Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
статья

Крупина Светлана Владимировна

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, сверкает, пахнет, разливается потоками краски, скользит и липнет. И поэтому необходимо использовать эту возрастную, скоропроходящую отзывчивость для воспитания личности с нестандартным мышлением, творческим складом характера. Использование мультфильмов в работе с детьми направлено не только на формирование восприятия экранных произведений. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Положительное воздействие анимации способствует развитию творческих способностей и эмоциональной отзывчивости детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_multfilmov.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, сверкает, пахнет, разливается потоками краски, скользит и липнет. И поэтому необходимо использовать эту возрастную, скоропроходящую отзывчивость для воспитания личности с нестандартным мышлением, творческим складом характера.

 Использование мультфильмов в работе с детьми направлено не только на формирование восприятия экранных произведений.  Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Положительное воздействие анимации способствует развитию творческих способностей и эмоциональной отзывчивости детей.

Целью  работы является  формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать воображение, фантазию, эмоции, творческие способности.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Развивать связанную речь, мышление.
  4. Способствовать развитию коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемый результат.

  1. Формирование умения выделять изобразительно – выразительные экранные средства, используемые мультипликатором,  и интерпретировать  их в рисунках, пластилинографии, коллажах.

  1. Формирование умения выбирать и использовать различные техники изображения персонажей, декораций.
  2. Развитие воображения и творческого потенциала.
  3.   Формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах.

5  Совершенствование коммуникативных навыков.

  1. Формирование навыков работы с цифровой техникой.

Перед тем, как приступить непосредственно к созданию  мультфильма, с ребятами была проведена  предварительная работа.

  1. Дети познакомились с историей возникновения и развития мультипликации; понятиями: анимация, съемка, сценарий, кадр, титры;  с профессиями: сценарист, режиссер, оператор.
  2.  Смотрели разные мультики, обсуждали их, выделяли изобразительно – выразительные экранные средства, используемые мультипликатором.
  3. Совместно с родителями создали мини-музей «Мульти – пульти»

Первый мультфильм, который был снят, называется «Время года». Создание мультфильма проходило в несколько этапов. Сначала с детьми побеседовали  о том, на какую тему они бы хотели снять мультфильм и решили, что будем делать мультфильм, в котором будет прослеживаться смена времен года. Так мы и назвали наш мультик «Время года…».

После того, как определились с темой,  мы написали сценарий. Познакомившись с различными техниками создания мультфильмов, решили остановиться на бумажной технике. Затем приступили к подготовке декораций для съемки: рисовали деревья, вырезали облака и птиц.

 После того, как все было готово к съемке, начали снимать  мультфильм на фотоаппарат с помощью техники «Стоп – движение», которая заключалась в перекладывании декораций и  покадровой съемке.

Мультик был сделан из бумаги способом отрывной аппликации. Когда было отснято достаточное количество кадров, мы приступили к монтажу  мультфильма  в компьютерной программе. Мультфильм монтировался в компьютерной программе Pinnacle studio12. Для нашего мультфильма было использовано примерно 160 кадров.

Следующий наш мультфильм был  связан с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.  

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных организаций – организовать профилактическую работу  с детьми в данном направлении.

Ребятам было предложено сделать мультик своими руками, который мог бы показать, как важно соблюдать правила безопасного поведения на дорогах.  Прежде чем приступить непосредственно к съемке мультфильма мы с ребятами провели подготовительную работу, которая включала в себя:

  1. Беседы: «Правила дорожного движения должен знать каждый», «Зачем знать правила дорожного движения», «Светофор наш друг», «На дороге не зевай!»;
  2. Дидактические игры: командная игра « Уступи дорогу», «Знаки дорожного движения»;
  3. Рисование и художественный труд: « Знаки дорожного движения», «Светофор»;
  4. Сюжетно – ролевая игра  « В городе».

Затем  мы приступили к изготовлению декораций для съемки: лепили персонажей, светофоры, готовили макет дороги, делали домики, подбирали нужные машинки, записывали стихи в программе «Звукозапись». Снимали мультфильм на фотоаппарат с помощью техники «Стоп – движение», которая заключалась в перекладывании декораций и  покадровой съемке.

Мультфильм монтировался в компьютерной программе Pinnacle studio12. Для нашего мультфильма было использовано примерно 250 кадров.

Заключение:

Теперь, когда есть уже значимые для детей результаты их труда, они интересуются, каким будет новый мультик, предлагают темы и формат мультфильма. И все это происходит  в доброжелательной обстановке, в общении с воспитателем и со сверстниками. Готовыми мультфильмами  можно пользоваться на занятиях по познавательному, речевому развитию и нравственному воспитанию детей.

Использование мультфильмов в образовательном процессе детского сада, оказывает положительное влияние на развития творческих способностей детей. Мультипликация способствует  развитию эстетических чувств у ребенка, формированию художественного вкуса, побуждает к творческой деятельности.

Игры, просмотр мультфильмов, создание мультика своими руками  могут стать дополнением к основным занятиям по изобразительной деятельности, развития речи, познавательного развития и будут способствовать модернизации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Список информационных источников.

  1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии // Искусство в школе – 2009.
  2. Долгова А. Т. Создание мультфильма своими руками посредством проектной деятельности в условиях ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики.
  3. Диагностика уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности Комаровой Т.С.
  4. Иткин В Что делает мультипликационный фильм интересным? // Искусство в школе – 2006. №1
  5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. // Мозаика – Синтез – 2010.
  6. Казакова  Р.Г. , Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2013
  7. Лыкова И.И Куда уходят детские рисунки//Обруч – 2002.
  8. Мацкевич Ж.В. Формирование у детей дошкольного возраста выразительных образов в рисунках под влиянием мультипликационных кинофильмов. (Методические разработки) – М. МПГУ – 2007
  9. Тихонова Е. Мультипликация – синтез искусств.
  10. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. – М. Молодая гвардия, 1986.
  11. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации

Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для лич...

«Развитие классификационных способностей детей старшего дошкольного возраста в разделе «Восприятие музыки средствами ТРИЗ – технологии».

laquo;Развитие классификационных способностей детейстаршего дошкольного возраста в разделе «Восприятие музыки средствами ТРИЗ – технологии».        ...

"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

      Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...

«Детская киностудия как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...