Лермонтов - поэт и художник
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Остроухова Светлана Анатольевна

Библиотечный урок, посвященный творчеству Ю.М.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov.doc70 КБ

Предварительный просмотр:


ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«Лермонтов – Поэт, Художник»

Цель библиотечного урока:  повышения роли школьных библиотек в историко - патриотическом, нравственном воспитании учащихся, развитие и поддержание интереса к изучению литературы, истории   России.

Задачи:

  1. Продолжать воспитание патриотических чувств у детей и  подростков  на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне.
  2. Воспитывать культуру чтения учащихся, понимания значения книги как духовной ценности человечества;
  3. Привлекать читателей к использованию информационных ресурсов школьных библиотек для повышения качества знаний и самосовершенствования.
  4. Создать  комфортную среду школьных библиотек как культурных центров общения, воспитания, душевного обогащения и творчества школьников  

Библиотечный урок рассчитан на учащихся 7-9 классов

Ход урока


Наша литературно-музыкальная гостиная сегодня посвящена 205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

Так повелось. По юбилейным датам

Мы громко славим гениев своих.

Хотя о них всегда мы помним свято:

Века, года и каждый час и миг.

К живому - да, к живому! -

не к портрету

Наш взор сегодня обращён к тебе,

Соратнику по духу и борьбе,

Мятежному и нежному поэту.


1. В ночь с 14 на 15 октября  капитану Юрию Петровичу Лермонтову. сообщили, что он стал отцом: жена родила сына. /Музыка затихает/.

Тяжело перенесла роды мать. От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец. Но была в доме женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Она молча, без суетливости подавала воду или лекарство, не теряя присутствия духа, ухаживала за роженицей, отдавала распоряжения прислуге.

Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович. Но та статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь в этом доме, поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.

Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна, её мать, произнесла слово "нет". "Нет" повторила за нею вся родня, потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешним временам этот отставной капитан. Но Мария Михайловна сказала "да" и сумела настоять на своём. И он стал её мужем.

А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки. Но неприязнь к Юрию Петровичу сохранилась и нарастала с каждым днём.

Рождение Мишеля - так назвали родившегося мальчика - на какое-то время примирило враждующие стороны.

Здоровье Марии Михайловны вызывало опасение. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817 года она скончалась. Лермонтову не было ещё и трёх лет.

5 марта, спустя положенные по христианскому обычаю девять дней, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна ему не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан должен был уступить...

Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с сыном, но... изменить ничего не мог.

В день, когда будущему поэту исполнилось семнадцать, он получил известие о скоропостижной смерти отца.

Из завещания Юрия Петровича Лермонтова "Прошу тебя уверить свою бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость во всех благоразумных поступках её в отношении твоего воспитания и образования и, к горести моей, должен был молчать, когда видел противное, дабы избежать неминуемого неудовольствия... Скажи ей, что несправедливости её ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о её заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда, когда я был готов любить её всем сердцем, как мать обожаемой мною женщины".


2. В 1827 году Лермонтов становится москвичом, успешно выдержав экзамены в Благородный пансион при столичном университете. Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых сильных впечатлений. Первые стихи... Первая любовь... Первые столкновения с миром зла и несправедливости...

Москва! Москва! Люблю тебя,

как сын,


Как русский, сильно, пламенно

и нежно...

16 августа 1830 года, за полгода до окончания учёбы, Лермонтов был уволен из пансиона. В сентябре того же года учёный совет "подверг проверке знания Михайлы Лермонтова" и, найдя их достаточными, допустил к слушанию университетских лекций.

Каким запомнили его однокурсники?

 И. А. Гончаров: "Нас, первогодичных, помнится, было человек 40. Между прочим, тут был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт, тогда смуглый одутловатый юноша, с чёрными выразительными глазами. Он казался апатичным, говорил мало и сидел всегда... опёршись на локоть".

