Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"
методическая разработка (6, 7, 8 класс)

Цыдыпова Юлия Валерьевна

ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как, впрочем, и во многих ключевых образовательных документах наших дней. Основным содержанием понятия социализации является перевод ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. В данном пособии представлен опыт работы с технологией развития критического мышления во внеурочной деятельности в виде теоретического обоснования и учебно-тематического плана элективного курса «Юный журналист». Несмотря на то, что данная программа разработана учителем русского языка, ей могут воспользоваться учителя, желающие получить опыт работы с образовательными технологиями, ориентированными на действие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc879.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Методическая разработка                                                                                       стр. 29-37
  2. Заключения по итогам апробации методразработки в профессиональном сообществе:
  1. Рецензия на рабочую программу элективного курса  Института филологии и массовых коммуникаций  ФГБОУ  ВПО «БГУ»                                             стр. 38
  2. Диплом призера за участие в Межрегиональном конкурсе программ и методических разработок по профессиональной ориентации                      стр. 39

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»    

                     

                                                                                                                   

                                                                                         

Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся

                                                          Автор: Цыдыпова Юлия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Пояснительная записка

     Более 90% людей страдают от жестокого чувства нереализованности. Они ходят на нелюбимую работу, ненавидят понедельники и с радостью ждут приближения пятницы. Выходные пролетают, и снова наступает понедельник… Я уверена в том, что человеку может помочь только человек, с его душой, с его знаниями, с проникновением в его ситуацию. Не зря Эммерсон сказал: «Мечта всей нашей жизни — встретить человека, который поможет нам стать такими, какими мы хотим быть».

     Именно поэтому одной из задач современной школы является профориентация учащихся. Половина выпускников в нашей стране работают не по специальности. Часто это происходит потому, что никто не помог ребенку в нужный момент, не сориентировал его в нужном направлении.

Необходимостью разработки данной программы послужила социальная ситуация микрорайона, где располагается школа, она в течение ряда лет продолжает оставаться тревожной и напряженной: в связи с закрытием градообразующего предприятия «Стекольный завод», где было задействовано подавляющее большинство населения поселка, в микрорайоне резко выросли уровень безработицы и преступности, обострились такие социальные болезни, как злоупотребление алкогольными напитками и наркотическими веществами, нормой жизни для отдельных граждан стало антиобщественное поведение. Поэтому более состоятельные жители поселка меняют место жительства, а это, в свою очередь, обуславливает отток из школы учащихся с более высоким уровнем развития. В последние годы началась миграция из сельской местности, строительство домов на окраине  поселка (в большинстве случаев, самострой). В данных условиях школа выступает не только культурно-образовательным центром микрорайона, где сосредоточена культурно-спортивная жизнь поселка, но и социальным центром, который может способствовать занятости детей во внеурочной деятельности, способствуя их самоопределению.

     Реализуемая в течение 3 лет программа элективного курса «Юный журналист» была разработана с целью предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.

     Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.

     Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

    Программа не ставит своей главной задачей подготовить учеников к профессии журналиста, но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом,  а навыки коммуникативного общения пригодятся в любой профессии.

    Если научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи, то можно решить задачи по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

   В программе также предусмотрены занятия, связанные с использованием  IKT, то есть, овладевая навыками профессии журналист, учащиеся учатся работать в программах  Power Point, Publish, текстовыми документами Word, пользуются программой Photoshop, учатся отбирать и размещать материал в сети Internet.

   Данной программой могут пользоваться не только учителя русского языка и литературы, но и преподаватели любых школьных дисциплин, педагоги дополнительного образования.


Содержание программы.

Цели программы

-        развитие        у        школьников        универсальных        учебных        действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных);

-        усвоение готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму;

-        выработка собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни;    

-        создание условий в процессе внеурочной деятельности для максимального раскрытия способностей каждого ученика;

-        развитие личности ребенка;

-        развитие речи учащихся;

-        развитие умения применять приобретённые знания.

Задачи

  1. Познакомить с основами профессии журналиста.
  2. Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.
  3. Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
  4. Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.
  5. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
  6. Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Ожидаемые результаты

  1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.
  2. Расширение кругозора учащихся.
  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).
  4. Развитие монологической и диалогической  речи.
  5. Свободное владение печатным словом.
  6. Воспитание активной гражданской позиции.

7.  Издание школьной газеты.

