Программа выявления и развития способностей обучающихся
материал

Давидашвили Александр Михайлович

Программа выявления и развития способностей обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyyavleniya_i_razvitiya_sposobnostey.docx91.63 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..2

Содержание работы по основным направлениям реализации программы……………………….5

Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………………………………………….7

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………………………………………...16

Карта способностей обучающихся………………………………………………………………….21

Мониторинг способностей обучающихся…………………………………………………………22

Диагностический инструментарий………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области (далее МБУДО ЦДТ) разработана:

  • в соответствии с «Законом об образовании  в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), где дается определение образовательной программы: «Образовательная программа -  комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»;
  • в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей № 1725-р;
  • в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
  • в соответствии с Уставом МБУДО ЦДТ;
  • в соответствии с основными целями и задачами МБУДО ЦДТ;
  • на основе проведенного анализа образовательной деятельности МБУДО ЦДТ за предыдущий год..

Данная образовательная программа МБУДО ЦДТ рассчитана на 2016 - 2019 учебный год.

Реализуя образовательную программу, педагогический коллектив МБУДО ЦДТ исходит, прежде всего, из того, что дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование детей – это, прежде всего, развивающие образование.

       Образование личности - целостный, единый процесс и его специальная педагогическая организация результативна только при целенаправленности на развитие способности человека к самостоятельному, осознанному решению проблем жизнедеятельности.

      Образовательный процесс есть нерасчлененное единство обучения и самостоятельной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, естественного взросления и социализации.

      Образовательно-воспитательный процесс носит программный характер и направлен на создание условий для развития детей с учетом их возможностей, способностей и мотивации. Процесс обучения в МБУДО ЦДТ представляет специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития, социальной адаптации личности.

     Образовательная деятельность МБУДО ЦДТ направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся.

Образовательный процесс предусматривает развитие ребенка в процессе активно-деятельностного освоения ценностей культуры. Образовательный процесс в МБУДО ЦДТ предполагает создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся человеческих общностей, обеспечивающих индивидуальности каждого ребенка приобретение новых способностей и совершенствования уже имеющихся у него способностей.

Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности — любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.

Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах.  Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных школах сведены к минимуму.

Это приводит к тому, что учитель, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении предметов школьной программы.  Это также накладывает отпечаток на развитие личности школьника, способствует образованию у него комплекса неполноценности, низкой самооценки.

Методы и способы выявления наклонностей детей

Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.

Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?

Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.

        Основная цель программы: выявление и развитие творческих способностей обучающихся в условиях дополнительного образования.

        Задачи программы:

  • охранение и развитие единого образовательного пространства учреждения дополнительного образования;
  • достижение эффективности и высокого качества образования МБУДО ЦДТ;
  • стимулирование и поддержка педагогических инноваций
  • создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников творческих объединений;
  • совершенствование системы управления педагогическим коллективом;
  • развитие системы оценки качества образования;
  • обеспечение эффективности реализации программы и ее мониторинг.

        Основными приоритетными  направлениями программы являются:

Повышение разнообразия и качества предоставляемых услуг дополнительного образования в соответствии с потребностями воспитанников и их родителей;

Обновление содержания и технологий, используемых на занятиях в творческих объединениях;

использование новых обучающих систем и педагогических технологий;

развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности;

        Данная программа  предназначена для педагогов дополнительного образования, педагога-психолога.

        Ожидаемые результаты реализации программы:

  • обеспечение возможности использования преимущества вариативной системы образования;
  • апробация и внедрение в практику работы авторских программ, направленных на художественно-эстетическое, музыкальное, эмоционально-социальное развитие ребенка;
  • существенное обновление и укрепление материально-технической базы учреждения дополнительного образования;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;
  • развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами;
  • создание условий в учреждении для саморазвития и самореализации воспитанников творческих объединений.

Содержание работы по основным направлениям реализации программы

Направление работы

Содержание работы

Координационное

направление

  • организация работы коллектива Центра детского творчества;
  • нормативно-правовое обеспечение;
  • организация контроля.

Диагностическое

направление

  • проведение диагностики способностей обучающихся;
  • диагностика условий обучения и развития способностей обучающихся;
  • контроль и анализ деятельности;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, турнирах, фестивалях, соревнованиях;
  • создание модели мониторинга достижений обучающихся, направленной на выявление и развитие склонностей, способностей и талантов обучающихся.