П. П. Вяземский: "Характер у поэта был крайне неровный и настроение часто и резко менялось: от неудержимой весёлости он переходил к мрачной задумчивости и угрюмо сидел молча, еле отвечая на вопросы. И в такие минуты он бывал небезопасен. Соответственно настроению менялось и его лицо. Обычно некрасивый, он в весёлые минуты, оживляясь, становился привлекательным: глаза разгорались, все линии лица его начинали как бы играть, и он казался чуть не красавцем. Зато в минуты мрачности он отталкивал от себя всех - так неприятна была саркастическая улыбка, кривившая его губы, так тяжёл взгляд помутневших глаз, в которых при малейшем поводе вот-вот загорится бешенство".

 А. И. Герцен: "Учились ли мы чему-нибудь? Могли ли научиться? Полагаю, что да. Преподавание было скудное... Университет, впрочем, не должен оканчивать научное воспитание... его дело - возбудить вопросы, научить спрашивать. Именно это и делали такие профессора, как Павлов, а с другой стороны - как Каченовский. Но больше лекций и профессоров развивала студентов аудитория юным столкновением, обменом мыслей, чтений".

3. Каким запомнился университет Лермонтову?

"Святое"место! Но на экзамене по риторике, продемонстрировав начитанность сверх программы, он неожиданно вступил в пререкание с экзаменатором, недовольным его пренебрежительным отношением к основному лекционному материалу. И после объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов - появилась угрожающая запись "Посоветовано уйти"!

4. И вот - новый поворот в судьбе поэта! Лермонтов уезжает в Петербург, надеясь завершить образование в тамошнем университете. Из письма, посланного с дороги:

Лермонтов: "Я обретаюсь в ужасной тоске. Извозчик едет тихо, дорога пряма, как палка, на квартире вонь и перо довольно прескверное..."


По приезде, однако, выяснилось, что Михаил Лермонтов не сможет учиться в Петербургском университете, т. е. устав университета "дозволял перевод не иначе как с условием, чтобы проситель начал сызнова", т. е. выдержал вступительные экзамены! Лермонтов поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров...
подчиняясь выбору, Лермонтов сумел переломить себя.


5. Из воспоминаний поэтессы Евдокии Ростопчиной: "Его жизнь и вкусы приняли другой характер, насмешливый, едкий, ловкий. Проказы, шалости, шутки всякого рода сделались его любимым занятием. Вместе с тем полный ума, самого блестящего в разговоре, богатый, независимый, он сделался душою общества молодых людей высшего круга, он был запевалой в беседах, удовольствиях, кутежах ".

Чем не лихой юнкер?! Но были не только "шалости" и "шутки". Были и стихи. Стихи, от которых он не смог отказаться. Только писать их надо было тайком. Писать и прятать...

6. В школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведёт два года и назовёт их "страшными". За то, что внешне придётся стать таким, как все. За то, что придётся надеть на себя маску легкомысленного и немного циничного горбуна Маёшки. И ещё за многое...

7. Из воспоминаний Акима Гирея: "Будучи студентом, он был страстно влюблён... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню её ласковый взгляд и светлую улыбку. Эту любовь Лермонтов пронёс через всю свою жизнь".

8. Они познакомились весной 1831 г. Компания аристократической молодёжи собиралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной. Уселись на длинные "линейки", запряжённые шестёркой лошадей, и покатили вверх по Арбату весёлым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой Лопухиной...

С наступлением лета Лопухины поехали погостить в подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала и Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком. Уединённые прогулки в аллеях середниковского парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым.
9.  Летом  того же года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения... Чувством любви было переполнено и сердце поэта.

По приезде в Петербург он буквально засыпает письмами её старшую сестру - Марию. Но адресованные старшей сестре письма предназначались, в сущности, для Вареньки. И читать их нужно, как говорят, между строк.

10. В эти трудные дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но в стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова.

И вдруг, как гром средь ясного неба: Варенька Лопухина выходит замуж. Тяжело перенёс Лермонтов это известие.

В Москву полетело злое, полное язвительных намёков письмо:

Лермонтов: "Госпожа Углицкая... мне также сообщила, что мадмуазель Barbe выходит замуж за г-на Бахметева. Не знаю, верить ли ей, но, во всяком случае, я желаю им жить в супружеском согласии до серебряной свадьбы ".

