Литературно-музыкальный вечер памяти В.С. Высоцкого "Прерванный полёт"
материал (9 класс)

Щетинкина Наталья Александровна

Литературно-музыкальный вечер памяти В.С. Высоцкого "Прерванный полёт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий29.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

(Слайд 1)                                 «Прерванный полёт»

Литературно-музыкальный вечер памяти В.С. Высоцкого

Ведущий 1

Есть люди, которые метеоритом врываются в нашу судьбу, оставляя после себя неизгладимый след. Они, еще при жизни, становятся легендой. Одно упоминание их имени согревает нам душу, делает добрей и чище. Таким человеком был Владимир Семёнович Высоцкий. О нем впервые узнали в середине 50-х годов. Актер, бард, поэт, композитор, Человек. (слайд 2)

Ведущий 2

Он не умел жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ. Поэт Евгений Евтушенко называл его «поющий нерв эпохи».

О Высоцком ходило много слухов и выдумок. А каким же на самом деле был Владимир Семенович Высоцкий? (слайд 3)

Ведущий 1

В.Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, он (слайд 4) поселяется в Большом Каретном переулке, где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни. Давайте послушаем одну из них.

Песня «На большом Каретном» (слайд 5)

Ведущий 2

(слайд 6) После окончания школы он поступает в Московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.

С большим трудом он поступает в студию МХАТ. Владимир Семенович вспоминал: «Считалось, что мой голос не приспособлен для сцены, и меня пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса. Но закончил я студию в числе  нескольких лучших учеников»

Ведущий 1

(слайд 7) Свое творчество поэт начал с уличных, блатных песен, основная заслуга которых в том, что поэт верил в действенную силу песенной сатиры и стал песней бороться с недостатками нашей жизни, за оздоровление общества. Он был неумолим к себе – работал по 18-20 часов в сутки. При жизни ни одна песня, ни одно стихотворение не были изданы на родине поэта. Он не получил ни наград, ни званий, ни орденов, ни медалей. Но при этом его знали все и все любили.

(слайд 8)

Не привыкать мне глотать горькую слюну –

Организации, инстанции и лица.

За то, что я хриплю на всю страну…

Но был я тверд:

И песню напишу и не одну

И в песне той кого-то прокляну,

Но в пояс не забуду поклониться,

Но в пояс не забуду поклониться

Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!

Пусть чаша горькая – я их не обману.

(слайд 9) Из интервью Владимира Высоцкого: «Первые мои песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, еще их почему-то называют блатными. В каждой из первых песен была одна, но пламенная страсть: в них – извечное стремление человека к свободе, к любви, к женщине, к друзьям, к близким людям. Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них…»

Ведущий 1

(слайд 10) 

Чем объяснить феноменальную, неслыханную славу песен Высоцкого?

Их все слушали, их все пели, пели для себя, но никто не мог исполнить. Это удивительно, но никто по-настоящему не пел и не споет его песни. Нужен его темперамент, сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. Песня Высоцкого становилась горьким, глубоким раздумьем о жизни.

Песня-видео «Парус» (видео – 1ая киносъемка)

Ведущий 2

(слайд 11)  Владимир Высоцкий выходил на сцену, говорил и пел в то время, когда в дефиците были Правда, Открытость, Искренность. Отец считал своего сына мужественным и храбрым, потому что многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он поэт и певец, говорил.

Главным в своём творчестве, как и в жизни, считал мужество и честность. Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий. И всё ради любви, правды и добра.

Ведущий 1

Творчество Высоцкого вдохновляло многих известных людей. Ценителем его творчества, его таланта является и один из наших учителей – Сисевич Станислав Сергеевич.

Песни «Лирическая», «Баллада о борьбе»  в исполнении Сисевича С.С.

