ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ
статья (7 класс)

Волковая Евгения Викторовна

Бессмертные произведения русской музыки прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство русского человека. Идея героической защиты Родины, народного патриотизма – одна и ведущих тем в русском искусстве.  Героизм в музыке является актуальным и в настоящие время. Бессмертные подвиги защитников Отечества прошлого нашли отражение в великих музыкальных произведениях   М.И. Глинки, А.П. Бородина, С.С. Прокофьева и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx26.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОЛКОВАЯ ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА,

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

БУТОВ ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ,

УЧАЩИЙСЯ 7Б КЛАССА

«ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ»

      Аннотация: Бессмертные произведения русской музыки прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство русского человека. Идея героической защиты Родины, народного патриотизма – одна и ведущих тем в русском искусстве.  Героизм в музыке является актуальным и в настоящие время. Бессмертные подвиги защитников Отечества прошлого нашли отражение в великих музыкальных произведениях   М.И. Глинки, А.П. Бородина, С.С. Прокофьева и т.д. 

Ключевые слова: героизм в музыке, опера, музыкальные произведения, подвиг

 Целью работы стало сформировать знания об особенностях характера героической музыки, способах передачи героических образов в классических и современных музыкальных произведениях, показать значение данной музыки в жизни людей. 

Для достижения цели решались следующие задачи:        

-  Изучить литературу по данной теме;

-  Познакомиться   с особенностями героической музыки русских композиторов

- Определить значение героической музыки для молодежи;

- Популяризировать героическую музыку среди учащихся МБОУ СОШ №98

Гипотеза: героизм – потребность  каждой эпохи.

Объект исследования: музыка.

Предмет исследования: музыка русских композиторов

     Героика – важная тема в творчестве многих отечественных композиторов. Можно сказать, что наряду с любовной темой, героическая тема является наиболее распространенной в музыке. Для любого сюжетного музыкального произведения характерно наличие героя, а следовательно, перед автором стоит задача по созданию его художественного образа.

 Героические образы очень характерны для исторической темы, композитор создает их, опираясь на мотивы патриотизма, жертвы за Родину, воинского и человеческого подвига. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в героях, основной пласт национальной музыкальной культуры посвящен именно им.

 Героическая тема всегда привлекала внимание русских композиторов, в творчестве некоторых из них она стала основной. Свержение монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 годаРеволюция 1917 годаГражданская и Великая Отечественная войны оставили неизгладимый след в русской музыке, каждое из этих событий имеет своих героев. Многие из этих героев, вернее их образов, нашли воплощение в произведениях отечественных авторов.

Глинка был первым русским композитором, написавшим оперу, он жил в сложный исторический период – во время Отечественной войны 1812 г. Эта борьба русского народа не на жизнь, а на смерть, желание во что бы то ни стало защитить свое отечество, вдохновила Глинку на написание оперы «Иван Сусанин». 

     История самого Ивана Сусанина перекликается с реалиями войны с Наполеоном, в эпоху которой жил и творил композитор. Как следует из легенды (некоторые историки убеждены, что на самом деле подвиг Сусанина вымышлен), Сусанин, не побоявшись за свою жизнь, завел в лес отряд польских интервентов, где они и сгинули. Вместе с врагами погиб и сам Сусанин. В своей опере Глинка рисует многомерный образ героя, коим и предстает перед нами крепостной крестьянин Иван Сусанин. Характерной приметой этого образа служит колокольный звон, который звучит в заключении оперы. Звон символизирует победу народа над иноземными захватчиками, именно колокола на Руси созывали народ на совет и сообщали о знаменательных событиях. Так Глинка связал образ героя с образом колокольного набата.

      Чувство гордости, возникающее при прослушивании оперы Глинки, несомненно, было авторской задумкой. Для этого композитор использовал всю богатую палитру музыкальных выразительных средств и, в частности, мелодии похожие на народные песни. Перед смертью Сусанин поет о том, что ему страшно умирать, но он не видит другого выхода, кроме как погибнуть за Родину, но не уступить ее врагу. Даже ценой страшных мучений (враги пытают его, чтобы он указал им путь из чащи) Сусанин не предает своих.

       В опере «Иван Сусанин» Глинка создал и героический образ народа, который исполняет партию хора и как бы подтверждает слова главного героя, который, не боясь смерти, готов отдать жизнь за спасение Родины. Весь русский народ прославляет подвиг Сусанина и сам, не колеблясь, пойдет на смерть, во имя жизни.

В основу сюжета оперы Бородина «Князь Игорь» положена история борьбы древнерусских князей с кочевниками-половцами. Сама история была описана в «Слове о полку Игореве», которым пользовался композитор при написании своего произведения. В опере Бородина, как и в опере Глинки, большое внимание уделено народным мотивам, особенно в хоровых партиях. Князь Игорь – подлинный герой, он горячо любит свою родину – Русь и готов огнем и мечом оборонять ее от врагов.

     Опера «Князь Игорь» представляет собою величественную народную эпопею, правдиво воссоздающую в обобщенных, ярких и жизненно-убедительных образах один из трагических периодов прошлого русского народа в его борьбе за единство и национальную независимость. В героической концепции оперы, в ее главных музыкальных образах Бородин воплотил наиболее типичные черты национального характера и душевного склада русского народа: беззаветную любовь и преданность Родине, моральную стойкость и героическую сплоченность в борьбе с врагом, сопротивление деспотизму, насилию и произволу.

