Образовательный проект
методическая разработка (8 класс)

Елисеева Елена Кузьминична

Образовательный проект  " Мой выбор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Мой выбор»

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе человек вынужден полагаться  на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

В связи с этим адаптироваться современному выпускнику школы к новым условиям стало еще сложнее. Старшеклассник должен обладать такими качествами как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, конкурентоспособность, оперативность, нестандартность мышления. 
     С другой стороны, развитие промышленной, хозяйственной, культурной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, увеличившийся поток информации повышают значимость у молодых людей умений адекватно воспринимать сложные жизненные ситуации, правильно оценивать себя и свои поступки, быть готовым к адекватному жизненному и профессиональному самоопределению и полной самореализации личности.

Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

 Я , как мама восьмиклассницы, как классная руководительница восьмых – девятых классов очень переживаю за своих детей , учеников. Мне очень хочется, чтобы они выбрали правильную профессию, которая пригодилась бы им в жизни. Поэтому тема моего проекта называется

« Выбор профессии» ( слайд)

Актуальность:      Как подготовить учащихся к выбору профессии? Как помочь реализовать свой потенциал, ориентироваться в потоке информации, которой в год мы производим более чем за все 5000 лет существования человечества? Как подготовить учащихся к выбору профессий, которых еще нет?

     Как показывают экспериментальные данные Центра профориентации , 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования  и трудоустройства.

В законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…». ( слайд)

    Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношении к своему будущему. 
(слайд)

Цель проекта:

Создание системы действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе, регионе.

( слайд)

Задачи проекта:

  1. Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся, в том числе и получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.
  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  1. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

(слайд)

Сроки реализации: ежегодно

Целевая аудитория: учащиеся с 8-го по 9-й классы

Этапы профориентационой работы:

  1. Организационный

А)Работа с педколлективом по содержанию проекта:

1. Изучение литературы, опыта работы по данной проблеме

2. Формирование творческих групп педагогов, участвующих в разработке проекта.

4. Доведение до сведения педколлектива школы цели, задач проекта, основных мероприятий, составляющих основной этап проектной деятельности.

Б). Создание материально-технической и нормативной базы:

1. Оформление тематических стендов: «Куда пойти учиться?», «Профориентационный выбор учащихся».

 В). Информирование общественности:

1. Информирование учащихся и их родителей о значимости проекта через сайт школы.

2. Основной

А)информационный блок

1. Создание сайтов и страничек подростками под руководством учителя, разработка структуры, дизайна и наполнение ресурса. Работы победителей конкурсов выставляются на сайт школы.

2. Использование интернет-приложений, посредством которых ученики попадут в так называемую «зону ближайшего развития». Выработка эффективных в интернет-среде подходов к профилактике, опирающихся на современные психологические теории.

Б)формирование специальных знаний, отношений, установок по профессиональной работе с учащимися.

1. Изучение спроса рынка труда.

2. Беседы с детьми на тему выбора профессии.

3. Деловые, профориентационные игры.

4. Проектная деятельность в рамках профориентационной работы.

5. Индивидуальные и групповые профконсультации.

6. Активная трудовая практика на пришкольном участке совместно с обучающимися младших классов.

7. Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов и исследовательских работ о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».

Работа с родителями по профориентации.

1.Индивидуальные беседы в школе.

2.Групповое семейное консультирование, разработка памяток для родителей.

3.Родительские собрания:

 Профессиональное самоопределение.

 Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».

 Учебные итоги – ступенька в будущее.

 Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии.

 Дороги, которые выбирают наши дети.

3. Заключительный

1. Ярмарка проектов.

2. Научно-практическая конференция по обобщению результатов.

методических материалов по теме инновационной деятельности.

 

Прогнозируемые результаты

Создание инновационной модели образовательного учреждения как школы социального позиционирования и партнѐрства.

Социальное развитие личности ученика и учителя, формирование социальной компетентности и социального самоопределения личности.

Готовность учеников к социальной жизни и решению проблем жизненного и профессионального самоопределения.

Формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию.

Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций.

Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми.

Широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: Слайд

Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-е, 90-е годы, потеряли былую популярность и  востребованность и отошли на второй план. Их место всё больше и больше занимают другие профессии, многие из которых появились совсем недавно. Большой наплыв абитуриентов на такие факультеты, как юриспруденция, экономика и маркетинг, менеджмент, программирование, дизайн и многие другие, говорит о большой популярности и востребованности, а зачастую и высокой оплачиваемости этих профессий. В связи с этим многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть именно на эти факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.

        В связи с этим,я повторюсь, важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.

Основным результатом выполнения данного проекта является функционирование педагогической системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы, ведущей к подготовке такого выпускника школы, который может сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируется на рынке профессий, имеет четко определенные профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Реализация образовательного проекта «70-летие Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – детям образовательных организаций Санкт-Петербурга»

VI Алишевские чтения проходят в год 70-летия  Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этой войне участвовали фронтовики из Союза Советских Социалистических республик....

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...

Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".

В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....