Ведущий 1

(слайд 12)  Главная тема всего творчества Владимира Высоцкого – поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им. Тема войны – одна из центральных у Высоцкого. Ей посвящено более полусотни стихов, песен. О войне он знал понаслышке, ему было три года, когда началась война, но рассказывал он о ней так, как будто был участником и очевидцем. Его отец, Семен Владимирович, был на фронте с 1-го дня до последнего, награжден 28 орденами и медалями, он часто рассказывал сыну о войне.

Жена Высоцкого Марина Влади по этому поводу говорила: «На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но «прожил» ее в своих песнях» (слайд 13)

 «Братские могилы»

На Братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —

Сюда ходят люди покрепче,

На Братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

Песня-видео «Он не вернулся из боя» (видео)

Ведущий 2

Музыкант пользовался оглушительным успехом у женщин, и он отвечал им взаимностью. В день памяти Владимира Семеновича вспомним и  о девушках, которые лишали его «покоя, отдыха и сна».

(слайд 14) первая жена  Изольда Жукова

Иза, хрупкая, невысокого роста девушка, училась, как и Высоцкий, в Школе-студии МХАТ, но на два курса старше. Впервые они обратили друг на друга внимание на вечере у однокурсницы Изы. Через некоторое время стали жить вместе, а вскоре надумали оформить отношения. Но решили обойтись без пышной свадьбы. Накануне регистрации Высоцкий пошел на мальчишник в кафе «Артистик». Его долго не было, и невеста пошла выручать будущего мужа. Едва она вошла, Владимир огорошил:

— Изуль, я всех пригласил!

— Кого всех? — удивилась Иза.

— А я не помню. Всех, кто тут есть!

Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он не был тем самым Высоцким. Тогда он еще не был обласкан поэтической и актерской славой, всесоюзной известностью и народной любовью. Музыка мужа девушку даже раздражала: «Его песни были для меня терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Люди-то их слышали впервые, а я — в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт, злилась: нельзя заниматься только песнями. В те годы мне так казалось».    

 Ведущий 1  

(слайд 15) Людмила Абрамова, вторая жена

С актрисой Людмилой Абрамовой Высоцкий познакомился на съемках фильма «713-й просит посадку», спустя несколько лет они поженились. Об их супружеской жизни известно немногое. Оба их сына — Аркадий (он стал сценаристом) и Никита (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого) — родились еще до женитьбы. Брак был недолгим, супругов многое не устраивало друг в друге. Творческим личностям сложно уживаться. Мама артиста Нина Максимовна вспоминала, что очень переживала за внуков, но сын ее успокаивал: «Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. А детей я никогда не оставлю». Действительно, до конца своих дней, несмотря на авральную занятость, Высоцкий заботился о сыновьях.

(слайд 16) Песня в исполнении Ксении Пяк «Я несла свою беду»

Ведущий 2          

  Марина Влади, третья жена

(слайд 17) Французскую актрису Марину Влади Высоцкий увидел в фильме «Колдунья» и решил, что однажды женится на ней. Несколько лет он ждал встречи, и, когда она наконец произошла, завязался бурный роман. Именно Марине бард посвятил большую часть своей любовной лирики. Расставаясь даже на короткий срок, они не могли обойтись без телефонных разговоров. Высоцкий так часто звонил в Париж, что был заочно знаком со всеми телефонистками. Супруги  летали друг к другу с той же периодичностью, с которой многие ездят на трамвае. Часто бывало, Высоцкий будил Марину посреди ночи, чтобы спеть только что написанную песню. Она выхаживала его после очередной аварии, голыми руками вынимала из раковины сгустки крови, которыми мужа рвало во время приступов, прощала многочисленные романы. Из Парижа актриса привозила абсолютно все — от джинсов до мебели и бытовой техники для загородного дома.

Ведущий 1  

(слайд 18) Из книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет»: «Нам по 30, у нас большой опыт жизни – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнавшие любовь. Мы счастливы»

(слайд 19) 

Нет рядом никого, как ни дыши.

Давай с тобой организуем встречу!

Марина, ты письмо мне напиши –

По телефону я тебе отвечу.

