Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
статья по психологии по теме

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применения здоровьесберегающих технологий в работе  педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

        Количество новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства у детей. Психологическое здоровье-индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу обязательно включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Широко использую в работе с детьми сухой бассейн, музыкотерапию, сказкотерапию, релаксацию , пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, Су-джок терапию, арт – терапию, психогимнастику, а так же артикуляционную и кинезиологическую гимнастику.

Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, регулированию мышечного тонуса. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Также использую для коррекции уровня тревожности и агрессивности. С целью профилактики глистных инвазий проводилась регулярная санитарная обработка содержимого сухого бассейна (1 раз в месяц ) .

В занятия с детьми раннего возраста, помимо упражнений и игр на развитие психических процессов, я включила  упражнения, направленные на  саморегуляцию и расслабление, использую упражнения направленные на развитие межполушарного  взаимодействия головного мозга, динамические паузы, пальчиковые игры и артикуляционные гимнастики, минутки эмоциональной разгрузки, дыхательные упражнения, психогимнастику. Работая с детьми раннего возраста, активно использую пальчиковые  и музыкально-ритмические игры, т.к. речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Пальчиковая гимнастика  повышает работоспособность коры головного мозга, снимает тревожность, умственную усталость, а также снимает напряжение не только с самих рук, но и с губ.

  Результатом работы является положительная динамика в активизации и развития речи детей раннего возраста уже после 4-5 занятия.  

 Музыкотерапия - использую музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах… Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Для детей раннего возраста активно использую песенки и попевки собственного исполнения в сочетании с движениями. Пение песен, слушанье музыки создают для ребёнка чувство психологического комфорта и расслабления. Использование потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Способствует развитию речи и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. Использую различные методы работы со сказкой: от простого рассказа до обыгрывания ситуации.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяю в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

Су-джок терапия – оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у детей раннего и дошкольного возраста вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.

Дыхательная гимнастика – способствует профилактике заболеваний дыхательных путей, выработке речевого выдоха, помогает очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка, активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Особое внимание уделяю работе с родителями. На каждом занятии предлагаю им новые игровые формы проведения массажа и самомассажа для детей, упражнения для развития двигательной активности и мелкой моторики для проведения в домашних условиях.

Таким образом, применение в работе перечисленных  технологий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка коррекционно-развивающей среды повысило результативность коррекционно-развивающего  процесса, помогло сформировать у  родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья своих детей, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. По результатам мониторинга после проведения курса занятий значительно улучшилось психоэмоциональное самочувствие и соматическое здоровье не только у детей, но и у их родителей,  повысилась устойчивость к стрессу, снизился уровень тревожности по поводу поступления ребенка в ДОУ или школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....

"Применение здоровьесберегащих технологий в воспитательной работе с детьми с ОВЗ"

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои сил...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья позвоночника у детей дошкольного возраста.

Сохранение  здоровья детей - первейшая задача любого педагога. Задача инструкторов по физической культуре - не только сохранять, но, при возможности, преумножать.В данной презентации я сконцентри...

Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталоно...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...


 

Комментарии

Kолтыгина Юлия Сергеевна

Благодарю за полезную статью! Очень интересно, возьму для работы, с вашего позволения!Важно с самого раннего возраста применять здоровьесберегающие технологии!