За оскорбительными словами стояла боль, помноженная на обиду. Пером поэта руководил не здравый смысл, а чувство невосполнимой утраты.

11. Что же всё-таки произошло? Почему "милая, умная, как день, пылкая, восторженная, поэтическая" Варенька приняла предложение немолодого, во всех отношениях "бесцветного" г-на Бахметева? Предала? Разлюбила? Настояли родители?

Выходя замуж за сорокалетнего Бахметева, она сразу всех освобождала: Лермонтова от каких бы то ни было обязательств, родных - от дальнейших забот о её судьбе, себя - от мучительных надежд на новую встречу и новое чувство. Она выходила замуж так, как уходят в монастырь. Чтобы не нарушить полудетской клятвы, чтобы остаться верной той романтической любви.

12. Эти строки будут написаны позднее. А в те дни была обида, горькая, невыносимая. Пройдут ещё не один день и не один месяц, прежде, чем Лермонтов сделает шаг к примирению.

Весной 1838 года он напишет письмо Марии Лопухиной и вложит в конверт стихи. Они будут обращены к её младшей сестре. В них прозвучат страстная мольба о прощении и признание в страстной вечной любви. За этими стихами последуют и другие...

"Молитва"( "Я, матерь божия, ныне с молитвою...", 1837).

Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретит свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. И уже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, Лермонтов искренне скажет...

Стих. "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (1841)

В. А . Лопухина-Бахметева пережила Лермонтова на десять лет. Она умерла в 1851 году, 36 лет от роду и похоронена в Москве, в соборе Донского монастыря.

13. Из письма М. А. Лопухиной 18 сентября 1841 года: "Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна. Муж предлагал ехать ей в Москву - она отказалась, за границу - отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений".
Так разрешилась ещё одна драма.
"Они любили друг друга так долго и нежно»...(1841)

Неумолимо приближался январь 1837года. На всю Россию прогремел злодейский выстрел: 27 января в Петербурге, за Чёрной речкой, был смертельно ранен Александр Пушкин.

 Стих. "Смерть поэта", (1837).

14. Лермонтовская лира зазвучала, как набат в день народной беды. "Воззванием к революции" назовёт его стихи полицейский осведомитель.

19 февраля 1837 года шеф Третьей его имперского величества собственной канцелярии граф Бенкендорф доложит императору о стихах Лермонтова, как о чрезвычайном происшествии: "Вступление к этому сочинению дерзко, а конец - бесстыдное вольнодумство, более чем преступное ".

Высочайшее повеление последовало 25 февраля 1837 года: "Корнета Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк". Тот самый Нижегородский, что стоял на Кавказе: царю не терпелось отправить "дерзкого"поэта под пули горцев.

 3Вед. Из Петербурга Лермонтов успел отправить Святославу Раевскому письмо, в котором предвосхитил свою будущую славу:

Лермонтов: "Прощай, мой друг. Я буду к тебе писать про страну чудес - Восток. Меня утешают слова Наполеона: Великие имена создаются на Востоке... "

Ему было только двадцать два года от роду, он ехал в ссылку, не зная что его ждёт в этом, с детства знакомом, краю.

10 апреля Лермонтов выезжает из Москвы. Трудным был в то время путь на Кавказ.

26 сентября 1837 г. поэт прибыл в приморский городок Тамань. В Тамани он задержался на несколько дней.

Встретившись с комендантом Фанагорийской крепости П. Я. Посыпкиным, Лермонтов узнал, что ехать в район Геленджика, где должен был находиться экспедиционный отряд, не следует. Только что на прибывшем транспорте Буг пришло сообщение о приказе Николая 1 распустить полки на зимние квартиры и уже 25 сентября экспидиционный отряд выступил к Ольгинскому укреплению. Комендант распорядился отметить подорожную и направил Нижегородского драгунского полка прапорщика Лермонтова назад в укрепление Ольгинское, где размещался походный штаб Вельяминова, там он должен был получить дальнейшие распоряжения.

