Методическая разработка на тему: «Поведение членов группы, действия отдельного члена группы в случае потери ориентировки»
методическая разработка (5 класс)

Сергеева Татьяна Александровна

Цель: Формирование знаний и умений у обучающихся о поведении членов группы, действия отдельного члена группы в случае потери ориентировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_r_sergeeva_deystviya_pri_poteri_orientirovki.docx407.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр краеведения и туризма»

Методическая разработка на тему :

«Поведение членов группы, действия отдельного члена группы в случае потери ориентировки»

эмблема ЦКиТ цвет

Подготовила

Педагог дополнительного образования

Сергеева Т.А.

Мичуринск 2019 г.

 «Поведение членов группы, действия отдельного члена группы в случае потери ориентировки»

Цель: Формирование знаний и умений у обучающихся о поведении членов группы, действия отдельного члена группы в случае потери ориентировки

Задачи:

Образовательные:

•        изучить правила поведение членов группы в случае потери ориентировки;

•        научить правильным действиям отдельного члена группы в случае потери ориентировки;

•        систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом, компасом.

Развивающие:

•        развивать умения быстро и правильно ориентироваться на местности;

•        развивать память, мышление, внимание при выполнении практических заданий.

Воспитательные:

•        воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

•        словесный метод обучения (беседа, рассказ);

•        наглядный метод обучения ( иллюстрация, демонстрация);

•        метод проверки и оценки знаний (контроль и коррекция).

Оборудование: карточки, компас, мел, доска, компас, проектор

План занятия.

№ п/п        Структура занятия (основные части занятия)        

1        Вводная часть.        

1.1        Организационный момент.

1.2        Определение целей и задач        

1.3        Повторение и закрепление пройденного материала        

2        Основная часть.         

2.1        Объяснение нового материала        

2.2        Закрепление нового материала        

3        Заключительная часть.        

3.1        Подведение итогов занятия.        

3.2        Домашнее задание.        

Ход занятия

1.Вводная часть.

1.1.Организационный момент (приветствие, организация рабочего места)

-Здравствуйте, дети!

Мы сюда пришли учиться.Не  лениться, а трудиться.

Работаем старательно, Слушаем внимательно!

1.2. Определение целей и задач (педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия).

-Сегодня мы с вами будем учиться правильно вести себя при потере ориентировки.

1.3.Повторение и закрепление пройденного материала

Для повторения изученного мы с вами отгадаем кроссворд:

http://images.myshared.ru/10/969794/slide_15.jpg

Опрос :Ориентирование. Причины, приводящие к потере ориентировки. Что такое компас,азимут.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Во все стороны глядит: В лесу и в поле пригодится – не позволит заблудиться.(Ответ, компас).

Умение находить путь с помощью компаса и карты называется ориентированием.

2.Основная часть.

2.1. Объяснение нового материала

Действия при потере ориентировки

Потеря ориентировки. Это может произойти с участником похода при отставании от группы (допустил оплошность замыкающий). Если впереди на маршруте есть развилка троп или дорог, то задержавшийся участник стоит перед выбором: по какой из них догонять группу. В случае неправильного выбора он может уйти в сторону от маршрута. Вторая возможная ситуация — самовольный выход с места бивака, без предупреждения руководителя или кого-то из членов группы. Возможна и третья ситуация — по какой-то причине группа разделена на две части, следующие до пункта сбора по разным маршрутам. В случае слабого знания этого участка маршрута, обхода сложного участка часть группы может потерять ориентировку или опоздать к месту встречи и вызвать тем самым поисковые работы. В случае принятия решения о выходе к населенному пункту необходимо определить, в каком направлении идти и как это направление постоянно выдерживать. Такая задача возникает при потере ориентировки группой на маршруте, при отставании от группы одного из ее членов, при потере ориентировки во время прогулки в лесу. Принимать решение надо только в случае, если:

• район местонахождения группы никому не известен;

• если есть возможность правильно сориентироваться и определить направление выхода;

• состояние здоровья всех членов группы позволяет осуществлять движение.