Кадровое

направление

  • определение критериев эффективности педагогической работы с обучающимися;
  • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий;
  • повышение квалификации педагогов;
  • оказание методической, информационной помощи педагогам;
  • реализация работы в стимулировании педагогов;
  • консультационная деятельность по построению образовательной траектории одаренных детей.

Развивающее

направление

  • обновление образовательной среды для выявления и развития способностей обучающихся;
  • совершенствование системы социально-педагогического и психологического сопровождения обучающихся;
  • углубленное изучение предметов
  • художественной, физкультурно-спортивной, технической
  • направленностей, организация летнего развивающее - оздоровительного отдыха обучающихся;
  • создание условий для участия детей с высокой творческой мотивацией в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня;
  • обеспечение необходимого уровня материально-технической базы;
  • формирование ИКТ - компетентностей обучающихся.

Информационное

направление

  • обновление банка общеобразовательных общеразвивающих  программ;
  • диагностических и методических материалов;
  • формирование медиатеки;
  • информационная поддержка педагогов, участвующих в обучении детей;
  • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одарѐнных детей.

Организация  работы с одаренными (талантливыми) детьми

в учреждении дополнительного образования

 «Человечество движется вперед благодаря избранным»
Альфред Бине (французский психолог)

        Качественный скачок в развитии новых технологий привел к  востребованности    человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно через сохранение и преумножение интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети позволят российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.

        Развитие и поддержка одаренности  в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного  образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и  творческого роста детей, выявления у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.

        Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность  достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Сегодня одаренными называют детей:

  • с высоким уровнем творческих способностей;
  • с интеллектом выше среднего;
  • достигших успехов в определенных областях деятельности(юные музыканты, художники, математики, танцоры);
  • хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

        Детская одаренность делится на явную (мы её сразу замечаем), возрастную (исчезает с возрастом), скрытую (непроявленную).

        Степень одаренности:

  • первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч;
    вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %;
    третья — собственно одаренные (15-25 %);
    Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) .

Типы характеров одаренных детей:

        1-й тип подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, речевым с хорошим развитием, лидер, фантазер;  2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,  застенчивый, пугливый.         

        Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

        Но наряду с положительными моментами существуют и проблемы одаренных детей:

  • неприязнь к школе.
  • игровые интересы. 
  • погружение в философские проблемы. 
  • несоответствие между физическим, интеллектуальным  и социальным развитием. 

        Каковы же причины   уязвимости одаренных   детей :

  • стремление к совершенству;
  • ощущение неуязвимости;
  • нереалистические цели;
  • сверхчувствительность;
  • потребность во внимании взрослых;
  • нетерпимость.

Поэтому нами выбраны приоритетные направления работы с одаренными детьми:

  • развитие личности одаренных обучающихся;
  • развитие их творческой самостоятельности;
  • развитие их коммуникативных умений.

        Исходя из этого,  для себя мы определили следующие цели работы с одаренными детьми:

  • расширение возможностей развития индивидуальных и творческих способностей  каждого обучающегося;
  • создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;
  • улучшение условий социальной адаптации детей;
  • гармонизация отношений в системах «педагог –  одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родитель».

        Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:

  • выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;
  • выбирать рациональные формы управления  деятельностью обучающихся;
  • осуществлять индивидуализацию обучения;
  • реализовывать личностно-ориентированные технологии в практику обучения;
  • формировать системность в знаниях обучающихся в различных областях творчества;
  • повышать квалификацию педагогических работников, осуществляющих работу с одаренными детьми;
  • создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной  самореализации творческих обучающихся.

        В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:

  • решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
  • в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
  • речь ребенка отличается повышенной выразительностью;
  • показывает стабильные результаты.

            Таким образом, одаренным в нашем учреждении мы  считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)

Педагогический коллектив Центра детского творчества для себя опередил  для использования  основные принципы обучения одаренных детей.  К ним относятся:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;
  • принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержание образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.

         Опираясь на Федеральную целевую Программу «Дети России», национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», муниципальную ведомственную программу «Одаренные дети» на 2015-2020 годы, проект программы учреждения «Работа с одаренными детьми», локальные акты,   Центр детского творчества ведет активную работу по развитию системы поддержки одаренных (талантливых) детей. 