Утром 28 сентября поэт выехал из Тамани. Переночевав в Ивановской, он отправился на Мышастовскую, откуда шла дорога в Ольгинское. Это небольшое, отдельное, самостоятельное укрепление кардонного участка Кавказской линии, играло роль тет-де-пона , то есть предмостного укрепления на левом берегу Кубани.

В Ольгинском укреплении прапорщику Лермонтову 29 сентября вручили предписание за № 1156: "Во внимание, что ваше благородие прибыли к действующему отряду по окончании первого периода экспедиции, а второй период Государь Император Высочайше повелеть соизволил отменить, я предписываю вам отправиться в свой полк; на проезд же ваш от укрепления Ольгинского до г. Тифлиса препровождая при сём подорожную № 21-й, а прогонные деньги извольте требовать по команде с прибытием вашим в полк ".

"Друг мой Раевский, здесь, кроме войны, службы нету; я приехал в отряд слишком поздно, ибо Государь нынче не велел делать вторую экспедицию, и я слушал только два, три выстрела... "- сообщил Лермонтов Раевскому.
Одно за другим появляются новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца.

Казалось, литературная слава поэта вот-вот достигнет своего зенита. Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания... Внешне он доволен происходящим, но внутренне... Нет, он не был счастлив.

Надвигалась катастрофа. Она разразилась 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль.
Произошло столкновение с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, которому показалось, что стихотворение "Смерть поэта" оскорбляет достоинство французской нации. Он подошёл к Лермонтову и бросил с вызовом: "Вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль воспрещена".

Ответ был столь же недвусмысленным.

Лермонтов: "В России следуют правилам чести так же строго, как и везде. И мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно".

И снова чёрные сани, теперь уже с Лермонтовым, скользят по снегу к Чёрной речке. И снова дуэль. А за ней арест и новая ссылка.

15. И вновь Лермонтов едет на Кавказ, на сей раз уже в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами.

Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведёт его в походах и сражениях. Смерть будет ходить по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба.

... Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск...

Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 г. в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов.

16. Тело убитого поэта было перевезено с Кавказа в Тарханы и перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрёл вечный покой. Над его могилой стоит большой, из чёрного мрамора, памятник, на котором выбита простая надпись "Михайло Юрьевич Лермонтов", а по бокам даты рождения (3 октября 1814года ) и смерти ( 15 июля 18 и смерти ( 15 июля 1841года). Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.
17.  Я хочу рассказать о Лермонтове – художнике.

М.Ю. Лермонтов  был щедро наделен не только поэтическим даром, но и талантом художника. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции, сцены охоты за зайцами с борзыми, военные походы и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами. За что бы не брался Лермонтов, он все делал «довольно порядочно». Например, играл на многих музыкальных инструментах – флейте, фортепьяно, скрипке, хорошо пел романсы, увлекался русской историей.

Лермонтов с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы людей  в разных положениях. Рисунки и картины Лермонтова очень близки его поэтическим созданиям. Свойственное поэту живописное видение мира нашло естественное отражение  в его литературном творчестве.

«Парус» (1828-1832)

Акварель «Парус» и стихотворение «Парус» по всей вероятности были навеяны одним каким-то впечатление.  Лермонтов любил чертить пером, кистью вид разъяренного моря. Изображение моря и паруса и в стихотворении и в акварели объединены темпераментом, эмоциональным накалом, передают внутреннее состояние поэта – живописца.

«Белеет парус одинокий …»,

« А он мятежный ищет бури,

  Как будто в бурях есть покой»

Обложка романа «Вадим»-

первого прозаического произведения Лермонтова (к сожалению неоконченного) уникальна тем, что она сплошь соткана из рисунков, изображений героев, всадников, различных сцен. Лица людей выражают различные чувства – гнев, страдание, ужас, спокойствие.

«Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835-1836)

Неподдельная искренность и поэтичность пейзажа  вызывает в памяти Лермонтовское  стихотворение «Родина», в котором чувство Родины соединяется с любовью к русской природе.

