«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».
материал

Никифорова Светлана Ивановна

Выступление на семинаре по дефектологии «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».  16.12.2019г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре по дефектологии «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».  16.12.2019г.

     

     Агрессивное поведение детей представляет собой серьёзную психолого-педагогическую проблему, поскольку дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  раздражительны, обидчивы, легко возбудимы, драчливы, враждебны по отношению к окружающим и упрямы. Подобное поведение негативно сказывается на личностном развитии, дальнейшей социализации и главное, подрывает здоровье детей.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что  его  агрессия  –  это  прежде  всего  отражение

внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать  на  происходящие  вокруг  него  события.

Игровые упражнения – это эффективный метод коррекции  как эмоциональных, так и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный им способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.  

Игра  оказывает  сильное  влияние  на  развитие личности,  способствует  созданию  близких  отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения,  снимая  опасность  социально  значимых  последствий.

Народная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Основная  цель  применения  игровых  упражнений – помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом – через игру, так как она является ведущим видом деятельности для них. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.

Для профилактики поведенческих расстройств у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  включаю русские народные игры в классные часы, внеклассные мероприятия и на переменах.

                 Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры.

С приближением новогодних и рождественских праздников  с детьми провожу такие игры: «Мороз-Красный нос», «Бубенцы» , «Игра с платочком»,  «Почта» и др.

    Русская народная игра «Мороз – Красный нос» 

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,  выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз - Синий нос.

говорят:

Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые

Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места. 

Русская народная игра «Бубенцы»

Цель:  упражнять детей ориентироваться в пространстве , построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы - брынцы, бубенцы,

 Раззвонились удальцы:

Диги – диги – диги – дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

    Эти игры дают каждому ребенку пережить волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает детей, даже обычно пассивных. Дети испытывают радость оттого, что они что - то умеют, знают.

 Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения: дисциплинированности, самостоятельности, инициативности.

           На Масленичной неделе  провожу  игры: «Почта»,  «Игра с платочком».

Русская народная игра «Игра с платочком»

Цель: эмоциональная разгрузка детей, знакомство с  обычаями русского народа.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

С платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

    Русская народная игра «Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

-Динь, динь, динь!

-Кто там?

-Почта!

-Откуда?

-Из города…

- А что в городе делают?

   Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны сделать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны выкупить. Водящий придумывает для них  интересные задания.

   Участвуя в играх, дети знакомятся с обычаями людей разных национальностей. В народных играх  присутствует речевое содержание. Народные игры занимательны, содержат старинные мало употребляемые слова, очень нравятся детям. Всегда создают радостное, приподнятое настроение.

На православный праздник Светлой Пасхи провожу игры: «Найди яйцо», «Катание Пасхальных яиц».

       На переменах провожу такие игры, как: «Ручеек», «Краски», «Колечко», «Кот и мышки» и другие. Эти игры доставляют детям удовольствие,  создают  веселое и жизнерадостное настроение, избавляют от агрессивной энергии.

    Народные игры  являются неотъемлемой частью  художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

     Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку.  После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Так и мы с вами можем, играя с нашими детьми стать им другом, товарищем, воспитывать в них духовно-нравственные качества.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения)1 вариант...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования  для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната "

Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образов...

Доклад «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

Сегодня нарушения в поведении детей с умственной отсталостью приобретают все большую социальную значимость. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения таких детей ста...

Рабочая программа по для обучающегося по индивидуальному учебному плану адаптированной образовательной программы легкой умственной отсталости (с интеллектуальными нарушениями), 7 класс, технология

Данная программа ориентирована на обучающегося 7 класса для индивидуального обучения и составлена на основе следующих документов:1. ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.2. ФГОС О ...

«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

Скажи и я забуду, покажи и я запомню,                  дай действовать Скажи и я забуду,покажи и я запомню,           ...