Для каждой ступени основного образования дополнительное образование  способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода  (рассмотрим на примере нашего учреждения):

  • на этапе дошкольного образования – осуществляется предшкольная подготовка в рамках школы раннего развития «Карусель»;
  • на этапе начального школьного образования – оказывается помощь в освоении склонностей и способностей ребенка через включение в творческие объединения, деятельность которых осуществляется по четырем образовательным направленностям - художественно-эстетическая, социально-педагогическая, военно-патриотическая, научно-техническая. Для успешного развития одаренности, в учреждении создается насыщенная, эмоционально богатая образовательная среда, через мотивацию к различным видам  деятельности;
  • на этапе основного общего образования – осуществляется поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения - через вовлечение в проектную деятельность, обучения по специальным образовательным программам с углубленным уровнем (программы для одаренных обучающихся);
  • на этапе среднего полного общего образования – происходит сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. В этот период характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных знаний, «погружение» в деятельность и  моделирование творческих ситуаций.

        Отметим некоторые особенности работы с одаренными обучающимися  в нашем учреждении. Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный   дар» в выдающийся талант.  Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с  одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки.         Поэтому в учреждении большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов - ежегодно планируются и проводятся теоретические и практические семинары по проблеме, все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают разноуровневые мастер-классы и творческие мастерские.

        Нами подобраны рекомендации для педагогов, работающим с одаренными детьми:

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 

        Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. 

        Научите обучающихся  прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов. 

        Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 

        Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. 

        Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

        Выявление и поддержка наиболее  одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения обучающихся нашего учреждения. Каждому ребенку в Центре предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Образовательную деятельность каждого детского творческого объединения мы рассматриваем как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей - общих и специальных, личностных качеств и т. д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике образовательной и воспитательной работы с детьми.

        В обучении одаренных детей в Центре детского творчества приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а виде работы творческих групп, микроколлективов, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя,  имея максимум внимания со стороны педагога.

        Ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

        Ведущим принципом работы с одаренными детьми  сегодня в нашем учреждении является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одаренности по конечному результату этой деятельности, за определенный период. Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм воспитательно-образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия, научно-практические конференции, олимпиады,  выставки, фестивали, конкурсы и др.)

        На занятиях используются  технологии обучения и их элементы:

  • индивидуальное и дифференцированное обучение;
  • интегративный подход;
  • технологии кооперативного обучения и творческих мастерских;
  • проектное обучение;
  • модульная технология;
  • технология полного усвоения;
  • инновационные компьютерные технологии.

        Для одаренных и талантливых детей разрабатываются специальные образовательные программы для раскрытия и реализации их способностей, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие потенциала личности ребенка,  следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами. Основные подходы к разработке содержания таких образовательных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

        Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают различные выставки, мастер - классы, конкурсы и т.д. Для систематизации и отслеживания результатов  и достижений обучающихся используется метод «Портфолио» на уровне творческого объединения.

Результативность работы с одаренными обучающимися

            для учреждения

  • Повышение востребованности нашего учреждения у населения и образовательных учреждений поселка и соответственно престижа Центра детского творчества.
  • Увеличение  количество квалифицированных кадров.
  • Создание новых современных образовательных программ, в том числе интегрированных.
  • Формирование  единого воспитательного пространства, за счет непрерывности образования.
  • Формирование команды единомышленников, и как следствие улучшение психологического микроклимата в учреждении.  

           для педагогов

  • Постоянных поиск, повышение квалификации.
  • Сохранность контингента, заинтересованность обучающихся в успехе.
  • Престиж работы педагога и учреждения в целом.
  • Формирование «субъект-субъектных» отношений между членами педагогического коллектива  и педагогов и обучающимися.
  • Изменилось отношение обучающихся к изучаемой области знания в лучшую сторону.

для обучающихся

  • Обучающиеся стали активнее на занятиях, развили  умения работать самостоятельно более ответственное отношение к обучению в Центре детского творчества.
  • Окрепло умение работать в коллективе и отвечать за успех общего результата.
  • Развиваются творческие способности, признаками которых являются творческие работы, исследовательские и проектные работы, победы в конкурсах и олимпиадах.
  • Повышается положительная мотивация к изучаемой образовательной области знаний
  • Создается программа поведения в неопределенных проблемных ситуациях.

