Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение» во 2 классе у детей с ТНР. Дифференциация звуков С-Ш
план-конспект

Тупикова Елена Сергеевна

Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx22.76 КБ
Файл prezentatsiya_s-sh.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение»
во 2 классе у детей с ТНР.


Тема: Дифференциация звуков С-Ш


Цель: учить детей различать звуки [с] - [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

- учить сравнивать  акустико-артикуляционную характеристику звуков [С]-[Ш]
- учить дифференцировать  звуки [С]-[Ш] изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях ;
- развивать фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез;

- развивать грамматический строй речи через согласование числительных и прилагательных с существительными, образование притяжательных прилагательных;

-активизировать словарный запас;

- развивать воображение, память,  мышление.

Ход занятия:

Логопед: доброе утро, ребята!

Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Дети приветствуют гостей.

Организационный момент.

Логопед: сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Садится за парту  тот, чья фамилия начинается с глухого согласного звука,  со звонкого, с гласного звука.

Сообщение темы.

Логопед: послушайте слово и определите третий звук в этом слове: ЛИСА, а затем в слове МЫШКА.

Логопед: какие звуки вы выделили?

Дети: звуки С и Ш.

Логопед: как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Дети: со звуками  С и Ш.

Логопед: правильно, сегодня мы будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух звуки С и Ш.

Формирование умений и навыков.

Различение артикуляции звуков:

Логопед: давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем же они похожи и чем отличаются.

Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная. Звук [с] - твёрдый, глухой. (палец вниз)

Звук [ш] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая. Звук [ш] -твёрдый, глухой. (палец вверх)

Звуки [с] и [ш] произносятся без участия голоса (ладонь на горле, при произнесении горло не дрожит) - звуки глухие. При произнесении звуков воздушная струя встречает преграды - звуки согласные.

Различение в слогах.

Логопед: ребята, какое сейчас время года?

Дети: весна.

Логопед: а вы знаете, что ежи зимой впадают в спячку и просыпаются только весной. Вот и мы сейчас будем выполнять задание с шариком-ежиком. Логопед:  Я называю слог со звуком С, а вы звук С меняете на звук Ш и наоборот. (Са-ша, со-шо, су-шу, ас-аш и т.д. ) -дети выполняют задание.

Логопед: усложним задачу и будем заменять звуки в словах. Уши-усы, Машка-маска, наш-нас, вас-ваш, сок-шок

     

Работа со словами, словосочетаниями и предложениями.

Логопед: ребята, посмотрите на экран.

Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу ранней весной, идем по лесной дорожке, под ногами хрустит подтаявший снег, светит яркое солнышко. Делаем глубокий вдох носом, надуваем животик и выдыхаем через рот. Вдруг мы видим нору. Откройте глаза-как вы думаете чья это нора?

Дети рассуждают  ( нора лисы) … Если в ней живет лиса, значит нора чья?-лисья .

Логопед: посмотрите на лису, она какая?

Дети: рыжая, хитрая…

Логопед:  хвост у лисы какой?

 Дети: пушистый

Логопед:  хвост  чей?

Дети: лисий .

Логопед: назовите какое сегодня число?

Дети: называют число.

Логопед: сколько слов в этом предложении?

Дети : два слова.

Логопед: давайте откроем тетради и запишем его.

Логопед: у лисы есть для нас задание. Посмотрите на доску, вам нужно распределить данные слова в два столбика (на экране картинки , в названии которых есть звук С или Ш: машина, карандаш, сумка, краски, шапка, ананас, сушки). В первый столбик записываем слова, в которых есть звук С, во второй, в которых есть звук Ш (дети по одному выходят и записывают слова в столбики).

Логопед: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас составьте предложение с любым из этих слов. Предложение должно состоять из 4 слов.

 Один ученик записывает предложение на доске, а остальные в тетради (проговариваем заглавную букву и точку).

Логопед: выделите  грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).  Найдите в грамматической основе имя существительное, подпишите его.  Это существительное  одушевленное или неодушевленное? Другие ученики пишут в тетради.

Динамическая пауза.

Логопед: маршируем на месте  и проговариваем скороговорку: любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша (сначала медленно, потом быстрее).

Логопед: присаживаемся и продолжаем нашу прогулку по лесу. Закрываем глаза и идем дальше. Слышим как стучит дятел, как скрипят веточки. Открываем глаза и видим нору, как вы думаете, кто живет в этой норе ?

Дети: тут живет заяц.

Логопед: правильно , это нора ушастого зайца. Если в ней живет заяц, значит она чья?

Дети: заячья.

Логопед: по другому нора у зайца называется лежка.

Логопед: посмотрите на доску, нам нужно посчитать: пушистую лису, шустрого мышонка и ушастого зайчонка до 6. (одна пушистая лиса, две пушистых лисы и т.д)

Логопед: молодцы, справились!  Закрываем глаза и продолжаем нашу прогулку по  лесу. Слышим как падают сосновые шишки. Открываем глаза - как вы думаете это чья нора? Маленькая норка.

Дети:  это мышиная нора.

Логопед : мышь приготовила нам следующее задание.   Нужно подобрать родственные слова к слову МЫШЬ.

Дети по одному выходят к доске и записываю слова (мышка, мышата, мышонок).

Логопед: а теперь нужно выделить общую часть этих слов. Как называется общая часть слов?

Дети: корень (один ребенок выделяет корень в словах)

Логопед: Молодцы! Вот и закончилась наша прогулка по лесу, пора возвращаться в школу.

Итог занятия.

Логопед: Какие звуки мы сегодня учились различать?

Дети: звуки С и Ш.

Логопед: где язычок когда мы говорим звук С, а когда Ш. Если вы считаете, что справились с заданиями  – пошипите и поднимите большой палец вверх, если у вас возникали трудности , произнесите звук С и опустите большой палец вниз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дифференциация звуков С-Ш Подготовил: учитель-логопед Тупикова Е.С. НШ-ДС № 76 г. Тюмень

Слайд 3

Характеристика звуков С-Ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Планы-конспекты занятий по коррекционным курсам «Предметно-практическая деятельность, обучение игре »,"Окружающий мир", "Сенсорика"

Это конспект занятия, адресованный педагогам, работающим с детьми  с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Планы-конспекты занятий по коррекционным курсам «Предметно-практическая деятельность, обучение игре »,"Окружающий мир", "Сенсорика"

Конспекты адресованы педагогам,работающим с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».

Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...

Конспект занятия по коррекционному курсу «Ступени жизни» Тема: Административная и уголовная ответственность, 10 класс

Тема: Административная и уголовная ответственность Цель: расширение представлений учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений....

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Дифференциация звуков [ш] - [с]».

В конспекте представлены игры и упражнения по обучению грамоте с  детьми старшего дошкольного возраста на  дифференциацию звуков [ш] - [с]....

Конспект занятия по коррекционному курсу «Дефектологические занятия». Тема Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».

Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения,  речи и  планомерного выполнения зада...