Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»
статья

Полетаева Ирина Валерьевна

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся  в условиях

введения ФГОС  основного общего образования»

Полетаева И.В.,

 учитель истории и обществознания,

 «Настоящий человек начинается там,

 где есть святыня души»

В.А.Сухомлинский  

Всего один раз живет человек на земле, но как же по – разному использует он свои годы. Для одних это время взлета в высочайшие области человеческого духа, время горения и предельной самоотдачи, напряженного созидательного труда. Для других  - бесцельное, бессмысленное времяпровождение в барах и подворотнях, бесконечная погоня за вещами, которая в конечном счете приводит к духовному краху… В концепции модернизации российского образования среди важнейших качеств, которыми должны обладать современные выпускники, названы духовность,   нравственность, самостоятельность, инициативность и др.

Приятно сознавать, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров в политику государства с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры.

В.А.Сухомлинский сказал: «Настоящий человек начинается там, где есть святыня души». Как мы понимаем эти слова?

Святыня, свято, святой, святость – слова одного корня. Святой человек – это тот, кто стремиться угодить богу, жить по воле божией, который смирен и кроток. Кто светел, тот и свят.

- А что же такое духовность?

- Это устремленность человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и таким образом одухотвориться.

В.И.Даль считал, что духовность  обозначает все, относящееся к человеческой душе, духу, богу, церкви, вере.

- Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, на основе гармонии с окружающим миром.

- А что есть нравственность?

- Нравственность – компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

А вот как ответил на этот вопрос поэт О.Рубежов

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу,- утверждает духовенство.

Мудрец ответит просто: путь к себе

Поэт с художником подскажут: «Вдохновенье»

Певец и композитор – песнь души

Политик – совесть, физик – убежденье

И все они по - своему правы

Духовность – это творчества начало

Полет души. Что ввысь устремлена

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна

Духовность не имеет постулатов

В ней дух святой, лишь с нею мы богаты.

Современный ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК- век открытий, нововведений, компьютеризации, стремительного развития. Наша жизнь так быстро изменяется, что мы в этой суете забываем о самых простых человеческих ценностях, без которых становимся черствее, равнодушнее ко всему, что нас окружает.

А.С.Макаренко когда-то сказал: «Все человеческое в человеке должно быть воспитано».

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования.

В МБОУ «СОШ №2» с 2012 года реализуется программа воспитания  и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, цель которого является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитательная работа ведется в системе взаимосвязанных направлений: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Каждое из направлений воспитания и социализации  основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

     В условиях введения ФГОС в начальном профессиональном образовании одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в школе. Педагогический коллектив стремится к формированию у обучающихся следующих качеств: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семейные, трудолюбие, общих компетенций и др.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание в нашей школе осуществляется через уроки, внеурочную деятельность, дополнительное образование, внеклассную работу, часы  общения, работу музея, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Основные направления воспитательной деятельности.

1. «Я – Человек» - (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности).

2. «Моя Родина» (соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков).

3. «За здоровый образ жизни» (соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности).

4. «Мир прекрасного» (соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности).

    Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в школе осуществляется через следующие  формы работы:

Уроки

внеурочную деятельность

дополнительное образование

внеклассную работу

работу музея

часы  общения

Интеллектуально-творческие игры

Конкурсы и викторины

КТД

Агитбригады

Театральные представления

Социальные проекты

олимпиады-конкурсы

- детские чтения

-акции

-публикации исследовательских и творческих работ

     Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями.

Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.

Основные виды деятельности:

  • познавательная
  • игровая
  • творческая
  • спортивно-оздоровительная
  • коммуникативная

Ожидаемый результат работы:

·        Создание реальной возможности для включения детей в интересную и полезную деятельность, обеспечения свободы выбора содержания деятельности и средств её осуществления;

·        Приобретение опыта работы в коллективе, мине-группе и индивидуально, владение техникой организации взаимодействия с другими людьми;

·        Развитие творческих способностей и использование их на благо себе и окружающим, самоопределение ребёнка в выборе деятельности;

·        Готовность детей к непрерывному усвоению и обогащению социального опыта с целью реализации общечеловеческих ценностей  в своей жизни;

·        Наличие у детей чётко сформированных взаимоотношениях представлений о взаимоотношениях между людьми и средствах их выстраивания;

·        Освоение детьми навыков самостоятельной организации своей деятельностью

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

     Готовясь к семинару, я провела в некоторых классах  небольшой социологический опрос. Всего участников –95. Результат: (в диаграмме)

Опросник

1.        Является ли духовно-нравственное воспитание приоритетным в современном мире?

        Да  11 – 65%

        Нет   6 – 35%

2.        Проводятся ли в вашем классе мероприятия по духовно-нравственному воспитанию?

        Да  17 – 100%

        Очень редко  0

        Нет 0

3.        Нужны ли такие мероприятия?

        Да, несомненно 16 – 94%

        Нет  1 – 6%

    Приходим к выводу, что…

Во-первых, 65% детей считают, что  духовно-нравственное воспитание является приоритетным в современном мире; 100% отмечают, что проводятся мероприятия по духовно-нравственному воспитанию; 94% уверены, что такие мероприятия необходимы.

Помимо непрерывной работы с ученическим коллективом должна вестись работа и с родителями, поскольку педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, ведь уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

     Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. В школе сложились следующие формы работы с семьей: классные и общешкольные родительские собрания; функционирование управляющего совета школы; Родительского комитета школы; участие родителей в школьных мероприятиях, тематических классных часах, лекториях, консультациях, дискуссиях, беседах и вообще в жизни класса.

Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

«Возбудите  в  человеке искренний  интерес  ко  всему  новому, полезному,  высшему  и  нравственному,  и  вы  можете  быть  спокойны, что  он  сохранит  человеческое  достоинство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются : Закон Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образо

Нормативно-правовой и документальной основой программы  духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются   : Закон Об образовании», федер...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Проблема преемственности в содержании предметов духовно- нравственного цикла в системе начального, основного общего образования

выступление на районном семинаре, обобщение опыта работы в школе по проблеме преемственности в содержании предметов духовно- нравственного цикла в системе начального, основного общего образования...