        Для систематизации работы  по этой проблеме, в Центре детского творчества создается банк информационно-методических материалов (памятки, диагностики, методическая продукция по проблеме и т.п.) в помощь педагогам, детям и их родителям. Формируются банк данных «Одаренные дети», отражающий достижения обучающихся в разноуровневых конкурсах и соревнованиях, технических олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности. Ведется работа по формированию «Портфолио» успешности одаренного обучающегося.

        Такая система работы с детьми  дает свои положительные результаты.

        Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Мониторинг возможностей

 и способностей обучающихся

МОНИТОРИНГ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УДО

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

1.Интеллектуальные способности 

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на  занятии  из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)        

10

5

1

Наблюдение, тестирование, анкетирование

2.Творческие способности

1. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2. Оригинален в выборе сюжета (в вязаном изделии, в поделке из бисера), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.).

3. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления мягкой игрушки, плоскостной композиции.

4. Когда имеет свободное время, охотно вяжет, рисует, работает с бисером, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

5. Имеет способность совершенствовать идеи,  придавать законченный вид своему творческому продукту. Изготавливает изделие собственной конструкции на основе самостоятельно выявленной и сформулированной задачи.

6. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своем собственном рисунке или в созданной игрушке, изделии.

7. Способен быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

(качество слабо выражено, либо совсем не выражено)        

10

5

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

3.Музыкальные способности

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

2. Хорошо поет, танцует, играет на инструменте.

3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и плясок.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)        

10

5

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

4.Способности к занятию научной работой

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.

4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

5. Интересуется актерской игрой.

6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями или родителями или если его эксперимент не получился.
9. Пытается выяснить причины и смысл событий.
10. Проводит много времени над созданием собственных "проектов": конструированием, построением, собиранием.
11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)        

10

5

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

5.Литературное дарование

1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)        

10

5

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

6.Артистический талант

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)        

10

5

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

7.Технические способности

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

2.  Выполняет эскиз и переносит его на деревянную основу.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, а так же поделки из дерева.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Интересуется ручной обработкой древесины (художественным выпиливанием, выжиганием,  чеканкой, выпиливание лобзиком).

6. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».

7. Любит рисовать чертежи и наброски.
8. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)        

10

5

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

8.Способности к спорту

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

2.  Положительная динамика темпов прироста физических качеств обучающегося.

3.  Физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.

4.  Вынослив,  имеет быстрый прирост спортивных результатов.

5.  Активно участвует в спортивных играх и соревнованиях.

6.  Имеет высокий уровень развития специальных качеств, высокую мобилизацию, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником.

7.  Имеет устойчивый интерес к занятиям спортом.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)        

10

5

1

Наблюдение, собеседование, контрольно-перводные нормативы, кумите (поединок)

КАРТА СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Творческое объединение   __________________________________________

Ф.И.О.  педагога _______________________________________

Год обучения __________________________________________

Группа

Уровни сформированности УУД:

Красный – высокий уровень

Синий – средний уровень

Зеленый – низкийй уровень

Фамилия, имя учащегося

I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ:

II. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ:

III. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

IV. СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ

V. ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ

VI. АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

VII. ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

VIII. СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ

IV. Участие в различных мероприятиях и награждены:

V. Область применения (творческое объединение, на уровне образовательной организации, муниципальный уровень)

Условные обозначения:                                                                                                                                                                                                                       Участвовали в соревнованиях – С, конкурсах – К, выставках – В, фестивалях – Ф.                                                                                                                            Заняли: 1 место – красный цвет; 2 место – зеленый; 3 место – синий; участвовали – желтый.                                                                                                     Участвовали: на уровне творческого объединения – красный цвет; на уровне образовательной организации – зеленый цвет; на уровне города и района – желтый.

МОНИТОРИНГ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

Название способностей

Количество

 баллов

1

2

3

4

5

Интеллектуальные способности

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.

2.Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.

3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.

4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.

6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.

9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.

10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.

11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых

13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.

15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

Творческие способности

1. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2. Оригинален в выборе сюжета (в вязаном изделии, в поделке из бисера), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.).

3. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления мягкой игрушки, плоскостной композиции.

