Тема занятия "Здоровое полноценное питание"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Старыгина Ольга Владимировна

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.  Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты.

Данное занятие представлено на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по направлению дополнительное образование на 2019-2020 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

ХV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

(РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ)

C:\Users\Ольга\ФОТОАРХИВ\2012-2013\Мастер-класс Документоведение 18.12.12\DSC05366.JPG

C:\Users\Галина\Desktop\DSC07148.JPG

Старыгина Ольга Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединения: «Здоровое питание»

Образование: высшее, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,  1986г., Государственное  автономное профессиональное учреждение Салаватский колледж образования и профессиональных технологий, 2015г.

Стаж педагогической работы: 25 лет

Стаж работы в данном учреждении: 25 лет

Лянтор. 2019

Пояснительная записка

Проблема рационального питания имеет выраженное социальное значение. Исторический опыт и развитие науки о здоровье человека располагают убедительными данными о роли питания в развитии и поддержании адекватными требованиям среды обитания: жизнеспособности, социальной активности, достойного качества жизни. Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.  Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты.

Данное занятие представлено на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по направлению дополнительное образование на 2019-2020 учебный год.

Тема занятия«Здоровое полноценное питание».Состав группы: 15 обучающихся 11-12 лет,  из них 8 мальчиков, 7 девочек, все успевающие. Группа представлена обучающимися школ 4, 7. Работоспособность, познавательный уровень и успеваемость обучающихся группы позволяет проводить мастер-класс с элементами ролевой игры.

Данное занятие одно из цикла занятий в разделе «Фестиваль здорового питания»

Педагог в разработке раскрывает тему «Здоровое полноценное питание» модульной дополнительной  общеобразовательной программы естественно-научной  направленности «Здоровое питание», нормативные документы предприятий общественного питания. В учебно-тематическом планировании предусмотрено программой 4 часа в неделю, 168 часов в год.

Тип занятия: комплексное применение знаний с элементами ролевой игры

Занятие состоит из этапов:

  1. Подготовительный этап
  2. Игровой этап
  1. Самостоятельное применение знаний
  2. Самоконтроль и контроль
  1. Практическая работа
  1. Коррекция
  2. Дегустация
  3. Рефлексия

Формы и методы обучения определены в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, продолжительностью проектов, индивидуальными, групповыми или коллективными видами деятельности, материальным оснащением образовательной организации для проведения практических работ. Программой предусмотрено использование современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Особое место занимают следующие образовательные форма:

-  презентации;

- беседы;

- практическая работа;

- игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания, развить навыки коллективной работы;

Аппаратура: интерактивная доска, калькуляторы, тестовый материал, бланки, карты калорийности, оборудование и оснащение  кухни-лаборатории.

Используются активные формы: моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог, практическое занятие.

Использование на занятиях активных форм обучения предоставляет педагогу большие возможности для поднятия интереса обучающихся к профессиям общественного питания, создания мотива для дальнейшего изучения предмета, а также для творческого поиска новых форм активизации обучения.

Обучающиеся должны знать:

- необходимую информацию какориентир для построения своих действий;

- варианты решения производственной задачи;

-технику подбора и механическую кулинарную обработку продуктов.

Обучающиеся должны уметь:

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

- проявлять познавательную инициативу;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В конце занятия проводится контроль уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения. Используются следующие виды контроля: текущий, конечный. В ходе контроля используются частично-поисковые, практические, словесные, репродуктивные  методы.

Тема  «Здоровое полноценное питание»

Цель:Формирование культуры здорового питания обучающихся в условиях центра детского творчества.

Задачи:

- познакомить детей с принципами здорового питания на материалах современных исследований;

- сформировать привычку правильного питания и соблюдения режима питания, навыка выбора «правильных» продуктов питания и составления ежедневного рациона (меню);

- воспитывать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, культуру общения и поведения.