Успешное решение задачи зависит от умения членов группы определять стороны света и ориентироваться на местности. Но главное при этом — определить направление, в котором наиболее вероятна встреча с людьми. При наличии карты и компаса сложность будет только в определении места нахождения группы. Если отсутствуют и карта и компас, то задача существенно осложняется. В таком случае определение направления выхода, сохранение этого направления во время движения будут целиком зависеть от умений членов группы.

Мультфильм «Ориентирование на местности»

Какими же соображениями надо руководствоваться, выбирая вероятное направление выхода? Наиболее рационально для группы, не имеющей достаточного количества продуктов, компаса и карты, — идти до первого ручья, реки. Направление к ним укажут понижения местности, овраги, звериные тропы к водопою. Ручеек неизбежно приведет к реке. Чем больше река, тем больше вероятность встретить на ее берегах жилье. Вдоль рек и ручьев часто прокладывают тропы, приводящие в населенные пункты. В малонаселенной, удаленной местности, имеющей слабую дорожную сеть, реки используются местным населением для передвижения и перевозки грузов. На крупных реках осуществляется регулярное судоходство. Можно подать сигналы бедствия проходящим судам. Если есть возможность, то передвигаться по реке со спокойным течением можно и на плоту, изготовленном из сухих бревен. К тому же возле реки легче обеспечить себя продуктами питания. Вблизи водоемов произрастают питательные съедобные растения, в воде можно поймать рыбу. В прибрежных зарослях водится водоплавающая дичь, к реке на водопой приходят животные. Двигаясь вдоль реки, надо внимательно осматривать берега, пытаясь найти следы пребывания человека. Для этого во время движения организуется наблюдение, изучение местности с целью обнаружения каких-либо признаков близкого присутствия людей. В этом могут помочь навыки следопытства, умение читать и расшифровывать встретившиеся следы, результаты хозяйственной деятельности человека.

Игра «Найти  потерявшихся по меткам»

Отставшая группа повернула на развилке в неправильное направление. Приняв неправильное решение продвигаться дальше, ребята все же оставляли метки. В качестве меток дети использовали карточки с буквами. Вернувшаяся на поиски потерявшихся группа детей должна найти и собрать все метки. Условия игры: сначала первая группа прячет метки(16 букв), а вторая группа отворачивается и закрывают глаза, затем поворачиваются и ищут. Затем меняются ролями и вторая группа прячут еще 16 букв. После того, как все карточки найдены объявляется ,что одной буквы не хватает, так как в алфавите 33 буквы. И дети объединив усилия, должны во-первых разложить буквы в алфавитном порядке и отгадать какой буквы не хватает.

Нередки случаи отставания одного из членов группы. Как поступать в этом случае? Единственно правильный вариант — остановиться и ждать возвращения своих товарищей из группы. Руководитель, увидев, что кто-то отстал, обязательно пошлет 2 — 3 членов группы выяснить обстановку и найти отставшего, помочь ему догнать группу. Можно, конечно, и самому двигаться, догонять группу. Но как только отставший член группы окажется у развилки троп, дорог, он должен остановиться. Ведь не всегда он сможет правильно определить, по какой из них пошла группа.

Игры на внимание: «Стороны света» и «Запомни место фигур»

2.2. Закрепление нового материала:

Итак , при потере ориентировки надо определить, где находитесь, а затем — каким путём, в каком направлении надо идти в нужное место. Разница лишь в том, что в городе на эти вопросы помогут ответить прохожие, а в лесу надо решать эти задачи самостоятельно.

Почувствовав, что заблудились, нужно остановиться, успокоиться и оценить ситуацию.

Находясь на какой-то тропе, ни в коем случае не сходить с неё, возвращаться по ней.

Если же тропы нет, попытаться вернуться по своим следам. Если присмотреться, можно увидеть примятую при ходьбе траву (легче увидеть след на траве, если лежит роса или прошёл дождь). Возвращаться назад надо рядом со своими следами, а не по ним.

Если не удаётся найти свои следы, следует прекратить движение.

Положение будет гораздо сложнее, если местность совсем неизвестна. Но не надо впадать в уныние! Есть хороший помощник — наша память. Даже если специально не запоминать путь своего движения, это делает непроизвольно наш мозг. Теперь важно не «стереть эту запись» волнениями, тревогой и паникой.

