внеклассное мероприятие для 2-5 классов «Необычное путешествие по страницам «Книги о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва»
план-конспект

Занятие включает в себя несколько элементов тесно взаимосвязанных между собой: ознакомление учащихся с учреждениями культуры города Ле-нинска- Кузнецкого, уточнение и расширение знаний о животном мире Куз-басса на основе «Книги о природе Кузбасса» Леонида Соловьева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Третий методический марафон,

«Связь времен и поколений. С любовью о родном крае»,

посвященный 300-летию образования Кузбасса

Номинация: «Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества гуманитарного образования»

 (наименование конкурсной номинации)

Тема занятия ЭОР: Необычное путешествие по страницам

«Книги о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва

2 класс

Трусова Елена Юрьевна,

учитель математики

МБОУ «Гимназия №12»,

г. Ленинск - Кузнецкий

контактный тел.89089570663

E-mail: kocheva-elena@mail.ru

Кемерово

2019

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Занятие курса внеурочной деятельности по направлению «общеинтеллектуальное»  «Юный исследователь»

Класс

2

Технология построения занятия

Игровая, ИКТ

Тема

Необычное путешествие по страницам

«Книги о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва

Цель

Создание условий для ознакомления с разнообразием животного мира, богатством животных сообществ и красотой отдельных представителей животного мира Кузбасса на основе «Книги о природе Кузбасса» Л. Соловьева

Задачи

  1. Систематизировать знания учащихся о культурных учреждениях города Ленинска-Кузнецкого, вызвать интерес к изучению «Книги о природе Кузбасса» Л. Соловьева
  2. Способствовать развитию планируемых универсальных учебных действий.
  3. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к животным; умение взаимодействовать; развивать память, внимание, связную речь.

Планируемый результат

Личностные УУД:

-выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

-обнаруживать и формулировать  проблему;

- прогнозировать результат и определять средства решения проблемы,   выбирая  из предложенных вариантов;

- планировать с помощью учителя учебную деятельность;

- осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на занятии;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-точно и полно выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять, какая именно информация нужна для решения задачи.

Основные термины, понятия

Кемеровская область, культурные учреждения, барсук, медведь, лось, тигр, волк и т.д.

Формы работы

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Ресурсы

Техническое обеспечение:

Компьютер для учителя,

проектор,

экран, мобильный компьютерный класс,

выход в Интернет.

Материальное оснащение:

 «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьёва, сигнальные карточки

Электронные образовательные ресурсы: презентация, видеоролик: о книге природы Кузбасса, о животных Томской писаницы и как говорят животные; аудиозапись лося и медведя.

Программное обеспечение: 

paint-online.ru, программа для создания пазла, learningapps.org

Дидактические задачи этапов занятия

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технологическая карта внеурочного занятия

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный

Метапредметные (УУД):

личностные:

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Для путешествия нам потребуются компьютеры.

Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены компьютеры.

Обучающиеся проверяют  правильность  организации своего «рабочего места».

II. Постановка  и формулирование учебной проблемы, планирование деятельности  

Метапредметные (УУД):

личностные:

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Наше необычное  путешествие пройдет по культурным учреждениям нашего города.

-Какие культурные учреждения вы знаете?

Учитель  демонстрирует на слайде маршрутный лист с названиями учреждений культуры города.  

Слайд 9

- Прочитайте названия учреждений.

-Первый объект, который мы посетим, отгадайте при помощи загадки.

Учитель загадывает загадку

Загадка:

Снаружи смотреть – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и князь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай.

-Конечно, Библиотека.

Беседа о библиотеке

Библиотека-это дом, где живут книги. Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель. 

-Предлагаю посмотреть видеоролик и узнать тему нашего занятия. Слайд 6

Показ видеоролика

-Скажите,   о чем будет наше занятие?

-Тема нашего занятия:  «Необычное путешествие по страницам «Книги о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва».

- А в конце нашего занятия ответим  на вопросы:  Почему наше путешествие необычное и что нового узнали  из «Книги о природе Кузбасса»?

Слайд 8

Ответы учащихся.

Читают названия учреждений.

Обучающиеся знакомятся с маршрутном листом.

Активное слушание

Отгадывают загадку

Просмотр видеоролика

Ответы:  о Кузбассе, книге.

Рассказывают, что узнали.

Знакомятся с книгой Л. Соловьева.

