«Развитие творческих способностей, обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».
статья (7 класс)

Ткач  Ирина Леонидовна

Творческая активность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx248.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города     Новосибирска "Санаторная школа-интернат № 133"

Воспитатель: Ткач Ирина Леонидовна

«Развитие творческих способностей, обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».

Работа воспитателя в школе-интернате для детей, больных сколиозом, имеет специфические особенности, характерные только для этого учреждения. Воспитатель должен учитывать не только степень и тяжесть заболевания, а все компенсаторные возможности, знать, какие обходные пути, дополнительные силы и способности ребенка можно развить, чтобы привести организм ребенка к победе.

На современном этапе, когда здоровому человеку нелегко реализовать себя в нашем обществе, юношам и девушкам, имеющим деформацию позвоночника, это сделать во много раз сложнее.

Известно, что легче адаптируется в любом обществе человек гармонично развитый. Немаловажной чертой гармонично развитой личности считаю творческую активность.

Действительно, в наше время очень актуальна проблема воспитания именно творческой личности, способной создавать новое, способной приносить пользу на благо общества, при этом сохраняя свою индивидуальность и обладая высоким запасом нравственного потенциала. Такое воспитание человек должен получить с детства и, особенно в момент своего взросления – в подростковом и юношеском возрасте, находясь в школьном коллективе. Коллектив - большая семья, где каждый ребенок воспринимается таким, какой он есть, где считаются с его мнением, помогая во всем и всегда.

Исходя из вышесказанного, целью своей работы я определила: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».

Цель реализую через следующие задачи:

  1. Формирование единых условий для развития творческих способностей каждого ученика, то есть формирование сплоченного коллектива, в котором ученики могут, не стесняясь, выражать свои идеи и замыслы.
  2.  Построение творческой деятельности учеников на субъект - субъектных отношениях.
  3. Формирование  мотивационно-творческой активности обучающихся.

Так как у наших детей нет возможности посещать учреждения дополнительного образования (строго регламентированный распорядок дня), я организую творческую деятельность детей, стимулируя их самодеятельность, создавая условия для дальнейшего саморазвития обучающихся. Работу веду в   направлении создания в классе творческой атмосферы, «погружение» ребят в деятельность, требующей творческой фантазии; в контакте с учителями-предметниками для повышения познавательной деятельности   провожу: выставки рисунков, конкурсы газет, викторины, конкурсы стихотворцев, игры, сочинение сказок, театр – экспромт, постановка сказок (сценическая деятельность), коллективная подготовка и проведение классных и школьных праздников.

        Воспитательную деятельность в классе строю с учетом возрастных психологических особенностей по следующей системе:

  1. Начиная работу с классом, обязательно провожу изучение уровня  потребностей и мотивации к творческой деятельности. Для этого использую педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, беседы с учениками и их родителями, беседы с учителями-предметниками, беседа с воспитателями начальной школы.
  2. Общение с учениками строю на основе позиции воспитателя-создателя условий для развития личностных качеств ученика:
  • «Клуб друзей», на заседании которого в форме бесед-размышлений, игровой форме у учеников формируются и закрепляются представления о дружбе, честности, доброте, совести, ответственности и т.п., вырабатывается определенная положительная позиция к нравственно-этическим нормам, изучается этикет, проводятся игры («Волшебный трон», «О, счастливчик» и др.);
  • «Мир, и я» - серия классных часов, на которых учимся принимать себя и других такими, какие они есть, чувству сопереживания, сопричастности, эмпатии, различать добро и зло, то есть учимся приемам самопознания (опросники, анкеты, тесты, игры и т.д.);
  •  «Круглый стол» - отдельно для девочек и мальчиков, на которых обсуждаем вопросы взаимоотношений полов, беседы о здоровом образе жизни, о сокровенном;
  • «Клуб ситуация» - проигрывание жизненно-нравственных ситуаций, умение выбрать то или иное решение и при этом обосновать его, научение навыкам прогнозирования последствий своего выбора, научение умению дать самооценку своему поступку, своей деятельности, сделать соответствующий самоанализ и вывод: эта форма работы очень нравится старшеклассникам;
  1. Совместная деятельность воспитателя и учеников на основе сотрудничества и сотворчества:
  • внутриклассные события и праздники – подготовка и проведение их снимает эмоциональную усталость, повышает статус значимости ученика в глазах одноклассников и в собственных глазах, способствует расширению эрудиции («Это интересно» - еженедельные сообщения об интересных событиях и фактах), развивает мотивацию ученика к творческому самовыражению (от совместно-разделенной деятельности воспитателя и ученика к самодеятельности ученика);
  • общешкольные праздники – коллективная творческая деятельность, развивающая чувство ответственности (нельзя не сделать и подвести класс), обеспечивающая формирование глубокой внутренней мотивации к творческому самовыражению;
  • проведение родительских собраний совместно с детьми, обычно в конце учебной четверти или перед праздниками, это способствует созданию хорошего психологического климата в отношениях родителей и детей, родители начинают интересоваться не только учебой, но и взаимоотношениями в классе, помогают при подготовке школьных мероприятий (костюмы, оформления и т.д.).
  1. Создание условий, развивающих творческую активность:
  • театр-экспромт, начиная с 5-го класса на перемене, на улице, в свободную минутку играем в эту занимательную игру, которая развивает внимательность, воображение, движение;
  • сценическая деятельность учеников – этот вид деятельности уникален тем, что при включении коллектива класса в такую деятельность реализуются и решаются многие задачи: формируется эстетическое отношение к жизни общества, развиваются умения и навыки художественного творчества, решение поставленных проблемных ситуаций приводит к ситуации успеха и повышению самооценки учащихся, дисциплинирует коллектив – общая занятость ставит детей в жесткие условия дефицита времени, приходится работать с большей отдачей на самоподготовке, активизируется самоуправление класса (необходимо быстро решать ежедневные наши обязанности, четко следить за их исполнением).
  1. Организация совместной деятельности родителей и детей:
  • еженедельные беседы с родителями и учеником, обязательно положительная оценка личности ученика, пожелание успехов в домашних делах;
  • родительские собрания вместе с детьми;
  •  совместная трудовая деятельность – при подготовке спален и классных комнат к началу учебного года.

Приоритетным направлением своей работы считаю сценическую деятельность обучающихся. Прекрасное воспитательное воздействие и на артистов, и на зрителей оказывает сказка на сцене. Сказка – это мир, с которым ребенок знаком с раннего детства. Сказка учит, развивает, воспитывает, охватывает все сферы духовной жизни ребенка – ум, чувства, воображение, душу. Обычно, в постановке сказки принимает участие весь класс. Ученики являются актерами, костюмерами, оформителями сцены, дублерами танцорами (когда по ходу действия необходим танец), певцами (если в сценарии есть песни).  Такая коллективная творческая деятельность способствует сплочению коллектива класса, создает ситуацию успеха и эмоциональной удовлетворенности, повышает чувство собственной значимости ученика, вырабатывает чувство ответственности. Постепенно к восьмому классу сформировалась инициативная творческая группа.  В эту группу вошли самые активные ученики, которые принимали постоянное участие не только в классных делах, но и в делах школы - интерната.  Они не просто были исполнителями, но и пробовали свои силы как режиссеры, авторы.

Хочу отметить, что сценическая деятельность очень помогает адаптироваться вновь поступающим детям в санаторную школу - интернат.  

Можно было бы еще много говорить о творческой работе в классе: и о газетах, и о необычных наших уголках, о наших классных праздниках, о стихах, которые пишут обучающиеся, но я взяла для анализа только наши наиболее крупные дела, которые мы готовили для всей школы. На примере этих дел прослеживается следующий путь развития обучающихся в творческой деятельности; если рассматривать поэтапно

Путь развития обучающихся в творческой деятельности

с 7 по 10 класс

Класс

Вынашивание идеи

Разработка сценария

Подготовка

7

Совместное, при помощи воспитателя

Воспитатель

Под руководством воспитателя

8

Ученики

Для классных праздников – ученики, для школьных совместное

Для классных праздников – самостоятельно, для школьных – совместно с воспитателем

9

Ученики

Ученики, воспитатель – редактор

Самостоятельно без воспитателя

10

Ученики

Ученики

Самостоятельно без воспитателя

В оценке результативности по данной теме мною были использованы следующие  показатели: 

  • участие  школьников в творческих мероприятиях, конкурсах с демонстрацией результатов собственного творчества. Мною представлена часть мероприятий и конкурсов различных уровней, на мой взгляд, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.  
  • удовлетворенность процессом деятельности.