«Люблю дымок спаленной жнивы

В степи ночующий обоз…»

Автопортрет (1837-1838)

Автопортрет – это особый жанр живописи.  В автопортрете отражается самосознание художника, дается оценка собственной личности. Лермонтов всегда проявлял пристальный интерес к внешности человека, считал, что она может раскрыть особенности характера. Работая над  автопортретом Лермонтов стремился отобразить во внешнем облике черты своего характера. Душевная теплота, мягкость читается в его выразительных глазах.  Но вместе с тем, сколько в них грусти и печали.  Автопортрет был написал перед отъездом на Кавказ.

«Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

И как преступник перед казнью

Ищу  кругом души родной»

Военно – Грузинская дорога. (1837)

Картина была написана с натуры во время путешествия по  Военно – Грузинской  дороге. В пути Лермонтов встретил монаха.  Который поведал ему историю своей жизни. Этот рассказ лег в основу поэмы «Мцыри». Внимание живописца привлекло то место,

«где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь…»

В пейзажной живописи поэт придает большое значение изображению неба. Он сам как бы смотрит с небес

«Кто близ небес,

Тот не сражен  земным…»

На картине небо как бы окрыляет поэта и мечту героя «Мцыри» о свободе.

Вид  Пятигорска (1837-1838)

Все повести Лермонтова из «Героя нашего  времени» начинаются с указания точного места: «Вчера я приехал в Пятигорск…» Пятигорские пейзажи привлекали внимание Лермонтова еще с детства. На полотне – вид на гору со стороны аллеи, ведущей к гроту. Именно  здесь в повести «Княжна Мери» встретились Печорин и Вера.

Воспоминания о Кавказе (1838-1839)

Вернувшись с Кавказа,  в свободное от службы время Лермонтов писал масляными красками по воспоминаниям разные кавказские  виды. Контрастное сочетание темных  и светлых тонов, неспокойный колорит картины вызывает у зрителя ощущение тревоги, опасности. В картине чувствуется  внутреннее неспокойное состояние поэта.

Сражение при Валерике (1840)

Рисунок создан по личным впечатлениям . Лермонтов  участвовал в этом сражении. Схватка русских войск с горцами.  Диагональное построение композиции сообщает сцене динамичность.  Умело переданы переживания воинов, выражения их лиц, отчаянная решимость, жестокость.

Дагестан (1840-1841)

Одна из поздних картин.  Пейзаж соединен с батальной сценой схватки русских и чеченцев. В основу картины легли впечатления Лермонтова о боевом походе генерала Галафеева по Дагестану. Эти же впечатления отражены  в стихотворении «Сон»

«В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я…»

Альбом рисунков был постоянным спутником Лермонтова в его поездках по Кавказу. Он представлял собой своеобразный дневник. В нем нашли отражение разнообразные впечатления поэта. Это были зарисовки сцен, сражений, кавказские пейзажи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. «Высочайший юноша вселенной» М. Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант.

Творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы.Материал может приго...

Презентация по литературе. М.Ю.Лермонтов "Поэт"

Презентация по литературе для 7 класса. М.Ю.Лермонтов Анализ стихотворения "Поэт"....

М.Ю. Лермонтов - «Поэт» «Отделкой золотой блистает мой кинжал»

Презентация М.Ю. Лермонтов - «Поэт»«Отделкой золотой блистает мой кинжал»...

сценарий внеклассного мероприятия "Лермонтов.Поэт. Переводчик. Художник"

Тема: Лермонтов. Поэт. Переводчик. Художник.Участники: учащиеся 7 класса Цели классного часа:Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой; с жизнью и творчеством крупн...

М.Ю.Лермонтов- поэт совсем другой эпохи.

М.Ю.Лермонтов- поэт совсем другой эпохи. В данной разработки помещен материал о жизни и творчестве поэта....

М.Ю.Лермонтов - поэт одиночества и надежды

Конспект урока литературы в 5 классе (стихотворения М.Ю.Лермонтова "Листок" и "Молитва") по УМК Г.В.Москвина....

М.Ю.Лермонтов. Поэт и художник.

Слово о Лермонтове - человеке, поэте, художнике....