Оборудование: компьютер и интерактивная доска, магнитофон, аудиокассета с записью стихотворения, пакет раздаточных методических материалов.

Ход занятия.

  1. Подготовительный этап

(Мотивация изучения темы.)

Обучающиеся прослушивают аудиозапись стихотворения «Интервью с долгожителем».

Вот Семенова толпой

Окpyжил жypнальный pой:

«Дайте, старче, нам совет,

Как дожить до ваших лет?

Что нам есть и что нам пить,

Чтоб здоровье сохранить?"

И Семенов дал совет:

"Чтоб дожить до сотни лет

Hyжно кушать апельсины,

Два кусочка лососины,

Вишни, сливу, виноград,

А в обед всегда салат,

Не забудьте щи и кашу,

Пейте только простоквашу,

Да чеснок при каждом блюде,

Пусть шарахаются люди.

Этим можно пpенебpечь,

Коль желаешь себя сберечь.

К вам болезни не пpистанyт,

Если с луком есть сметану.

Полиpyйте вашу кровь,

Ешьте свежую морковь.»

Педагог: Ребята, как вы думаете, что значит - здоровое и правильное питание? (ответы детей: пища должна быть не просто вкусной, но и полезной; должна быть богата витаминами и минералами; низкокалорийная пища, богатая  аминокислотами, углеводами, микроэлементами, витаминами…)

Педагог: Правильно. Но в последние годы медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Увеличилось количество аллергических заболеваний, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, нарушение обменных процессов в организме, ухудшение показателей физического развития. А такой высокой утомляемости и такого количества депрессивных состояний у детей не отмечалось никогда.

Можно ли исправить эту ситуацию? (ответы детей: можно,только переход к правильному здоровому питанию и к здоровому образу жизни).

Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня. Тема урока «Здоровое полноценное питание». А эпиграфом послужит высказывание Сократа: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

Древние говорили «В здоровом теле – здоровый дух!»  И настроение, и здоровье, и готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться, регулировать не только качество пищи, но и её количество. Излишняя полнота является следствием неправильного питания.

2.Игровой этап.

Ребята!  Сегодня у нас не просто занятие, а познавательная жизненная ситуация. В  ней не будет места равнодушию, непониманию. Вам предоставится возможность проявить свою фантазию, собранность, внимание, показать навыки коллективной работы. Для этого я предлагаю вам побыть в роли работников, косвенно или напрямую связанных с ответственностью за здоровье людей.  Прошу взять бейджики и приколоть.

Итак, для того, чтобы узнать, как мы питаемся, приглашаю социолога Евгения.  В его обязанности входит провести с вами тест. (Обучающимся раздают бланки теста  «Как вы питаетесь?» (Приложение 1). Они отвечают на предложенные вопросы и обрабатывают результаты (от 21 до 24 очка, у вас отличный стол, причин для беспокойства нет. 16-20 очков, вы умело находите золотую середину в выборе блюд. 12-15 очков, пересмотрите свое отношение к питанию. 0-11 очков, вы питаетесь плохо! Существует серьезная опасность для вашего здоровья).

Педагог: Евгений, как ты считаешь, правильно ли питаются твои одногруппники?  (ответ). По какому принципу вы выбираете, что вам есть? Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? (ответы детей).

Ну,  а теперь давайте поговорим о рациональном питании

2.1.Самостоятельное применение знаний. Диетолог Лиана сообщает информацию о рациональном питании и пищевом рационе.

Затем Лиана приглашает консультантов по питанию: Андрея, Викторию, Диану. Ребята предоставили краткую информацию о белках, жирах и углеводах. Конструктор – технолог ЛПП – Заира познакомила ребят с режимом  питания. Калькулятор Марьям  предлагает ребятам познакомиться с меню на ужин с учетом калорийности.

2.2.Самоконтроль и контроль.

Ребята выполняют графический диктант из 5ти вопросов по физиологии питания,  проводят самоконтроль и контроль своих  знаний.

3.Практическая работа.