Постараться вспомнить свой путь, характерные детали местности, рельефа, направления. Если есть часы, определить, сколько времени двигались. Так, спокойно гуляя в лесу, в среднем за час человек проходит не более двух-трёх километров.

Схема 3 
Что нужно делать заблудившись и не найдя свои следы

http://tepka.ru/OBZh_6/60.1.jpg

Вряд ли под рукой в этот момент окажутся карандаш и бумага. Постараться нарисовать свой маршрут на земле. Отметить на нём запомнившиеся ориентиры, повороты.

Это поможет выбрать примерное направление выхода.

Возможно, помогут звуки машин на шоссе или поездов на железной дороге. Эти звуки нарастают по мере приближения машины или поезда и затем слабеют. Полезно запомнить, что звуки от механизмов, работающих на ферме или каком-либо другом предприятии, как правило, ровные.

Надо иметь в виду, что в лесу определить направление распространения звука довольно сложно, так как звук там неоднократно отражается. Вот почему в лесу крики «Ау!» мало помогают. Гораздо проще определить направление распространения звука в поле.

Можно оценить примерное расстояние до источника звука, зная, что:

  • шум поезда слышен примерно за 10 км;
  • паровозный или пароходный гудок, сирена — за 7— 10 км;
  • выстрел из ружья — за 2—5 км;
  • автомобильный сигнал — за 2—3 км;
  • лай собаки, ржание лошади — за 2—3 км;
  • шум грузовой машины — за 0,5—1,5 км;
  • крик человека — за 1 — 1,5 км.

Эти расстояния значительно сокращаются, если местность всхолмленная и небо ясное.

Могут помочь и источники света. Так, ночью свет от костра виден на расстоянии до 8 км, свет карманного фонарика — до 1,5 км.

Отдельные постройки видны в хорошую погоду на расстоянии 5—7 км, столбы линии электропередачи — до 1 км, человек — на расстоянии до 0,5—0,7 км.

Поможет также маркировка туристских маршрутов. Металлические таблички прикрепляют на деревья на уровне роста человека.

Они раскрашены в три горизонтальные полосы (белая — синяя — белая или белая — красная — белая). Располагаются таблички довольно часто, и они выводят на хорошие троны, дороги или к туристским приютам.

Надо помнить, что вокруг больших и малых городов сейчас довольно много садовых участков. К ним ведут дороги. Значит, существует большая вероятность выйти на эти дороги и далее к людям.

Помогут определить направление выхода встретившиеся дороги и тропы.

Попав на тропу, надо внимательно изучить её. Нехоженая, заброшенная тропа начинает зарастать травой, на ней совсем не видно следов.

На тропе, по которой ходят, можно увидеть следы (чаще на сырой земле, возле луж), иногда сломанные веточки, фантики от конфет, окурки и другие предметы. Надо пройти по тропе вперёд-назад. Постараться определить по ней направление к населённому пункту. Дело в том, что ближе к жилью тропа становится шире, лучше утоптана, от неё отходят более мелкие тропки. Стрелка, образованная основной и боковой тропой, показывает направление к населённому пункту. Ни в коем случае не сходить с тропы, даже если кажется, что можно срезать её изгиб и пройти более коротким путём. Как правило, тропа выведет к жилью. Если произошла ошибка и где-то тропа кончилась, надо идти в противоположную сторону: значит, жильё там.

Мечта каждого заблудившегося взлететь, как птица, и посмотреть на местность с высоты, конечно, несбыточна. Но иногда можно найти возвышенное место с хорошим обзором. Если есть такая возможность, ею надо воспользоваться.

Только не следует пытаться залезть на дерево в равнинном лесу. Во-первых, деревья имеют примерно одинаковую высоту, на самую вершину забраться не удастся, а значит, ничего и увидеть не получится. Во-вторых, можно упасть с дерева и получить травму.