Программа детского творческого объединения  «Юный журналист» ориентирована на учащихся 6-8 классов (12-14 лет) и рассчитана на 3 года. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.

Школьная печать является одной из самых активных и действенных форм воспитания.  Газета призвана осветить важнейшие события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, ответить на интересующие  школьников  вопросы.

Наша газета называется «Перемена Плюс». Ее содержание во многом  определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не только как информационное, а прежде всего как воспитывающее, утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и родителей.

Состав работающих в редакции газеты  «юных журналистов» 10-15 человек.

Содержание каждого номера обсуждается на собрании редколлегии, на заседаниях творческого объединения «Юный журналист». Таким образом, издание школьной газеты – это хорошая журналистская школа.

Конечно, и в техническом отношении газета – это школа, так как   школьники учатся работать на компьютере, осваивают возможности цифровой фотографии, принтера, сканера.

Учебно-тематический план занятий творческого объединения «Юный журналист»(68 ч)

Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы

Цели и задачи курса.

Из истории журналистики.

Общее понятие о журналистике. Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

История развития российской и бурятской журналистики

Знакомство с основными жанрами журналистики:

а) информационные жанры;

б) аналитические жанры;

в) художественно-публицистические жанры;

г) обобщающее занятие по теме.

Деловая игра «Интервью»

Содержание и форма газеты

а) Определение формата, объема, основных рубрик газеты;

б) практическая работа «Структура газетного материала»;

в) экскурсия в редакцию районной газеты «Новая Бурятия»

г) первый выпуск школьной газеты «Перемена плюс»

Литературное редактирование.

Развивающая журналистика. Тренинг.

Этапы подготовки материала:

а) определение темы;

б) оформление идеи материала;

в) сбор фактов;

г) анализ фактов и составление  плана;

д) написание черновика и корректирование плана.

Деловая игра «Редакция».

Репортаж. Фоторепортаж.

Корреспонденция, статья.

Технология производства газеты

Приложение к школьной газете. Электронная версия школьной газеты «Перемена +».

Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты.

3

5

4

8

4

10

2


2

8

3

4

5

2

5

2

Работа в сети  Internet

Работа с библиотечными каталогами

Посещение музея истории города

Экскурсия в редакцию газеты «Вечерний Улан-Удэ», в типографию

Составление словаря терминов начинающего журналиста

Анализ материалов периодической печати

Защита проектов

Обучение работе в программе  Power Point и с текстовыми документами Word

Деловая игра

Анализ материалов периодической печати

Экскурсия в редакцию газеты «Новая Бурятия». Встреча с журналистами.

«Творческая комната» Практикум.

Работа в  программе  Publish

Саморедактирование, взаиморедактироване. Практикум. Работа над выпуском газеты

Деловая игра. Групповая работа

Групповая работа. Обзор материалов периодической печати

«Круглый стол»

Экскурсия в типографию

Подбор материалов для газеты

«Круглый стол»

Работа в  программе  Power Point

Работа в  программах  Publish, Photoshop

Практикум

Экскурсия в типографию

Выпуск газеты

Практическая работа по выпуску школьной газеты и приложения.

Работа в программе Publish

Литература для учителя

  1. Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
  2. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.
  3. О печати: закон РФ.
  4. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
  5. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Аспект Пресс, 2004
  6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
  7. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Аспект Пресс, 2003
  8. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна;  г. Павлово, 2002.
  9. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997  

Литература для учащихся

  1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. –  М.,1980
  2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. –  М., 1997
  3. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. –  М., 1969
  4. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики. М.: Флинта, Наука, 2003
  5. Лазутина Л.В.  Основы творческой деятельности журналиста. Аспект Пресс, 2004
  6. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.
  7. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

Описание: Рисунок (6) (1)

Диплом за участие в Межрегиональном конкурсе программ и методических разработок по профессиональной ориентации «Выбор профессии – путевка в жизнь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.

Технология развития критического  мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории....

Учебно - методическое пособие. «Технология развития критического мышления учащихся»

Данное методическое пособие предназначено для учителей гуманитарного цикла. Технология позволяет эффективно сформировать ключевые компетенции учащихся. Развить способность брать на себя ответственност...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Развитие критического мышления в рамках реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС...

Мастер класс «Работа с текстом как одна из форм технологии развития критического мышления в рамках ФГОС ООО"

Современный урок- это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет обязаловки, нет стереотипо...