Проверка готовности учащихся к выполнению практической работы:

1.Правила личной гигиены.

2.Правила по технике безопасности при приготовлении горячей и холодной закуски.

Формы организации практической деятельности учащихся: индивидуальная и бригадная.

Индивидуально работают: Андрей Манцагов – горячая закуска: фарш из дичи  в слоеном тесте, Андрей Агеев – салат с кириешками от «Андрея».

Бригадным методом работают:

1 бригада: Лиана Шамаева, Виктория Кузнецова – фруктовый салат,

2 бригада: Диана Шарыпова, Заира Шушаева, Марьям Абдулвахабова- мясной салат;

3 бригада: Евгений Фролов, Руслан Менкаев, Максим Осипов – горячая закуска «Сибирские пельмени».

По окончании практической работы каждая группа должна представить свое блюдо, подобрать пословицу, или составить стихотворение, чтобы наиболее точно выразить смысл своего произведения.

3.1.Коррекция и проверка знаний.

Проверка готовности учащихся к выполнению практической работы.

1.Какое блюдо  вы будете готовить?

2. Какие продукты вы используете?

3.Какими способами обработки вы пользуетесь?

4.Какие формы нарезки вы используете?

5.Что используете в качестве заправки?

Установить осознанность восприятия материала, устранить обнаруженные пробелы.

3.2.Дегустация.

1. Каждый участник или представитель бригады представляет готовое блюдо с необходимыми комментариями.

2. Подведение итогов практической  работы, выявление результатов,  оценивание проводит учитель  по органолептическим показателям: внешнему виду, цвету, запаху, консистенции.

3.Сообщает результаты выполнения практической работы  всем учащимся.

4.Экспертная комиссия проводит дегустацию готовых блюд, оценивает качество выполнения  практической работы всех участников, дает  оценку выполненным работам с детальной характеристикой.

3.3.Рефлексия.

1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

Подведение итогов занятия.

Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!

Нежный организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма, особенно скелет и чрезвычайно чувствительная центральная нервная система. Она нуждается в необходимом количестве строительного материала, обеспечивающего проводимость нервных импульсов и развитие психических процессов. Именно поэтому очень важно в этом возрасте следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.

Дома вы составите примерный режим питания на день для себя и расскажете, что вы выбрали в качестве своего повседневного рациона и почему. На следующем нашем занятии мы вас заслушаем. А поможет вам в этой работе Памятка: в каких продуктах «живут» витамины (Приложение 3).

Приложение 1

1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?

а) три раза;

б) два раза;

в) один раз.

2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:

а) каждое утро;

б) один-два раза в неделю;

в) очень редко, почти никогда.

3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?

а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;

б) из жареной пищи;

в) из одного только напитка.

4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ         ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?

а) никогда;

б) один-два раза;

в) три раза и больше.

5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?

а) три раза в день;

б) три-четыре раза в неделю;

в) один раз.

6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?

а) раз в неделю;

б) от 1 до 4-х раз в неделю;

в) почти каждый день.

7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ?

а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;

б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;

в) очень люблю и балую себя почти каждый день.

8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?

а) два-три раза и больше;

б) один раз;

в) один раз и реже.

9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?

а) раз в день;

б) два раза в день;

в) три раза и более.

10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ:

а) убираете весь жир;

б) убираете часть жира;

в) оставляете весь жир.

11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?

а) одну-две;

б) от трех до пяти;

в) шесть и больше.

Подведем итоги. Отложите ручки, подсчитайте количество баллов. Ответ а - 2 очка, б - 1,         в - 0.

Кто набрал от 21 до 24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.

16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.

12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.

0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная         опасность для вашего здоровья.