4. Когда имеет свободное время, охотно вяжет, рисует, работает с бисером, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

5. Имеет способность совершенствовать идеи,  придавать законченный вид своему творческому продукту. Изготавливает изделие собственной конструкции на основе самостоятельно выявленной и сформулированной задачи.

6. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своем собственном рисунке или в созданной игрушке, изделии.

7. Способен быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Музыкальный талант

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

Способности к занятию научной работой

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.

4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

5. Интересуется актерской игрой.

6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.

8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями или родителями или если его эксперимент не получился.

9. Пытается выяснить причины и смысл событий.

10. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.

11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

Литературное дарование

1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.

4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.

5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

7. Любит писать рассказы и стихи.

8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

Артистический талант

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.

2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.

3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

5. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания.

6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

Технические способности

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

2.  Выполняет эскиз и переносит его на деревянную основу.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, а так же поделки из дерева.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

5. Интересуется ручной обработкой древесины (художественным выпиливанием, выжиганием,  чеканкой, выпиливание лобзиком).

6. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».

7. Любит рисовать чертежи и наброски.

8. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

Спортивные способности

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

2.  Положительная динамика темпов прироста физических качеств обучающегося.

3.  Физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.

4.  Вынослив,  имеет быстрый прирост спортивных результатов.

5.  Активно участвует в спортивных играх и соревнованиях.

6.  Имеет высокий уровень развития специальных качеств, высокую мобилизацию, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником.

7.  Имеет устойчивый интерес к занятиям спортом.

Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):                                                                                                                                                                                            5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.                                                                                                                  

Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области.  Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей вашего ребенка.  Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь вам при анализе поведения ребенка, его умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех проявлений поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.

Диагностический инструментарий

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник). 
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a722d9f3bd54/818575_1.pngИспытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.

 

3

2

1

0

1

2

3

 

1

Самочувствие хорошее

 

 

 

 

 

 

 

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

 

 

 

 

 

 

 

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

 

 

 

 

 

 

 

Активный

4

Малоподвижный

 

 

 

 

 

 

 

Подвижный

5

Веселый

 

 

 

 

 

 

 

Грустный

6

Хорошее настроение

 

 

 

 

 

 

 

Плохое настроение

7

Работоспособный

 

 

 

 

 

 

 

Разбитый

8

Полный сил

 

 

 

 

 

 

 

Обессиленный

9

Медлительный

 

 

 

 

 

 

 

Быстрый

10

Бездеятельный

 

 

 

 

 

 

 

Деятельный

11

Счастливый

 

 

 

 

 

 

 

Несчастный

12

Жизнерадостный

 

 

 

 

 

 

 

Мрачный

13

Напряженный

 

 

 

 

 

 

 

Расслабленный

14

Здоровый

 

 

 

 

 

 

 

Больной

15

Безучастный

 

 

 

 

 

 

 

Увлеченный

16

Равнодушный

 

 

 

 

 

 

 

Взволнованный

17

Восторженный

 

 

 

 

 

 

 

Унылый

18

Радостный

 

 

 

 

 

 

 

Печальный

19

Отдохнувший

 

 

 

 

 

 

 

Усталый

20

Свежий

 

 

 

 

 

 

 

Изнуренный

21

Сонливый

 

 

 

 

 

 

 

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

 

 

 

 

 

 

 

Желание работать

23

Спокойный

 

 

 

 

 

 

 

Озабоченный

24

Оптимистичный

 

 

 

 

 

 

 

Пессимистичный

25

Выносливый

 

 

 

 

 

 

 

Утомляемый

26

Бодрый

 

 

 

 

 

 

 

Вялый

27

Соображать трудно

 

 

 

 

 

 

 

Соображать легко

28

Рассеянный

 

 

 

 

 

 

 

Внимательный

29

Полный надежд

 

 

 

 

 

 

 

Разочарованный

30

Довольный

 

 

 

 

 

 

 

Недовольный

Обработка результатов и интерпретация
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a722d9f3bd54/818575_1.pngВопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. 
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a722d9f3bd54/818575_1.pngВопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. 
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a722d9f3bd54/818575_1.pngВопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. 
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a722d9f3bd54/818575_1.pngПри обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются). 
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a722d9f3bd54/818575_1.pngПоложительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов п.Хиславичи равны: 
самочувствие – 5,4; 
активность – 5,0; 
настроение – 5,1. 
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/31/s_5a722d9f3bd54/818575_1.pngПри анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья

(Московченко О.Н. Практикум по валеологии. Красноярск, 1999)

1.​ Можете ли Вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю, курению или таблеткам:

а) да, б) редко, но это мне удается, в) нет

2.​ Насколько Ваш реальный вес превышает адекватный?

