Мастер - класс "Мнемонические правила на уроках математики"
презентация к уроку

Гаврилова Ольга Петровна

Мнемонические правила на уроках математики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемонические правила в математике

Слайд 2

«Единственное сокровище человека – это его память. Лишь в ней – его богатство или бедность» Адам Смит Применение мнемонических правил на уроках математики для облегчения запоминания нужной информации и увеличения объёма памяти путём образования ассоциаций (связей).

Слайд 3

Таблица умножения на пальцах на 6, 7, 8, 9

Слайд 4

Таблица умножения на 9

Слайд 5

Тригонометрия на ладони

Слайд 6

Знаки тригонометрических функций

Слайд 7

Формулы приведения

Слайд 8

Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое. М.В. Остроградский



Предварительный просмотр:

Мастер – класс
«Мнемонические правила в математике»

Автор мастер класса: Гаврилова Ольга Петровна, учитель математики МБОУ «Первомайский ЦО».

  1. Тема «Мнемонические правила в математике».
  2. Идея – применение мнемонических правил на уроках математики для облегчения запоминания нужной информации и увеличения объёма памяти путём образования ассоциаций (связей).
  3. Цель мастер – класса – показать, что применение мнемонических правил помогают при заучивании учебной дисциплины очень глубоко понять и запомнить материал.
  4. Задачи – показать возможные приемы применения мнемонических правил при изучении математики.
  5. Подход: мастер – класс представлен в деятельностном подходе.
  6. Технологии, которые будут представлены: эзотерические, личностно-ориентированные.
  7. Научные подходы: В мастер – классе используются научные подходы
  8. Методы работы, которые используются в мастер – классе М. Монтессори, Л. Н. Толстой.
  9. Мотивация: Работа в мастер – классе поможет научиться заменять абстрактные объекты и факты на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
  10. Организация работы участников:

Сейчас вам будут представлены примеры применения мнемонических правил в математике.

Каждому из вас получил карточку, на которой вы запишите свои Ф. И. О., в который вы будете заносить заработанные балы на протяжении всей работы.

Ф. И. О. ____________________________________________

Вид работы

Баллы

1

Умножение на 9.

2

Основные значения синуса и косинуса.

3

Формулы приведения.

Всего

Метод умножения на 9:  Итак, всё, что вам понадобится — это десять пальцев рук. Положите ладони на стол. Мысленно дайте каждому пальцу, начиная от мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой, свой номер от 1 до 10.

Вот так:Таблица умножения на пальцах

Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и поднять его. А затем посмотреть, сколько пальцев осталось лежать справа и слева. Количество пальцев слева от поднятого пальца (в нашем случае их 2) — это десятки, количество пальцев справа (у нас это 7) — это единицы. Итого, получаем — 2 и 7, то есть 27.

Таблица умножения на пальцах

Задание № 1: Вспомним таблицу умножение на 9 с помощью пальцев.

                           

Основные значения синуса и косинуса:

А оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони. Протяните руку (любую) и разведите как можно сильнее пальцы (как на слайде). Оказывается между мизинцем и большим пальцем угол 90, между мизинцем и безымянным – 30, между мизинцем и средним – 45, между мизинцем и указательным – 60. И это у всех людей без исключения.

Введем нумерацию пальцев:

мизинец № 0 – соответствует 0,
безымянный № 1 – соответствует 30,
средний № 2 – соответствует 45,
указательный № 3 – соответствует 60,
большой № 4 – соответствует 90.

Остается только запомнить формулу.

, n – номер пальца

№ пальца

Угол

Значение

0

0

1

30

2

45

3

60

4

90

Конечно, значения sin α или cos α надо знать наизусть, но вдруг это правило поможет в трудную минуту.

А еще для запоминания значений синуса и косинуса для углов в 30º, 45º и 60º я предлагаю своим ученикам небольшую сказку.

– Пошли три дамы гулять. Первая дама, вторая дама и третья дама. И неожиданно пошел дождь. Все дамы открыли зонтики, и одели по паре калош. Прогулка была закончена, и дамы вернулись домой. Первая дама, вторая дама и третья дама пошли домой. (Сначала, в таблице, во второй строке по порядку указываются номера дам. За тем изображают корни – “зонтики”, и “надевают калоши” – в знаменателях пишут 2).

http://festival.1september.ru/articles/599161/img2.gif

Задание № 2: Вычислите значения следующих функций заданного аргумента:

                     

3. Формулы приведения

Притча о рассеянном математике.            I:\МАТЕМАТИКА\2012-2013\ОКТЯБРЬ\10.10.12\Иллюстрация_Лошадиного_правила.jpg

«Жил рассеянный математик, и каждый раз преобразовывая тригонометрические функции углов вида    он спрашивал у своей лошади, жующей за окном сено, надо менять функцию на «кофункцию» или нет. А лошадь кивала головой по той оси, которой принадлежала  точка  или  , соответствующая первому слагаемому аргумента. Математику оставалось лишь записывать ответ, указывая знак данной функции.

Задание № 3. Используя, притчу о рассеянном математике заполните таблицу:

Для получения оценки вашей работы сложите баллы за каждое задание, занесите его в бланк ответов.

  1. Рефлексия:
  1. Обведите левую руку
  2. Оставьте свое мнение о работе мастер-класса:

-большой палец: для меня было важно…

-указательный: по этому вопросу я получил(а) информацию о…

-средний: мне было трудно(не понравилось)

-безымянный: моя оценка, психологическая атмосфера

-мизинец: для меня было недостаточно…

Итак, в ходе мастер – класса вы ознакомились с некоторыми мнемоническими приемами в математике, увидели, что применение мнемонических правил помогают при заучивании учебной дисциплины очень глубоко понять и запомнить материал. А также побывали в роли учеников и получили положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 5 классе "Математика и правила дорожного движения"

нестандартный урок математики с использованием здоровье сберегающих технологий.На уроке помимо математических знаний повторяются правила дорожного движения. Одной из составляющих здорового образа жизн...

Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»

Методические ресурсы:  Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса –  отработка практически...

Мастер-класс "ИКТ на уроках математики"

Выступление на РМО учителей математики...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

«Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных условиях  учите...

Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»

План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...

Мастер-класс на районном семинаре учителей математики «Использование интерактивной доски на уроках математики»

laquo;Использование интерактивной доски на уроках математики» Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал...

Мастер-класс "Комиксы на уроках математики"

Мастер-класс "Комиксы на уроках математики" познакомит Вас с возможностями использования комиксов при обучении математике. В материале представлены конкретные приемы работы с комиксами, дост...