Определяют задачи занятия

III.Применение нового знания

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять, какая именно информация нужна для решения задачи.

регулятивные:

-обнаруживать и формулировать  проблему;

- прогнозировать результат и определять средства решения проблемы,   выбирая  из предложенных вариантов;

- планировать с помощью учителя учебную деятельность;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.

-Итак,  в путь! Впереди самое первое культурное учреждение, которое появилось в нашем городе. Ему исполнилось 80 лет. Это кинотеатр «Победа».

- Для чего посещают кинотеатр?

-Прошу просмотреть небольшой фильм. 

Слайд 11

 При просмотре соблюдайте правила поведения в кинотеатре и будьте внимательны при просмотре. После просмотра будьте готовы ответить на вопросы теста.

Показ фильма.         

-Ребята, а теперь, чтобы проверить, внимательными ли вы были зрителями,  я предлагаю ответить на онлайн тест, для этого нажмите на иконку  «Томская писаница». Слайд 12

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Проверка:

- Кто из вас выполнил тест правильно? Поднимите красный кружок. Кто ошибся, ознакомьтесь, с правильными ответами.

Какую новую информацию из книги  Соловьева узнали?

-Переходим к следующему культурному учреждению для этого выйдите в главное меню, нажав на иконку «книга».

Учитель подводит с помощью беседы, о каком учреждении пойдет речь.

-Это учреждение сохраняет историю родного края. Его экспонаты являются связанными с историей нашего города и области, в числе которых, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы и мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие развитие  родного края, и т. д.

-О каком учреждении идёт речь?

-Правильно, Краеведческий музей.

В этом учреждении вы найдете небольшой уголок, в котором можно увидеть различных зверей и птиц нашей Кемеровской области.

Предлагаю познакомиться с некоторыми из них. Сами звери расскажут о себе так, как о них написано - на страницах нашей книги о природе.

-А теперь предлагаю  отгадать загадки о животных.

Учитель загадывает загадку.

1.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

-Правильно, лось.

Звучит аудиозапись – небольшой рассказ о лосях  по материалам  книги Л. Соловьева «Книга о природе Кузбасса» (стр. 255)

Слайд 14

2.По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит он душистый мед,

Да малину с веток рвет. 

-Кто же это?

-Правильно, медведь.

Звучит аудиозапись – небольшой рассказ о медведе по материалам  книги Л. Соловьева «Книга о природе Кузбасса» (стр. 267)

Слайд 14

- Чтобы узнать еще об одном интересном звере нашего края, прошу вас собрать пазл.

Слайд 15

-Правильно, это барсук.

-На страницах нашей книги мы можем увидеть всю информацию о барсуках. (Стр.272)

- Теперь нажмите на картинку животного и узнаете интересные факты об  этом  животном. Слайд 16-17

 

Какую новую информацию из книги  Соловьева узнали?

-Возвращаемся в главное меня, нажав на икону «книга».

Учитель сообщает о следующем учреждении.

-История деятельности данного учреждения богата замечательными событиями, фактами и неразделимо связана с Ленинском-Кузнецким. Сегодня это учреждение – гордость города, центр его культурной жизни.

-О ком идет речь?

-Правильно, это Дворец Культуры и Искусства. Слайд 18

-Как вы думаете, что здесь проводят??

-Верно, ежегодно Дворец проводит более 500 мероприятий различных уровней, на которых бывает около 150 тысяч гостей, что и составляет население города Ленинска- Кузнецкого.

-А здесь давайте с вами  отдохнем…

Учитель проводит физминутку.

Физминутка «На водопой….»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

-Хорошо мы отдохнули, а теперь продолжим путь.

Возвращаемся в главное меню, нажав на иконку «книга».

Учитель знакомит со следующим учреждением.

- Это  одно из ведущих учебных учреждений Кемеровской области. В 2007 году стала «Лучшей школой искусств Кузбасса». В 2009 году учреждение внесено в Федеральный реестр «Всероссийская Книга Почёта».  Данное учреждение принимает активное участие в конкурсах, выставках самого разного уровня – от городских до международных.

-А ком идет речь?

-Правильно, Детская художественная школа.

А теперь предлагаю выбрать на страницах нашей книги животного и изобразить его в программе paint-online. Для этого нажмите на нашего художника. Слайд 19-20

 И приступайте к работе…

-Молодцы у вас получились красивые рисунки.