Пусть будет так, как года два назад,

Пусть встретимся надолго иль навечно,

Пусть наши встречи только наугад,

Хотя ведь ты работаешь, конечно.

Не видел я любой другой руки,

Которая бы так меня ласкала, -

Вот по таким тоскуют моряки, -

Сейчас моя душа затосковала.

Я песен петь не буду никому –

Пусть, может быть, ты этому не рада, -

Я для тебя могу пойти в тюрьму –

Пусть это будет за тебя награда.

Не верь тому, что будут говорить,

Не верю я тому, что люди рады,

Когда-нибудь мы будем вместе пить

Любовный вздор и трепетного яда.

Ведущий 2

(слайд 20) Владимир Высоцкий снялся в 30 художественных и телевизионных фильмах, в 12 исполнял главные роли, для 15 написал песни.

В 1987 году ему присудили Государственную премию за создание образа Глеба Жеглова и авторское исполнение песен (посмертно).

(слайд 21) Помимо работы в кино, В.Высоцкий работал в Театре им.Пушкина, Театре миниатюр. (слайд 22) С 1964 года – в Театре на Таганке, где сыграл более 20 ролей. (слайд 23) К ролям в театре Владимир относился трепетно.

Ведущий 1

(слайд 24) Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого… Его измотанное сердце перестает биться. Первый раз – 25 июля 1979 года, на концерте в Бухаре. Он падает на сцене. Клиническая смерть. Прямой укол в сердце возвращает Высоцкого к жизни. К 75-летию артиста российским кинематографом был снят фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Фрагмент фильма «Спасибо, что живой» (эпизод клиническая смерть)

В момент клинической смерти рядом с Высоцким была Оксана Афанасьева. (слайд 25) Высоцкий называл Оксану своей последней любовью, а это дорогого стоит. Когда они познакомились, ей было 18, ему — 40. Он увидел ее возле Театра на Таганке. Красивая и необыкновенно стильная девушка в мини-юбке. Знаменитый артист попросил телефон, пригласил на свидание. Оксана размышляла, идти или нет, пока подруга не пристыдила: «Да ты что?! Все бабы Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!» Это ее убедило. Они встретились, а на следующий день Афанасьева рассталась со своим женихом. Высоцкий так влюбился в Оксану, что

вознамерился разводиться с Мариной Влади. Едва познакомившись, они общались так, будто знали друг друга всю жизнь. Первое, что сказал Владимир Семенович, обращаясь к юной девушке, когда пришел в себя после первой клинической смерти - «Я люблю тебя». Они собирались обвенчаться. Нашли батюшку, купили кольца, но не успели…

(слайд 26) Год спустя – день в день – 25 июля 1980 года в 4 часа 10 минут утра встреча со смертью состоялась.

Ведущий 2

27 июля Высоцкий должен был играть Гамлета. Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: (слайд 27)каждый сохранил свой как священную реликвию.

(слайд 28)За две недели до смерти Владимир Высоцкий посвящает Марине Влади стихи. Это его последние строки…

И снизу лед, и сверху – маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там – за дело в ожиданьи виз.

        Лед надо мною – надломись и тресни!

        Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.

        Мне меньше полувека – сорок с лишним, -

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.

Ведущий 1

(слайд 29) Марина Влади, войдя в кабинет Высоцкого, ужаснулась. Все было перевернуто. Но рукописи не пропали. Сотни листочков она собрала и уложила в чемодан и спрятала у друзей. А через год, в 1981 году, с помощью Иосифа Кобзона была издана первая книга спасенных стихов Высоцкого под названием «Нерв».

Ведущий 2

В память о возлюбленном Марина хранит первую книгу его стихов «Нерв», фотопортрет и, конечно же, песни. Она разыскала и переписала все, что Высоцкий пел когда-либо в театре, кино, на телевидении и концертах. Только вот слушать эти записи женщина не может. (слайд 30) «Прошло столько лет, — рассказывает она, — а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии… и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо».

(слайд 31)

Его давили и травили

Все, кто хотел и кто умел,

И груз подвешивали к крыльям,

Чтоб он высоко не летел.