Схема 4 
Заблудившись, категорически НЕЛЬЗЯ

http://tepka.ru/OBZh_6/60.2.jpg

Надо ещё иметь в виду следующее: ручьи, которые могут встретиться, впадают в реки. О наличии ручья или реки подскажут попадающиеся овраги. На реках, как правило, и селятся люди. Если нет другой возможности определить направление выхода, надо идти вдоль ручья вниз по течению до реки. А там и до жилья может быть недалеко.

Возможен случай, когда ручей впадает в болото. Если оно небольшое, можно попробовать, обходя его, найти продолжение ручья. Если это сложно, то лучше оставить эту попытку.

Заблудившись зимой во время лыжной прогулки, надо искать лыжню, которая выведет к населённому пункту.

Найдя лыжню, необходимо решить, в каком направлении по ней идти. Если лыжня хорошо накатанная, то, встретив других лыжников, можно у них узнать, как выйти к ближайшему населённому пункту.

Возможно, попадётся свежая лыжня, проложенная одним или двумя лыжниками. Такую лыжню легко определить: около неё мало отпечатков от палок, она слабо укатана. Если лыжня была проложена утром, то надо идти в направлении, противоположном тому, в котором прошёл лыжник. Вечером надо идти вслед за прошедшим лыжником. Почему? Утром человек идёт от дома, а вечером возвращается.

Как определить направление движения лыжника? Обратите внимание на следы лыжных палок. Сначала палка оставляет след от штыря, затем от кольца.

Права русская пословица «Беда одна не приходит». Вполне возможно, что в тот момент, когда человек поймёт, что заблудился, пойдёт густой снег, разыграется метель.

Схема 5 
Что нужно делать отстав в походе от группы

http://tepka.ru/OBZh_6/61.jpg

В такую погоду и хорошо накатанную лыжню легко потерять. Следует продвигаться медленно, внимательно следя за лыжнёй. Можно почувствовать, когда она теряется: снег под лыжами станет рыхлым и лыжи начнут в него проваливаться. Надо повернуть вправо-влево, и как только под ногами появится твёрдый снег, лыжня найдена. Таким способом можно найти засыпанную лыжню даже после сильного снегопада.

Вторая характерная ситуация — турист отстал от своей группы.

В такой ситуации главное правило — не уходить с тропы, по которой шла группа. Помнить: как только руководитель группы обнаружит исчезновение человека, он организует поиск.

Если отставание от основной группы небольшое, то можно попытаться нагнать её. Но если на пути развилка троп, дорог или лыжни? Как быть, по какой из них идти? Можно попытаться, если это возможно, найти следы своих товарищей. Если это не удалось, лучше подождать, когда они вернутся.

Так же надо поступить, если получена травма или резко ухудшилась погода. Постараться развести костёр (вот почему каждому члену группы надо иметь хорошо упакованный, защищённый от влаги коробок спичек), построить временное укрытие. Приготовиться некоторое время провести в одиночестве. 

3. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов занятия

Мы на сегодняшнем занятии научились правильно вести себя в случае потери ориентировки.И теперь ,при необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

3.2. Домашнее задание

Ребята, попробуйте например, по дороге в школу, домой, на прогулке использовать свои знания для ориентирования по местным предметам, определить стороны света.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Приведение подобных членов. 7 класс".

Это второй урок. В ходе выполнения упражнений закрепляются  навыки приведения подобных членов и преобразования многочлена в многочлен стандартного вида; выявить уровень знаний учащихся по да...

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

методическая разработка урока в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"

Методическая разработка  поможет актуализировать знания  учащихся об однородных членах предложениях, находить их в тексте, составлять схемы....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

методическая разработка на тему "действия спасательных групп при проведении аварийно-спасательных работ"

разработка данного занятия посвящениа ознакомлению учащихся с правилами эксплуатации индивидуальных средств защиты органов дыхания, и отрабртке практических вопросов по оказанию ПМП при чрезвычайных с...

Методическая разработка на тему "Главные члены предложения"

Данная разработка содержит презентацию по повторению изученного по главным членам , также карточки для работы в группах сменного состава, тесты по темам "Подлежащее", "Сказуемое"," Главные члены предл...

Методическая разработка конспекта урока "Путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения»"

конспект "Путшествие в сказочное королевство Однородных членов предложения"...