуждении итогов нельзя оставлять детей с проблемой. В дебатах педагог должен обязательно подводить итог; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах, по мере того, как в этом возникает необходимость.

Время урока.  Смена видов деятельности позволяет доводить его продолжительность до 1 часа 20 минут. Временную модель урока можно представить в следующем виде: презентация образа данного музея, настройка групп на работу, актуализация их прежних знаний, введение в поле проблемы, знакомство с музейной составляющей урока.

Подведение итога урока. В конце урока для меня очень важно, чтобы дети пришли к выводу, который поможет осознать проблему и найти путь её решения. Необходимо уделять больше внимания поиску темы и формулировки домашнего внеурочного творческого задания. Главное требование, предъявляемое к заданию – оно должно выходить за рамки предмета школьной программы и приводить к приобретению личностного опыта, который пригодится школьнику в реальной жизни. Например, домашнее задание может быть таким: Вы сделали несколько своих фотографий на фоне музейных экспозиций или экспонатов. Создайте интересные подписи к данным фото в 1-2 предложениях.

Выше изложенные принципы организации музейного урока я продемонстрировала при проведении музейного урока «Описание музейной комнаты» в рамках Школы молодого педагога муниципалитета.

Для себя я поняла, урок в музее – это не разовое музейное мероприятие, которое оставляет просто «событийный» след в душе ребенка. Музейный урок должен давать импульс для последующей исследовательской и проектной деятельности школьников, которую они будут вести уже вне рамок школьного и музейного урока.

 

Приглашаю всех желающих посетить наш музей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему "«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»

музейные уроки изобразительного искусства и МХК в современном компьютерном мире сейчас очень необходимы как патриотическое воспитание молодого поколения...

Презентация на тему"Приемы организации деятельности обучающихся на уроке в соответствии ФГОС"

Презентация по физике на тему"Приемы организации деятельности обучающихся на уроке в соответствии ФГОС"...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Отчёт о проведении музейного урока " Ленинские организации"

Цель данной экскурсии :  формирование  нравственно – патриотических чувств ребёнка на примере детских организаций....

Организация рефлективного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, направленность на  саморазвитие....

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока с требованиями ФГОС...