Доклад «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»
статья

Сегодня нарушения в поведении детей с умственной отсталостью приобретают все большую социальную значимость. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения таких детей ставят серьезные задачи перед семьей, школой и обществом в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Сегодня нарушения в поведении детей с умственной отсталостью приобретают все большую социальную значимость. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения таких детей ставят серьезные задачи перед семьей, школой и обществом в целом. С каждым годом увеличивается количество детей с умственной отсталостью, а расстройства поведения среди данной категории детей занимают лидирующие места в рейтинге проблем, с которыми приходится сталкиваться при работе с умственно отсталыми детьми. Нарушения в поведении умственно отсталых детей носят многофакторный генезис. Но ведущее значение в происхождении нарушений в поведении данной категории детей принадлежит имеющимся у них особенностям познавательной и эмоционально-волевой сфер. Выделяют структурные, функциональные и клинико-патологические нарушения в поведении умственно отсталых детей. Довольно часто эти варианты нарушений у детей с умственной отсталостью сочетаются между собой, особенно при наличии сангвинического темперамента. Важно, что при холерическом темпераменте преобладает возбудимость, а при флегматическом - тормозимость. Эти факты важно учитывать при проведении психолого-педагогической коррекции нарушений поведения у таких детей. В качестве компонентов нарушений в поведении умственно отсталых детей выступают: субъект, которому свойственно определенное поведение; среда, с которой оказывается затрудненным или невозможным взаимодействие субъекта, и нарушенные условия их существования; норма или ожидание, которые являются критериями оценки нарушения поведения. Нарушения в поведении умственно отсталых детей могут носить различный характер: эпизодический, ситуативный, систематический. Так нарушения в поведении эпизодического характера незначительные, трудно отличаемые от возрастных проявлений отклонений в поведении, возникают при определенном случае. Они проявляются от случая к случаю, бывают не постоянно. Нарушения в поведении ситуативного характера проявляются при сочетании условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. А вот нарушения в поведении систематического характера представляют собой стойко повторяющуюся форму взаимоотношений личности с обществом и характеризуется как многократные, длительные, регулярные. Из всех перечисленных наиболее распространенными являются нарушений в поведении систематического характера. Выделяют следующие виды расстройства поведения у умственно отсталых детей: расстройство поведения; несоциализированное расстройство поведения; социализированное расстройство поведения; оппозиционно-вызывающее расстройство. Различные виды и формы нарушения в поведении встречаются более чем у половины детей с умственной отсталостью. При этом отмечается тенденция к дальнейшему росту численности умственно отсталых детей с нарушением поведения. Все это указывает на необходимость разработки и реализации системы по профилактике нарушений поведения умственно отсталых детей, так как в силу своих особенностей развития дети данной категории не всегда могут правильно анализировать конкретные жизненные ситуации и находить правильный способ действия в них. Такие дети не всегда правильно могут оценить последствия своего поведения. Они не могут объяснить свои поступки, у них не образуются в достаточной мере, морально-нравственные критерии, не развиты интересы, слабо развиты личностные качества, наблюдается некритичность к себе и своим действиям. Для этих детей характерно сочетание несамостоятельности, внушаемости, легкого усвоения примитивных форм поведения, дурных привычек с одновременным стремлением к самостоятельности. Они могут совершать поступки, которые с точки зрения общества, являются аморальными, и даже криминальными. Социальные нормы, в том числе правовые, не оказывают на их поведение существенного влияния. Таким образом, мы можем говорить о том, что общая характеристика поведения умственно отсталого ребенка отражает, прежде всего, нарушение социальной адаптации в результате основного дефекта. Процесс профилактики нарушений в поведении детей с умственной отсталостью требует их социальной иммунизации, т. е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми. Одной из главных задач сопровождения умственно отсталого ребенка в системе профилактики поведенческих нарушений является его социальное определение, которое зависит от реализации двух важнейших условий: обеспечение включенности умственно отсталых детей в реальные отношения в деятельности; самореализация умственно отсталых детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних). Не следует также забывать, что профилактическая работа совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Главное – добиться ценностного – рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей. Так же следует помнить, что процесс профилактики нарушений поведения у детей с умственной отсталостью включает в себя воспитание навыков культуры поведения в общении с людьми, навыков коммуникабельности; такие дети должны научиться выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо так же работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание необходимо уделять внешним формам поведения.