а) превышает более чем на 50%,

б) на 25-49%,

в) на 15-24%

г) на 4-10%,

д) не более чем на 3%,

е) ниже чем на 4-10%

ж) ниже на 11-19%,

з) ниже на 20-25%,

и) ниже на 25%.

3.​ Применяете ли Вы в повседневной жизни какой-нибудь метод оздоровления?

а) да, регулярно, б) да, но не регулярно, в) нет

4.​ Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физической культурой в течение 20 минут и более?

а) 5-6 раз, б) 3 раза, в) 2 раза, г) ни разу

5.​ Насколько продолжителен Ваш сон (в сутки)?

а) менее 5 часов,

б) 5-6 часов,

в)7-8 часов,

г) 9-10 часов,

д) более 10 часов

6.​ Как часто Вы питаетесь в течение дня?

а) 3-4 раза, б) 2 раза, в) 1 раз

7.​ Сколько раз в неделю Вы завтракаете?

а) ни разу, б) от случая к случаю, в) ежедневно

8.​ Как часто Вы пропускаете занятия из-за болезни?

а) болею очень редко, раз в несколько лет,

б) болею 1-2 раза в год,

в) болею 1 раз в полгода,

г) болею 1 раз в месяц,

д) болею 1 раз в одну, две недели

9.​ Как часто Вы курите?

а) никогда,

б) очень редко, не более 1-2 раза в месяц,

в) иногда (за компанию),

г) каждый день по 5-6 сигарет,

д) каждый день 0.5-1 пачку сигарет

10.​ Как часто Вы употребляете алкоголь?

а) не употребляю вообще,

б) 50-70 г сухого или крепкого вина 1 раз в неделю,

в) очень редко, не больше (50 г крепких напитков) 1-2 раза в месяц,

г) ежедневно, но не более 40-50 г в день,

д) несколько раз в месяц, но в большом количестве,

е) ежедневно более 150-200 г.

Ключ:

1.​ а = 10, б = 5, в = 0

2.​ а = -10, б = -2, в = -3, г = 6, д = 8, е = 10, ж = -3, з = -2, и = -10

3.​ а = 10, б = 5, в = 0

4.​ а = 10, б = 6, в = 4, г = 0

5.​ а = 0, б = 4, в = 8, г = 4, д = 0

6.​ а = 6, б = 3, в = 1

7.​ а = 0, б = 2, в = 6

8.​ а = 10, б = 7, в = 5, г = 2, д = 0

9.​ а = 10, б = 6, в = 3, г = 0, д = -8

10.​  а = 10, б = 6, в = 8, г = -4, д = -8, е = -10

Суммируйте все очки и сделайте вывод о характере Вашего образа жизни по следующей шкале:

88-60 очков: возможно не задумываясь- Вы ведете здоровый образ жизни.

59-50 очков: Ваше отношение к ЗОЖ можно оценить как хорошее.

49-35 очков: Ваше отношение к ЗОЖ можно оценить как удовлетворительное. Задумайтесь над тем, что можно изменить.

30 и менее очков: Ваши привычки и поведение далеки от ЗОЖ, Вы пренебрегаете своим здоровьем.

ТЕСТ «ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ»

(Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов, 1996, - С.314-315)

1.​ Регулярно ли Вы едите свежие фрукты и овощи? Да – 3 очка, нет – 0

2.​  Ограничиваете ли Вы себя в употреблении животных жиров? Да – 5, нет –0

3.​ Регулярно ли Вы едите волокнистую пищу, хлеб грубого помола или из отрубей? Да –2, нет – 0