-Какую новую информацию из книги  Соловьева узнали?

-Возвращаемся в главное меню, нажав на иконку «книга».

Учитель сообщает о следующем учреждении.

-Это учреждение позволяет у ребенка раскрыть свои способности: игре на инструментах или пение.

- О каком учреждение идет речь?

-Правильно, Детская музыкальная школа. 

Слайд 21

-Как вы думаете, что делают в музыкальной школе?

-Если послушать звуки животных, звуки похожи на музыку. Для этого нажмите иконку  «скрипичный ключ». Предлагаю вам поиграть в игру «Как говорят животные».

-Для начала внимательно просмотрите видео о том, как говорят наши животные.

Показ видеофрагмента. Слайд 22

-Итак, игра началась. 

Лягушка как говорит….

Змея….(шипит)

Лиса….(лает)

Сова….(ухает)

Тигр…(рычит)

Медведь…(рычит)

Волк…(воет)

Ежик….(фыркает)

-В книге Леонида Соловьева вы можете прогуляться по другим объектам природы. И поиграть в игру « Угадайте - о чем и о ком идет речь». Задания очень интересные и увлекательные на этих страницах вы можете узнать о разных животных нашего края, если вы затрудняетесь, то на страницах можете найти отгадку. (Стр.359- 362)   

-Молодцы,  вы были очень внимательными.

-Возвращаемся в главное меню, нажав на иконку «книга».

Отгадывают, о каком учреждении идет речь.

Принятие и сохранение учебной задачи

Просмотр фильма.

Принятие и сохранение учебной задачи

Обучающиеся выполняют тест.

Проверяют ответы.

Приводят ответы: что нового узнали из книги?

Ученик нажимает иконку.

Активное слушание.

Определяют учреждение.

Ответ на вопрос

Знакомятся со страницами книги.

Активное слушание.

Отгадывают загадки. 

Обучающиеся нажимают мышкой картинку-отгадку.

Слушают аудиозапись.

Отгадывают загадки. 

Обучающиеся нажимают мышкой картинку-отгадку.

Слушают аудиозапись.

Собирают пазл

Рассматривают страницы из книги

Слушают интересные факты о звере.

Ученик нажимает мышкой на иконку.

Активное слушание

Определяют учреждение

Ответы учащихся

Выполняют движения за учителем

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Идут шагом

Активное слушание

Определяют учреждение

Рисуют животных в программе paint-online

Активное слушание.

Определяют учреждение

Ответы на вопросы

Принятие и сохранение учебной задачи.

Просмотр видео

Игра. Учащиеся договаривают предложения

Ученик  нажимает мышкой на иконку.

IV.Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на занятии;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Что вы заметили?

-Верно, путешествие закончилось…

Учитель совместно с детьми подводит итоги путешествия. Нажимает последнюю иконку «Книга»

Возвращаемся  к нашим поставленным в начале урока вопросам?

-Почему наше путешествие было необычным?

-Что нового узнали  из книги о природе Кузбасса?

1.Наше путешествие было необычным, потому что мы путешествовали по  культурным учреждениям города.

2.Познакомились с «Книгой природы  Кузбасса» Леонида Соловьёва

3. Узнали о животных нашего края…..

После каждого ответа открывается фрагмент  картинки.(учитель или ученик нажимает)

Итак, прочитайте, что у нас получилось…

300 лет образованию Кузбасса.

Люби и изучай свой край!

-Сегодня наше путешествие было посвящено еще и  празднованию  юбилея Кузбасса

-Думаю, что вы продолжите изучать данную книгу о природе Кузбасса.

-Здесь вы узнаете о заповедных местах, о том, какие животные там обитают, как беречь и охранять леса и реки. В книге много  занимательных конкурсов, загадок о природе. Вы можете попробовать разгадать  викторины о животных. Читайте и узнавайте свой край!!! 

Спасибо за внимание!!!

Обучающиеся высказывают свое мнение,  отвечают на вопросы.

Чтение текста

Активное слушание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Путешествие по страницам книги (мероприятие на татарском языке)

Вам встретится книга, которая ищет ответ на вопрос "Читает ли современная молодежь книги?"...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»

Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...

"Путешествие по страницам книги"

интегрированное занятие по развитию связной речи...

Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах «Исторические страницы математики»

Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах «Исторические страницы математики»...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.

Описание: предлагается сценарий мероприятия  «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...