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире. Благодаря игре в психике ребенка формируются качества, подготавливающие переход к высшей стадии развития. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют, совершенствуют.

Игру справедливо называют лучшим укрепляющим лекарством, она оказывает положительное влияние на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную, сенсорные и др. системы организма.

     Поэтому выбор коррекционно-развивающих игр для детей с интеллектуальными отклонениями требует особого внимания. И одним из методов, который может быть использован для развития коммуникативных способностей, развития произвольности, профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей, являются русские народные игры.
   В настоящее время, когда отмечается разрушение ценностных основ духовной культуры, при нынешнем активном заимствовании традиций Запада, особенно актуальным становится вопрос об обращении к своему собственному духовному наследию и традициям русской национальной культуры в целом. Под влиянием навязывания западных образцов мы забываем о том, насколько богата наша собственная народная культура и насколько она важна в воспитании подрастающего поколения. Одна из главных проблем современного образования в том, что произошла утрата и девальвация социокультурных ценностных образцов, то есть, утрачены меры, по которым ребёнок соизмеряет свои действия, поступки, желания, выстраивает свой путь в контексте базовых человеческих ценностей – Правды, Истины, Красоты, Добра. 
   У каждого народа есть свои обычаи и традиции, обряды и этикет, нормы и стандарты поведения. И, как писал великий педагог Константин Дмитриевич  Ушинский, своя система воспитания. «У каждого народа своя собственная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.»
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. 
Большой клад хранится в русских играх, забавах, которые, безусловно, несут в себе момент воспитания, развития, коррекции.  

Эти игры обращены к тем сторонам души ребёнка, которые связаны с родной культурой. Эти игры отражают «душевное устроение» народа и потому могут оказать особенно глубокое и внутренне непротиворечивое влияние нравственных оснований его деятельности и общения.

     В правилах игр содержится большое воспитательное значение. Весь ход игры определяется правилами, которые регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют развитию произвольности. Игра оказывает влияние на физическое и психическое развитие детей. В игре от ребёнка требуется внимание, выдержка, сообразительность, ловкость, слаженность действий, ответственность. В народных играх много юмора, шуток, задора. Играя, дети осваивают правила межличностного и межгруппового общения. 
Отношения со сверстниками внутри сюжетно-ролевой и народной игры оказывают существенное влияние на становление личностных качеств ребёнка, способствуют развитию таких из них, как взаимопомощь, отзывчивость, сплочённость, эмпатия и т.д. Здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют нравственное развитие школьника, формируется умение общаться в коллективе сверстников. Народная игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающими сверстниками. Рассматривая содержание всех народных игр, можно отметить, что эти игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.

Во время игр происходит объединение участников в группы, построение референтных отношений в группе, предупреждение конфликтных ситуаций и агрессивности у детей;
развитие саморефлексии, рефлексии, невербальных средств общения (мимики, жестов);
развитие эмпатии, сопереживания другим, интереса к совместным играм. Умения договариваться и решать спорные ситуации бесконфликтно.  Развитие взаимопонимания, произвольности поведения, способности подчиняться правилам. 
     Народные подвижные игры должны быть не только доступными по сложности, но и эмоционально разнообразными, должны учитывать личностные интересы детей, нести целительную радость каждому ребенку. В процессе игры важно создавать праздничную обстановку, включать речитативы и декламацию и различные способы поощрения. Все это способствует большему "перевоплощению" играющих в образ действия . Для умственно отсталых детей игровые упражнения, не имеющие законченного сюжета и какого-либо развития событий, также могут нести эмоциональную образную выразительность, например при имитации движений и звуков насекомых, животных, прыгать, как "зайчик" или "лягушка", движения рук, как "крылышки у бабочки", прогнуться, как "котенок" и т.п. В народной игре реальный мир ребенка сливается с фантазией, дети с легкостью перевоплощаются в распускающийся цветок, аиста, стоящего на одной ноге, или слона, хоботом пьющего воду. И это самое ценное: значит, ребенок верит, и то, что происходит в игре, становится миром его чувств и переживаний, где он общается, познает радости и неудачи, отношения людей, т.е. приобретает социальный опыт. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное и психическое развитие. Именно поэтому с помощью народных игры у ребенка с умственной отсталостью корректируют и развивают восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.

      Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных русских народных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия, тактильных и кинестетических ощущений и т.п.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.

     По уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются бессюжетные народные игры. Из бессюжетных игр, учитывая физические и интеллектуальные возможности детей, используются простейшие игры типа "ловушек", "салок", "пятнашек". Это связано с тем, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, ловкости и быстроты движений, точности и ориентировки в пространстве, а именно эти элементы координационных способностей у детей младшего школьного возраста сформированы недостаточно.

    Сюжетные народные игры должны опираться на имеющийся опыт детей, что обеспечивает понимание ими их содержания. В связи с этим целесообразно выбирать такие игры, которые соответствуют их представлениям об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, предметах быта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных. Выполняемые детьми игровые действия носят преимущественно имитационный характер, но имитация обеспечивается привлекательными для ребенка многократно повторяемыми вариантами ходьбы, бега, перепрыгивания, лазанья, ползания, игр с мячом, ленточками, флажками и др.

     Известно, что эмоциональное состояние ребенка нестабильно, оно может быстро меняться под влиянием утомления от учебных занятий, недомогания, боли и других причин. Возникшее эмоциональное напряжение может вызвать внутренний дискомфорт, который чаще всего выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда те же причины могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт.

    Таким образом, при подборе народных подвижных игр необходимо учитывать следующие моменты:

  • содержание игр (сюжет, правила) должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;
  • подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
  • содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных способностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
  • в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

В процессе игр для детей с нарушениями в умственном развитии, помимо движений естественного характера, следует применять подвижные игры для развития физических качеств, коррекции стопы и осанки, развития мелкой

моторики рук, внимания и речи. Игры разной направленности можно включать во все части занятий.

Хочу предложить вам несколько игр для примера:

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».   Цель: развивать у детей интерес к русским народным играм; развивать ловкость, быстроту движения. Ход игры. Играющие дети – «пчелки» –сначала сидят на корточках. «Ласточка» – в своем «гнезде». Пчелки (летают  на поляне и напевают). Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум Ласточка - Ласточка летает,     Пчелок поймает
С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. 
Правила игры: «пчёлам» следует летать по всей площадке.

Русская народная игра «Мячик кверху».   Цель. Освоение двигательных навыков и умений в соответствии с возрастом через народные подвижные игры, развивать умение попадать в мишень. Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч, говоря: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.  

Русская народная игра «Снежная баба». Цель: развивать коммуникативные , двигательные навыки и умения через русские народные подвижные игры. Ход игры. Выбирается «снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притопывая.            Баба снежная стоит,            Ночью дремлет, днями спит,            Вечерами тихо ждет,            Ночью всех пугать идет.                                       На эти слова «снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой».

       Из сказанного следует сделать вывод, что проведение народных игр с воспитанниками  позволяет оптимизировать межличностное и межгрупповое общение, способствует воспитанию волевых качеств у ребёнка. Русские народные гры, являются эффективным средством для формирования произвольного поведения, самоконтроля над собственными эмоциональными состояниями и, следовательно, являются эффективным средством профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей. 


Литература: 
1.Большунова Н.Я. Организация школьников в форме игры средствами сказки: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. – 372 с. 
2.Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост.:А.В. Кениман, Т.И. Осокина. – М., 1995. – 224 с. 
3.Лендрет Л.Г. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М., 1994. – 360 с. 
4.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада. – М., 1986 – 79 с. 
5.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей.- М., 1999. – 128 с. 
6.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М., 2000. – 128 с. 
7.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. – 138 с. 
8.Шмаков С.А. Игры для учащихся – феномен культуры. – М., 1994. -239 с. 
9.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и презентация по теме «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»

В работе отражены основные этапы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида в соответствии с программными требованиями и уровнем возможностей детей. Работа выполнена учителе...

Доклад на тему: Формирование толерантности как нравственной основы личности в детском доме для умственно отсталых детей.

Проблема формирования толерантности у умственно отсталого воспитанника относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из в...

Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"

В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптац...

«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».

Выступление на семинаре по дефектологии «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».  16.12....

«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

Скажи и я забуду, покажи и я запомню,                  дай действовать Скажи и я забуду,покажи и я запомню,           ...

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...