4.​ Ограничиваете ли Вы себя в употреблении сахара? Да – 3, нет – 0

5.​ Умеете ли Вы отдыхать и расслабляться? Да – 5, нет – 0

6.​ Есть ли у Вас развлечения, помимо работы? Да – 4, нет – 0

7.​ Нравится ли Вам Ваша работа? Да – 4, нет – 0

8.​ Есть ли у Вас друг, которому Вы полностью доверяете? Да – 3, нет – 0

9.​ Есть ли у Вас любимый человек? Да – 4, нет –0

10.​ Считаете ли Вы, что должны быть более ответственны на работе? Да –0, нет –2

11.​ Вы считаете, что должны брать на себя меньше обязательств? Да – 0, нет 2

12.​ Часто ли Вы испытываете скуку? Да – 0, нет – 2

13.​ Вы курите? Да – 0, нет – 6

14.​ Вы курите меньше полпачки в день? Да – 2, нет – 0

15.​ Употребляете ли Вы алкоголь? Нет – 3, иногда – 2, каждый день – 0

16.​ Сколько Вы весите? Столько, сколько и должны – 5, до 6 кг выше нормы – 4, на 6-12 кг выше нормы – 2, на 12 и более кг выше нормы – 0

17.​ Регулярно ли Вы делаете зарядку? Да – 2, нет – 0

18.​ Вы занимаетесь зарядкой, пока не заболят мышцы? Да –0, нет 1

19.​ Нужно ли Вам снотворное, чтобы уснуть? Да – 0, нет – 1

20.​ Всегда ли Вы застегиваете ремень безопасности в машине? Да – 1, нет – 0

21.​ Часто ли Вы вынуждены покупать лекарства? Да – 0, нет – 2

22.​ Проверяете ли Вы хоть иногда свое артериальное давление? Да – 1, нет – 0

23.​ Бывают ли у Вас постоянные болезненные симптомы и Вы при этом не обращаетесь к врачу? Да – 0, нет – 5

24.​ Занимаетесь ли Вы опасными видами спорта? Да – 0, нет – 3

25.​ Часто ли Вы беспокоитесь или волнуетесь? Да – 0, нет – 5

Ключ:

50 - 75 очков. Вы ведете здоровый образ жизни. Ваше здоровье не внушает опасения. Вам не о чем особенно беспокоиться. Вам не страшны никакие (даже магнитные) бури.

25 - 49 очков. Вам необходимо изменить образ жизни! Постарайтесь сделать это как можно скорее, иначе Вас ожидают неприятности.

24 - 0 очков. Вам следует всерьез задуматься над тем, какой образ жизни Вы ведете, и постарайтесь изменить его немедленно! Ваше здоровье в опасности!


Методика по изучению социализированности

 личности учащихся (М.И. Рожков)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. 

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда; 
3 — почти всегда; 
2 — иногда; 
1 — очень редко; 
О — никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

 

Обработка полученных данныхСреднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Методика «Направленность на приобретение знаний»

(Е.П. Ильин)

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

  1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

  1. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

  1. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

                        а) да;                                           б) нет.

  1. Что для тебя учеба:

             а) познание нового;                     б) обременительное занятие.

  1. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

                       а) да;                                          б) нет.

  1. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

                    а) да;                                           б) нет.

  1. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него от
    метки:

                   а) да;                                         б) нет.

  1. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

                      а) да;                                          б) нет.

  1. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

                      а) да;                                          б) нет.

  1. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о
    чем в них идет речь:

                  а) да;                                           б) нет.

  1. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:

                      а) учиться;                                  б) болеть.

  1. Что для тебя важнее — отметки или знания:

                     а) отметки;                                 б) знания.

Обработка результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Выводы

Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобретение знаний.

Список использованной литературы

  1. Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. с. 31–32.
  2. Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2005. № 1. с. 3–7.
  3. Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника / Физкультура и спорт. 2003. № 6. с. 31.
  4. Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных[Текст]: / А.А.  Матюшкин– Москва: Эксмо, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа выявления и развития способностей обучающихся

Проблема выявления и развития способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы – пр...

Программа выявления и развития способностей обучающихся

Программа выявления и развития способностей обучающихся...

Программа выявления и развития способностей обучающихся

Программа выявления и развития способностей обучающихся...

Программа выявления и развития способностей обучающихся

Программа выявления и развития способностей обучающихся...

Программа выявления и развития способностей обучающихся

Программа выявления и развития способностей обучающихся...

Программа выявления и развития способностей обучающихся.

Прогамма выявления и развития способностей обучающихся....