Приложение 2

Калорийность блюд (на одну порцию)

БЛЮДО

КАЛОРИЙНОСТЬ,

ккал

Салаты, винегреты, закуски

Салат зелёный с огурцом и помидорами со сметаной

100

Салат из редиса со сметаной

140

Винегрет

60

Салат столичный

300

Икра баклажанная

175

Сельдь с гарниром

230

Грибы, маринованные с луком

120

Студень

370

Бутерброд с сыром

370

Бутерброд с колбасой (нежирных сортов)

360

Супы

Бульон

90

Щи, борщ, овощной суп, рассольник

230-240

Солянка сборная мясная

410

Супы молочные (крупяные, с лапшой)

400

Свекольник холодный

250

Окрошка мясная

360

Мясные блюда

Мясо отварное (говядина)

200

Говядина с овощами

300

Бифштекс

250

Гуляш из говядина

350

Голубцы с мясом, рисом

500

Котлеты московские

92

Печёнка говяжья тушёная

230

Курица отварная

130

Рыбные блюда

Отварная рыба (судак, щука, морской окунь)

70

Осетрина, севрюга, кета, горбуша с белым соусом и каперсами

210

Рыбные тефтели, тушёные в соусе

250

Филе судака, трески, щуки припущенное

90

Филе морского окуня

140

Рыба, тушенная с овощами

220

Гарниры

Каша гречневая

370

Макароны отварные

330

Морковь в молочном соусе

150

Картофель отварной

250

Картофель жареный

540

Капуста тушёная

150

Творожные и мучные изделия

Пельмени

350

Вареники с творогом

500

Блинчики с творогом и сметаной

650

Сырники из творога со сметаной

440

Блины с маслом

400

Оладьи с маслом

510

Сырок творожный сладкий (100 г продукта)

330

Сладкие блюда, напитки

Кисель ягодный

150

Кисель молочный

250

Компот

150

Мусс ягодный

100

Кефир, простокваша с сахаром

200

Чай с сахаром

50

Кофе с молоком

150

Какао

200

Соки ягодные, фруктовые, томатные

80

Сладкие фруктовые воды

30-80

Мороженое сливочное, молочное

130-170

Мороженое пломбир

220

Печенье (100 г продукта)

420

Пирожное (100 г продукта)

430

Пирожки печёные (100 г продукта)

220

Шоколад (100 г продукта)

570-600

Халва (100 г продукта)

500

Пастила, зефир (100 г продукта)

330-350

Варенье (100 г продукта)

270-295

Фрукты и ягоды

Ягоды (вишня, земляника, малина, смородина)

30-50

Арбуз

40

Абрикосы, апельсины, лимоны

40-50

Виноград

70

Бананы

100

Приложение 3

Памятка: В каких продуктах «живут» витамины

Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран. 

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных  маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция и флэшмоб на тему "Проблема неправильного питания"

В работе описаны акция и флэшмоб для проведения в пришкольном лагере. Вполне применимы и для работы в учебное время. Возраст участников не ограничен....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ЗВУК И БУКВА С»

Интегрированное занятие по теме "Посуда. Продукты питания" в котором прослеживается интеграция образовательных областей:  познание, коммуникация, здоровье, музыка, художественно-эстетическое восп...

Внеклассное мероприятие на тему: "Пирамида здорового питания"

Внеклассное мероприятие "Пирамида здорового питания"...

Занятие элективного курса по теме "Определение норм питания человека"

Представлена разработка конспекта урока, опроный конспект и презентация по теме "Определение норм питания человека". При подготовке использовались приемы системно-дечятельностного подхода....

Разработка урока по теме Здоровое полноценное питание

Урок разработан в рамках применения здоровьесберегающих технологий...

"Полноценное питание-залог успеха школьника"

Подростковый возраст считается переломным в жизни человека. Организм подростка расходует много энергии, которая необходима для работы сердца, желудка, печени и других органов, для поддерж...

Полноценное питание , как условие здорового образа жизни

laquo;Полноценное питание, как условие здорового образа жизни» стоит как одно из мероприятий, направленных на профилактику заболеваний органов пищеваренияи рассчитана на формированиепозитивного...