Не наш! – кричали, -

Непривычный!

Не чистым голосом поет!

И все старались, как затычку,

Воткнуть свой кол в хрипящий рот.

Не оттого ль, что чьи-то руки

Давили шею, он хрипел?

И, зубы сжав от боли, муки

Он о победах наших пел.

Хрипел и песней задыхался,

И умер с песней на зубах.

Похоже было – подорвался

На минных песенных полях.

И все, кто бил его наотмашь,

Кричал, что он чужой, не наш,

Вдруг сочинили про Володю

Кто гимн, кто стих, кто бравый марш.  

Теперь кричат:  «Велик был ростом!

От боли песенной погиб».  

…А я всё слышу, как Высоцкий

Поет сквозь боль, сквозь стон, сквозь хрип.

А я всё думаю: неужто,

Чтобы оценен был талант,

Он должен быть убит, как Пушкин,

Или упасть, схватив инфаркт.

  Ведущий 1

 (слайд 32) До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше - актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.

   Ведущий 2

(слайд 33) Дискуссия эта, возможно, не кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его песни - чаще всего монологи, от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных, сказочных героев... В последние годы творчества - от лица самого себя. Здесь смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого.  (слайд 34)  Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на сцене - Галилей и Гамлет, на экране - геолог в картине "Короткие встречи", радист в "Вертикали" и, конечно же, Глеб Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". (слайд 35)

 

«Кому сказать спасибо..» - Швыдкова Настя

(слайд 36) Подумаешь, в семье не очень складно,
Подумаешь, неважно с головой,
Подумаешь, с работою неладно, —
Скажи еще спасибо, что живой!

Да ладно — потерял алмаз в опилках,
Ну ладно — что на финише другой,
Да ладно — потащили на носилках, —
Скажи еще спасибо, что живой!

Нечего играть с судьбою в прятки,
Так давай, кривая, вывози.
В общем, все нормально, все в порядке
И, как говорится, на мази.

Неважно, что не ты играл на скрипке,
Неважно, что ты бледный и худой,
Неважно, что побили по ошибке, —
Скажи еще спасибо, что живой!

Все правильно — кто хочет, тот и может,
Все верно — в каждом деле выбор твой,
Все так!.. Но вот одно меня тревожит:
Кому сказать спасибо, что живой!

Ведущий 1

(слайд 37) "Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

Владимир Высоцкий уникален своим неравнодушным отношением ко всему, что происходит вокруг. Человек был ему интересен своей индивидуальностью. Многим талантливым людям он посвятил стихи и песни, которые публика принимает с огромным восхищением.

Мы признательны барду за огромное творческое наследие, которое он оставил. К Дню рождения поэта Ксения Пяк исполнит песню «Путь».

(слайд 38) Песня «Я  конечно вернусь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...

Я точно знаю, что вернусь….(Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти И.Талькова).

Цели литературно - музыкальной композиции: 1) Познакомить  учащихся с жизнью и творчеством  певца и композитора И.Талькова. 2) Развивать стремление быть Личностью, неравнодушной к судьбе Ро...

Литературно-музыкальная композиция «Колокол памяти»

Вечер, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для учащихся 9-11-х классов...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая памяти М. И. Цветаевой «В молчаньи твоего ухода Упрёк невысказанный есть…»

Литературно-музыкальная композиция по творчеству М. И. Цветаевой. В практике проводилась как литературный вечер, или, при известной доработке, как вводный или итоговый урок по теме "М. И. Цветаева". П...

Литературно-музыкальная композиция "Книга Памяти"

Занятие посвящено 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Мы славим солдата, молодых ребят, воевавших в мирное время в горячих точках, выполнявших свой воинский долг перед Родиной. Память ...

литературно-музыкальная композиция "Вечною памятью живы...."

Сценарий данного мероприятия «Память за собою позови…» может быть использован при организации классных часов и внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы», а также в рамках нрав...