Материал выступления в рамках городского РМЦ: "Особенности методики преподавания биологии в рамках ФГОС в 5 классе."
материал

Нечаева Наталья Павловна

Предварительный просмотр:

Особенности  методики преподавания биологии в рамках ФГОС в 5 классе.

Документ  «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», был утвержден  приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.

 ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России.  Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

В соответствии с Программой развития образования ХМАО-Югре на 2014-2020гг,

Программой развития образования г. Нижневартовска на 2012-2014гг и Программой развития ОУ на 2012-2014гг

 с 2010г. наша школа является пилотной площадкой,

а с 2011г.стажерской площадкой по внедрению ФГОС НОО, пр.№482 ДОиН ХМАО-Югры от30.06.10)

 В основу ФГОС  заложена система требований. Выделим их еще раз.

      1. Первое требование предъявляется к структуре основных образовательных программ.

      2. Второе  требование  стандарт предъявляет  к результатам  освоения программ.

     3. Третье требование   к условиям  реализации .

Отсюда вытекает определение Федерального государственного образовательного стандарта.   «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Новизна заключается  в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.  Внедрение и реализация  данного документа подразумевает иные  подходы к образовательному процессу.  Требуются и новые подходы к  созданию  образовательного пространства, другой  методики преподавания биологии.  Поэтому очень важно, чтобы учитель  владел современными компетенциями в своей деятельности.

ФГОС определяет, что основная образовательная программа основного общего образования для каждого учебного заведения должна состоять из трех разделов.  К ним относятся  целевой, содержательный и организационный разделы.

целевой раздел определяет цели, задачи и планируемые результаты от внедрения программы.

Содержательный раздел  определяет   содержание основного общего образования и  поэтому состоит из  образовательных программ.  Впервые  мы видим образовательные программы,  ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных   результатов учащимися в ходе образовательного процесса.  Новое в образовательных программах направление – это развитие универсальных учебных действий. В ходе образовательного процесса  у учащихся должны формироваться компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской работе и проектной деятельности.

Организационный раздел включает  учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы.

Требование к результатам  освоения основной образовательной программы основного общего образования.

ФОГС  устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования.

К ним относятся

личностные результаты.

Метапредметные результаты

http://standart.edu.ru/.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени образования.

Остановимся на требованиях, которые предъявляются ФГОС к области  естественно - научных предметов.

 В первую очередь они предъявляются  к качеству естественно - научного образования и к условиям необходимым в образовательном процессе. В связи с этим  вводятся  новые подходы к организации учебного процесса.

 Также   ФГОС предъявляет  требования  к результатам обучения.   Познакомимся  с кратким  списком требований, которые  предъявляет  ФГОС к  результатам изучения биологии.  

 1. У учащихся должна быть сформирована система биологических знаний.

2. Учащиеся  владеют  специфичным предметным биологическим  языком.

3.  В ходе учебного процесса  осуществляется знакомство с естественно - научным методом познания.

4. Учащиеся способны применять знания и умения для решения практических задач.

В своей деятельности по преподаванию биологии в 5 классе в 2015-2016 учебном году я выбрала программу предназначенную для организации обучения биологии в 5-9 классах общеобразовательных учреждений по учебникам выпускаемым издательским центром «Вентана-Граф» под руководством Пономарёвой И.Н. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования 2010 г.

На основании данной программы мною как учителем предметником была составлена рабочая  программа в соответствии с положением о рабочих программах МБОУ «СОШ №10»

Предлагаю вашему вниманию фрагмент тематического плана данной рабочей программы


Данной программе соответствуют учебники

http://www.vgf.ru/bioP

Код: 2479 - Биология. 5 кл. Учебник. Изд.1 (Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Под ред. Пономаревой И.Н.)

Учебник входит в систему «Алгоритм успеха». Он включает общий обзор царств живой природы, сведения по общей экологии, знакомит учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе. Учебник содержит вопросы и задания для контроля усвоения учебного материала и лабораторные работы.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

        

Код: 2339 - Биология. 6 кл. Учебник. Изд.1 (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Под ред. Пономаревой И.Н.)

Учебник входит в систему «Алгоритм успеха».
Представленный в нём курс биологии посвящён изучению растений и продолжает развитие концепции, заложенной в учебнике «Биология» для 5 класса (авт. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова). В основе концепции — системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой материи.
Учебник содержит дополнительный материал, способствующий расширению кругозора шестиклассников, повышению их интереса к изучаемому предмету.
В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 1 ч в неделю (35 ч в год).
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Особое место в достижении этих результатов  в ФГОС отводится системно-деятельностному подходу,  который предполагает  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Должен осуществиться  переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования.  Системно - деятельностный подход  предполагает ориентацию на результаты образования, развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий.  Это позволит гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаст  основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

 Согласно ФГОС системно-деятельностный подход предполагает:

- признание решающей  роли  взаимодействия участников образовательного процесса;

-  учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

     Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии: обучение на основе «проблемных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация,  информационно-коммуникационные технологии.

В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическу ю карту урока .Что это такое?

 Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель освоения учебного содержания
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическу ю карту урока .Что это такое?

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Существует большое количество вариантов технологических карт. В нашей школе рассматривались многие варианты. Каждому методическому объединению было предложено выбрать свой вариант. Варианты были представлены на методическом совете для выработки положения о технологической карте. На своих уроках я использую данный вариант технологической карты.

 Что же получается на практике?  Вот перечень проблем:

  1. Выбор учебников. Для учителей, впервые начинающих работать по новым стандартам в пятом классе, выбрать учебники по своему усмотрению очень сложно.
  2. Соответствие новых учебников требованиям ФГОС.
  3. Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология современного урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать универсальные учебные действия?
  4. Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и навыки? Как будет меняться структура ГИА И ЕГЭ?

Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени.

При реализации хорошо знакомого материала требуемый результат достигается далеко не всегда. Затруднения вызывает описание планируемых результатов: предметных, метапредметных и особенно личностных. И часто наблюдается нестыковка между задачами, ожидаемыми результатами, содержанием и методикой проведения урока.

Трудно отойти от привычной схемы: опрос, изучение, закрепление и спланировать учебные действия учащихся, необходимые для самостоятельного «добывания знаний». Предлагаемые схемы не включают обсуждения цели урока на основе проблемного вопроса, мало элементов эвристической беседы, диалога, работы в малых группах.

 Для итоговой оценки метапредметных результатов учителю необходимо продумать тематику проектных заданий, определить материальные и информационные ресурсы. Помимо этого, учитель должен быть готов к проведению диагностики пришедших в 5-ый класс учащихся и определить их возможности по освоению курса. Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого пятиклассника можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Особенности преподавания географии в рамках ФГОС»

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении насе...

Деятельностный подход преподавания биологии в рамках ФГОС.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоо...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Сценарий для выступления в рамках городского социального проекта «Впиши свою строку» на тему «Борис Васильев: родом из детства».

Сценарий для выступления в рамках городского социального проекта «Впиши свою строку» на тему «Борис Васильев: родом из детства»....

Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурент...

Выступление в рамках городского методическое объединения учителей (выписка из протокола 1 от 20.09.2022)

Выступление в рамках городского методическое объединения учителей (выписка из протокола 1 от 20.09.2022)...