Работа педагога-психолога в системе здоровьесберегающих технологий с обучающимися с особыми потребностями
статья

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)- одной из центральных идей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В нашей школе было организованно релаксационное пространство «Четыре стихии». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Работа педагога-психолога в системе здоровьесберегающих технологий с обучающимися с особыми потребностями»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)- одной из центральных идей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В нашей школе было организованно релаксационное пространство «Четыре стихии».

Четыре стихии - это организованное пространство, где проходят занятия, на которых ребенок обучается, развивается и расслабляется с помощью интерактивного оборудования.  Задача,  которую преследуют специалисты, работающие в данном пространстве – это увеличение эффективности обучения, максимального развития учащихся с особыми потребностями.

В этом пространстве создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность. В процессе взаимодействия ученика и специалиста посредством оборудования  осуществляется развитие и коррекция нарушенных функций (сенсомоторики, психических функций). Специальное оборудование, воздействующее на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние.

Воздушно-пузырьковая панель с водой (слайд 3) - основной и неотъемлемый элемент  релаксационной комнаты. Поток пузырьков, под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой панели, наполненной водой, с разноцветной подсветкой. Используются для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания, эмоционального расслабления. Воздушно – пузырьковая панель с меняющейся подсветкой от синего, зеленого  до желтого и красного тона успокаивает и стабилизирует. Китайские мудрецы утверждали, что  скорость движения пузырьков в воде – это скорость движения нашей жизни.  Поэтому пузырьковая панель – это мощное релаксирующее средство.

Музыкальный сухой бассейн (слайд 4), с мягкими стенками наполнен белыми пластмассовыми шариками.  Бассейн снабжен меняющейся подсветкой: оранжевой, красной, зелёной и синей. Лёжа в бассейне, ребенок может представлять, что купается в море, нежится на травке, загорает под солнышком.  На это может настроить специально выбранная релаксационная музыка. Может принять позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса, туловища и конечностей, и расслабиться. Соприкосновение всей поверхности тела с шариками, которые наполняют бассейн, даёт возможность лучше почувствовать своё тело. А также создает мягкий массажный эффект и глубокую мышечную релаксацию. В бассейне можно двигаться, менять положение, что развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Находясь в бассейне, ребёнок сначала двигается и тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, расслабляется и  успокаивается.

Интерактивный пол (слайд 5)

Мобильный, передвижной интерактивный пол для детей «Светлячок»

Данный вид оборудования удобен тем, что может быть установлен использоваться в любом помещении на любом светлом полу.

Использование интерактивного пола поможет расширить представления детей о предметах, явлениях, окружающем мире (об изменениях в природе, познакомить с животными, морскими обитателями, и др.) о том, чего нет в собственном опыте детей.

Оборудование предоставляет возможность использовать его в учебном процессе, например, на математике,  позволяет делать задания для своих учеников, превращая проверку знаний из нудной и рутинной процедуры в настоящее действие, игру, в которое вовлекается ребенок, группа учеников, которое мобилизует ученика на активную работу и не дает ему заскучать на занятиях.

Используется как индивидуальная, так и групповая форма работы. В группе развиваются навыки коллективной работы, имеет место соревновательный мотив. Увлеченные дети раскрываются, показывая скрытые таланты.

Интерактивная песочница  (слайд 6)

Интерактивная песочница — самый современный и эффективный инструмент для учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности детей. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в Волшебную Вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые они могут изменить в одно мгновение.

Его используют психологи, педагоги для помощи детям, взрослым, семьям, как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Интерактивная песочница iSandBOX решает множество образовательных задач. Учитель-дефектолог может разнообразить стандартные занятия и написать новые, соответствующие календарно-тематическому плану и ФГОС.

Песочница используется психологами в психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии. iSandBOX способствует развитию мелкой моторики, координации движений, воображения, памяти, скорости реакции, речи, логического мышления и т. д. Исследования показали, что iSandBOX оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ. Песочница способствует снижению ряда показателей, таких, как агрессия.

Обучающая система Мультимаинд (слайд 7)

Multimind — это комплексное образовательное решение охватывающее пять основных направлений: математика, язык, естествознание, общественные науки и творчество. Состоит  из десяти тематических модулей, включающих в себя 300 заданий, направленных на развитие ключевых когнитивных, социально-коммуникативных компетенций, а также моторики.

Полный набор рабочих инструментов с анимированными героями и красочной графикой позволяют создать увлекательную обучающую среду . Забавные герои Multimind в виде добрых инопланетных существ вовлекают обучающихся в групповую работу и стимулируют развитие коммуникативных и социальных компетенций.

Содержит  множество различных аксессуаров для повышения интереса у детей к исследованию окружающего мира и пониманию абстрактных понятий: электрическая схема и призма, магниты и увеличительное стекло, измерительные инструменты, масштаб и многое другое являются неотъемлемой частью системы.

Привлечение к обучению мультимедийных технологий вызывает у обучающихся огромный интерес к заданиям, к предмету в целом, оживление, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность учащихся, повышает мотивацию, тем самым способствует улучшению усвоения учебных знаний.

Самым важным и уникальным в пространстве «Четыре стихии» является то, что независимо от направлений работы и планируем результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма ребенка с особыми потребностями и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

В современном мире и взрослые,  и дети перегружены различной негативной информацией. И как приятно иногда попасть в волшебную сказку, в которой все звучит, переливается, манит, помогает расслабиться… Доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов пространства «четырех стихий» способствует получению  положительной динамики в развитии обучающихся  с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к т...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога"

Для  Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Это индикатор физического здоровья.   Поэтом...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....

Бордачев С.С. Педагогические аспекты уроков технологии с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

АННОТАЦИЯ В условиях социально-экономического изменения в жизни нашего общества остро встает вопрос о росте профессионализма, в том числе в производственной деятельности. Переоснащение производственны...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - психолога

Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угне...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - психолога

В современном образовательном пространстве наблюдается не только тенденция ослабления физического здоровья, но и увеличивается количество обучающихся, страдающих психологическими проблемами. Они обусл...