Коллективные творческие мероприятия позволяют обучающимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом   развития его творческих способностей, личностного роста.  

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства обучающихся.   Дети из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.  

В процессе работы выявилось, что коллективная творческая деятельность повлияла и на развитие творческих качеств личности

В связи с этим была в конце 10 класса  проведена «Анкета выявления творческих качеств обучающихся  (по методике В.И.Андреева)», где они указывали, какие качества  у них развились благодаря участию во внеклассных мероприятиях и конкурсах. Наибольший процент получили такие качества как целеустремленность,   увлеченность, любознательность.

Анкета выявления творческих качеств  обучающихся

 (по методике В.И. Андреева)

Вопрос: какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате  активного участия во внеклассных мероприятиях и конкурсах.

 

Было проведено анкетирование воспитанников 10 класса "Удовлетворённость школьной жизнью". Обработка полученных данных показала высокую степень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью. Следующая методика “Выявление мотивов участия детей в делах классного и общешкольного коллектива” (модифицированный вариант методики О.В. Лишина), показала, что ведущим мотивом участия воспитанников в совместной деятельности – «общественно полезная значимость», и лишь незначительная часть детей указывает мотивом «обязательность как принуждение». Таким образом, чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Была проведена диагностика уровня творческой  активности обучающихся (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича). Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических  показателей провести сравнительный анализ изменений в  сформированности у воспитанников творческой активности. Замеры осуществлялись по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Можно выделить три уровня творческой активности подростка и отдельных  ее  аспектов:  низкий,  средний,  высокий. Исследование показало, что 87% обучающихся моего класса имеют высокий и средний уровень творческой активности

По результатам проведенной анкеты «Деятельность глазами ученика» воспитанники отмечают:

  • в нашем классе ребята принимают активное участие в мероприятиях – 70%;
  • есть возможность выбора конкурсов с учетом  возможностей детей  - 72%;
  • выбирают мероприятия и конкурсы, потому что они  интересные и могут  показать свои  способности -  67%;
  • классный руководитель и воспитатель  замечает мои успехи в конкурсах, заинтересован в этом –  79%.

Данные результаты говорят об удовлетворенности процессом деятельности.

Хочется закончить словами Выготского Л.С.: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим  и видоизменяющим свое настоящее».

Результатом своей педагогической деятельности считаю:

  1. Сформирован дружный, творческий  коллектив.
  2. Критерием успешности моей работы является положительная динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.
  3. Прослеживается динамика роста творческой активности в классе, где  я являюсь воспитателем в настоящее время.
  4. Коллектив на протяжении трех лет участвовал  в школьных конкурсах, смотрах и праздниках.  Жизнь ребят в санаторной школе – интернат эмоционально насыщена общественно полезной деятельностью.
  5. Отслеженные результаты качеств личности обучающихся  по позициям свидетельствуют о повышении уровня нравственной воспитанности коллектива, а значит об успешности работы по данной системе.
  6. По результатам  анкетирования  "Удовлетворённость обучающихся школьной жизнью" была получена высокая  степень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью.
  7. За время моей работы  в школе - интернате мною разработаны сценарии общешкольных праздников, конкурсов, викторин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Творческий отчет "Основные методы, приемы, формы преподавания математики в условиях санаторной школы-интерната № 2"

Творческий отчет по математике "Основные методы, приемы, формы преподавания математики в условиях школы-интерната № 2"...

Развитие творческих способностей учащихся в условиях сельской школы

В статье описаны особенности развития творческих способностей учащихся  в условиях сельской школы...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...

Выступление из опыта работы на тему "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат"

Выступление из опыта работы на тему  "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат". Представленный материал можно ис...