Героическая тема находит отражение и в творчестве С. Прокофьева. Можно сказать, что вся, написанная им музыка буквально пропитана героикой. Большинство произведений композитора создано с использованием исторических сюжетов, а там, где история, там и герои. Особенно ярко образы героев проявляются в его знаменитой опере «Война и мир», написанной по мотивам одноименного романа-эпопеи Л.Н. Толстого. С особой тщательностью композитор прорабатывает образ Кутузова, вынужденного оставить Москву на разграбление врагу, и собирательный образ русского солдата, воюющего за свою Отчизну.

      Замысел оперы «Война и мир» возник у Прокофьева весной 1941 года. Начало сделало эту тему особенно близкой и актуальной. Композитор писал: «...Уже тогда приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли. Ясно было, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы».

    Стойкость русского характера, который выдержал, не сломался перед лицом суровых испытаний, выпавших на его долю в тяжелые годы вражеского нашествия, показана в опере в сценах на поле брани, народных образах (солдат, ополченцев, жителей Москвы, партизан) и в образах отдельных героев.

     Кантата «Александр Невский» С.С.  Прокофьева   написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.  Семь частей кантаты «Александр Невский» – семь ярких, красочных музыкальных картин, словно выхваченных из отдаленной эпохи; и вместе с тем каждая из них – определенный этап в развитии общей идеи произведения.  С великолепной правдивостью выразил композитор психологическую суть двух противостоящих сил. Это не просто красочные обобщенные портреты. А два непримиримо враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро - монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Музыкальные характеристики и тех и других необычны ярки, психологически точны, конкретны.

     Образ Руси – народные хоры, лирическое соло женского голоса, чисто инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями, близкими к народной русской песенности. Чувства, выраженные музыкой, очень разнообразны. Крестоносцы же обрисованы музыкой менее разнообразной – в основном зловещей, агрессивной, все это создает образ тревожно – жуткий, лишенный человеческого тепла. В эпилоге кантаты – «Въезд Александра Невского во Псков» – звучит торжественно и величаво хор, прославляющий победителей. Здесь, знакомые образы предстают как бы укрупненными, еще более значительными и звучат солнечно, ликующе. Горделивую радость за свою историю, за ее героев рождает эта музыка. Огромна сила ее художественного и эмоционального воздействия.

     Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича – одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. История мирового искусства еще не знает подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось бы под непосредственным впечатлением только что происходящих событий. Обычно крупные сочинения вынашиваются долго, сосредоточенно. Здесь же оказалось достаточно одного месяца, чтобы чувства и мысли миллионов его современников, воплотились в совершенные формы и высокохудожественные образы. Конкретное историческое событие – борьба с фашизмом – приобретает в этой музыке обобщенную трактовку. Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его, – широкие, напевные – напоминают русские народные песни. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов-антиподов, которые носят определенный характер. После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске под управлением Мравинского, но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу – подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии – 9 августа 1942 года – все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере. И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

      Песенная композиторская музыка в период ВОВ имела свои особенности. Никто не заказывал композиторам симфоний, ораторий, хоров, песен. Музыка писалась по велению души и сердца, по неодолимой внутренней потребности. И хотя отклик композиторов на события военных лет был почти мгновенным, сиюминутным, это не сказалось отрицательно на глубине музыки. Напротив, во всех жанрах, от симфонии до песни, были созданы выдающиеся художественные ценности. Музыка правдиво запечатлела мысли и чувства советского человека в годы войны Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких, звала на подвиг.

      В начале Отечественной войны среди массовых песен преобладали героико-драматические песни о доблести и мужестве советских воинов. Назовём призывную «Священная война!» А.В. Александрова, «Песню защитников Москвы» Б. Мокроусова, героические «Песню смелых» В. Белого и «В бой за родину» З. Компанейца. К лучшим песням того времени относится черноморская баллада «Заветный камень» Б. Мокроусова - А. Жарова и многие другие песни. Многие песни военных лет – это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам. Спустя многие годы, песни военных лет продолжают волновать сердца людей, остаются нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу, примером героического подвига русского народа.

     Необходимым условием значительности воплощаемых композитором героических образов является историзм авторского мышления. Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев. Есть такое выражение: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!». В героических музыкальных произведениях прослеживается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов – в наше время. Появление каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты, песни – всегда обусловлено потребностями своей эпохи. Или как говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может.

Список литературы

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград: Учитель, 2009.-205 с.

2. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1990.-130 с.

3. Музыка: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.

4. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1991.-164 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

урок музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи"

Открытый урок по музыке в 7 классе, ярко раскрывающий межпредметные связи. На уроке отчётливо продемонстрирована героическая тема через музыку, литературу, живопись....

Презентация "Героическая тема в русской музыке"

Данная презентация, используемая на уроке систематизации знаний, позволяет повторить и закрепить пройденный материал по теме "Героическая тема в русской музыке"....

Героическая тема в русской музыке

Героическая тема в русской музыке».Нету счастья выше, нету чести вышеЧем любимой Родине служитьЦель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре.Задачи: Осуществить комплексный ...

Героическая тема в русской музыке

Героическая тема в русской музыке».Нету счастья выше, нету чести вышеЧем любимой Родине служитьЦель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре.Задачи: Осуществить комплексный ...

Героическая тема в русской музыке

«Героическая тема в русской музыке».Нету счастья выше, нету чести вышеЧем любимой Родине служитьЦель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре.Задачи: Осуществить комплексный...

Урок музыки в 7 классе "Героическая тема в русской музыке"

Цель: выявить характерные особенности музыкальных произведений героической тематики, их роль в изображении героев, защитников Отечества, уметь приводить примеры музыкальных произведений, отражающих ге...